Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил техники безопасности
Понятие «Техника Безопасности» непосредственно связано с трудовой деятельностью, в связи с этим, посягательства на безопасные условия труда граждан, выражающиеся в нарушении правил техники безопасности, промышленной санитарии и иных правил охраны труда, являются опасными правонарушениями, влекущими в предусмотренных законом случаях уголовную ответственность. Такая ответственность установлена для должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности за нарушение общих либо специальных правил охраны труда, если это повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо его смерть. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ в действ. Ред. От 03.02.2014
В качестве самостоятельных составов преступлений, ответственность за совершение которых наступает не только при наличии указанных последствий, но и при реальной возможности их наступления, закон выделяет:
- нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ);
- нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ (ст. 216 УК РФ);
- нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ);
- нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ);
- нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ); уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем (ч. 1 ст. 261 УК РФ);
- уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные путем неосторожного обращения с огнем (ч. 2 ст. 168 УК РФ).
К ответственности по этим преступлениям могут быть привлечены не только должностные лица, но и иные работники, допустившие нарушение правил охраны труда.
Известны следующие группы причин нарушений правил безопасности труда и пожарной безопасности:
1. Допуск к производству работ необученных либо неподготовленных лиц. Практика свидетельствует, что иногда к производству работ, выполнению различных производственных заданий либо к управлению сложными механизмами допускаются лица, не имеющие соответствующей специальности, не обладающие необходимыми практическими навыками, опытом или квалификацией, а также не аттестованные в установленном порядке либо не имеющие специального допуска. Примерами таких нарушений служат направление на ремонт оборудования вместо слесарей-ремонтников рабочих иных специальностей.
2. Дача указаний и распоряжений о производстве работ, противоречащих правилам безопасности труда. В эту группу нарушений включают указания должностных лиц о производстве работ без предварительного согласования с соответствующими службами, когда это прямо предусмотрено правилами техники безопасности, либо указания о производстве работ в отсутствие лиц, обеспечивающих безопасность исполнителей. Сюда же следует отнести распоряжения о производстве работ определенным способом или в условиях, создающих повышенную опасность для лиц, их выполняющих; разрешение работ на неисправном оборудовании, инструментами, запрещенными к использованию при выполнении подобных производственных операций, при отсутствии индивидуальных средств защиты.
К подобным нарушениям относятся, например, указания о производстве землеройных либо подъемных работ в зоне подземных или воздушных линий электропередач без согласования порядка их осуществления.
3. Внесение изменений в технологические процессы, конструкции станков и механизмов, а также издание инструкций и памяток, противоречащих требованиям безопасности труда. Такие нарушения совершают должностные лица, отвечающие за организацию производства в целом либо за нормальную работу производственных подразделений предприятия. Указанные нарушения заключаются в том, что в издаваемые инструкции включаются положения, противоречащие действующим в данной отрасли общим и специальным правилам охраны труда; в памятки по ремонту и эксплуатации оборудования вносятся данные о предельных нагрузках, скоростях, режимах работы, не согласующиеся с техническими паспортами этого оборудования и инструкциями завода-изготовителя.
4. Неудовлетворительная подготовка работников в области охраны труда. Здесь нарушения состоят, как правило, в отсутствии какой-либо подготовки в области техники безопасности, в некачественной подготовке либо подготовке в неполном объеме. Конкретно эти нарушения выражаются в не проведении должностными лицами предприятий обязательных инструктажей по технике безопасности, в частности повторных, при изменении технологических процессов, замене инструктажа выдачей письменной инструкции по технике безопасности или соответствующей памятки, в нарушении сроков проведения инструктажей, отступлении от утвержденных программ обучения отдельных категорий работников правилам безопасности труда, сокращении сроков обучения, формальном отношении к оценке знаний по технике безопасности, нарушении правил и сроков переаттестации работников отдельных специальностей.
5. Неудовлетворительный контроль за техническим состоянием оборудования и средств защиты. Данный вид нарушений заключается в невыполнении должностными лицами возложенных на них обязанностей по поддержанию в исправном и безопасном состоянии эксплуатируемого и вновь вводимого в эксплуатацию оборудования, а также средств индивидуальной защиты.
6. Неудовлетворительный контроль за безопасным производством работ. Внесенные сюда нарушения предполагают отсутствие постоянного, систематического надзора со стороны должностного лица за соблюдением исполнителями работ требований техники безопасности либо отсутствие его в месте производства работ в случаях, когда соответствующими правилами ему прямо предписывается наблюдать за действиями исполнителей или руководить ими.
7. Неудовлетворительная организация работ и мероприятий по технике безопасности. Подобные нарушения могут выражаться, в частности, в ошибочном определении степени опасности предстоящих работ, границ опасных зон, в не обеспечении безопасных условий работы в них (отсутствие ограждений, освещения и т.п.), неправильном установлении количества работников, обеспечивающих безопасность работ, небезопасном размещении оборудования, организации рабочих мест, в не обеспечении работников индивидуальными средствами защиты, отсутствии надлежащих санитарно-гигиенических условий и профилактических мероприятий (отсутствие на объекте душевых, дезактивирующих средств, регулярных медицинских осмотров и т.д.).
Уголовную ответственность по ст. 143 УК РФ несут только должностные лица, а за иные нарушения могут привлекаться также и другие работники, деятельность которых связана с производством. Руководители работ несут уголовную ответственность за обеспечение техники безопасности, если они не создали необходимых условий, при которых подчиненный мог бы исполнять требования правил безопасности, не приняли мер для устранения выявленных нарушений правил или вместе с подчиненным их нарушали. Рядовые работники, нарушившие правила техники безопасности и причинившие вред другим лицам, несут уголовную ответственность за преступления против личности (причинение вреда здоровью, неосторожное убийство) или, если они нарушили правила при производстве различного вида работ, по соответствующим статьям УК РФ.
По делам данной категории вопрос о причинности и лицах, подлежащих уголовной ответственности, является актуальным. Как правило, многочисленные нарушения правил техники безопасности допускают практически все работники. Важно определить, кто из них непосредственно виновен в нарушении правил, повлекшем тяжкие последствия, имеется ли причинная связь между его деянием и наступившими последствиями.
Существенным признаком криминалистической характеристики преступлений данной категории являются последствия нарушения правил техники безопасности и пожарной безопасности (материальный ущерб, гибель людей, причинение вреда окружающей среде). Наступление тех или иных вредных последствий влияет не только на методику расследования, но и на принятие решения о возбуждении уголовного дела.
При расследовании нарушений правил безопасности труда и пожарной безопасности подлежат выяснению следующие обстоятельства:
1. Имело ли место нарушение правил охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правил ведения строительных, горных или иных работ.
2. Какие именно правила были нарушены, в чем выразилось это нарушение.
3. Где, когда, при каких обстоятельствах произошло нарушение правил техники безопасности или на объекте возник пожар; сколько было очагов пожара и где они находятся; могло ли это нарушение повлечь за собой или повлекло ли оно причинение вреда здоровью человека, смерть или иные тяжкие последствия.
4. Каковы последствия нарушения правил безопасности (смерть потерпевшего, причинение вреда здоровью и степень его тяжести, материальный ущерб), нарушены ли правила безопасности самим потерпевшим.
5. Имеется ли причинная связь между нарушениями правил безопасности и наступившими последствиями.
6. Кто является ответственным за соблюдение правил безопасности на данном объекте, кто допустил нарушение правил техники безопасности, является ли это лицо должностным и какую занимает должность, какими документами (положением, инструкцией, приказом и т.д.) определены его права и обязанности, была ли возложена на него постоянно или временно обязанность по обеспечению правил техники безопасности, правомерно ли возложены указанные обязанности на данное лицо?.
7. Имеется ли причинная связь между действиями должностного лица, ответственного за соблюдение правил безопасности, и наступившими последствиями?.
8. Личность обвиняемого, нарушившего правила техники безопасности, уровень его профессиональной подготовки, его служебная характеристика.
9. Обстоятельства, смягчающие ответственность (устранение виновным вредных последствий пожара, совершение преступления впервые вследствие случайного стечения обстоятельств, недостаточный опыт и квалификация и др.). Обстоятельства, отягчающие ответственность (совершение преступления в состоянии опьянения, неоднократное нарушение правил пожарной безопасности, причинение тяжких последствий и др.).
10. Обстоятельства, способствовавшие произошедшему несчастному случаю или возникновению пожара.
Основными задачами расследования преступлений данной категории являются:
1) установление причин нарушения правил безопасности;
2) выявление лиц, виновных в их нарушении
3) определение размеров ущерба.
Рассматриваемые преступления обычно не ограничиваются нарушением какого-либо одного правила техники безопасности или промышленной санитарии, а представляют собой совокупность нарушений указанных правил.
Особенность рассматриваемого вида преступлений состоит в наличии сложной причинной связи между нарушением правил безопасности труда и наступившими в результате этого опасными последствиями. Допущенные нарушения неизбежно влекут за собой возникновение разнообразных факторов риска, обусловливающих, в свою очередь, наступление вредных последствий. В зависимости от характера допущенных нарушений такие факторы могут относиться к технической или организационной стороне производственного процесса либо к промышленной санитарии.
В соответствии с этим причины несчастных случаев на производстве принято подразделять на технические, организационные и санитарно-гигиенические. К первым относятся причины технического характера, связанные с ненадлежащим ремонтом и эксплуатацией оборудования, скрытыми дефектами узлов и деталей машин, конструктивными недостатками механизмов и агрегатов. Неудовлетворительная организация производственных процессов в целом, отдельных технологических операций и рабочих мест, нерациональное размещение оборудования, неоптимальная расстановка работников и т.п. вызывают к жизни организационные причины.
Под санитарно-гигиеническими причинами понимаются разнообразные факторы внешней среды, связанные с производством и способные оказать вредное воздействие на организм человека (высокая или низкая температура, производственные шумы, загазованность или запыленность производственных помещений и т.п.).
Наступление вредных последствий обусловливается действием как одной, так и комплекса разнородных причин. Так, неисправность вентиляционного оборудования ввиду некачественного ремонта (техническая причина) влечет за собой загазованность производственного помещения (санитарно-гигиеническая причина), что при отсутствии у работников индивидуальных средств защиты (организационная причина) может привести к несчастному случаю на производстве.
Рассматриваемые преступления сопровождаются образованием различных следов, позволяющих установить нарушения конкретных правил охраны труда и виновных лиц, выяснить обстоятельства произошедшего. Чаще всего эти следы остаются на месте происшествия и сохраняются в документации, относящейся к производству работ, при исполнении которых произошел несчастный случай.
Таким образом, следователю нужно всегда помнить, что содержание документов нередко указывает на конкретные нарушения правил техники безопасности и виновных лиц.
Следователю необходимо изъять следующие документы:
1) журналы регистрации инструктажей по технике безопасности,
2) вахтенные журналы машин и механизмов,
3) наряды на производство тех или иных видов работ,
4) удостоверения и свидетельства на право управления определенными механизмами или производство конкретных работ,
5) ведомости на выдачу спецодежды и индивидуальных средств защиты,
6) наряды на выдачу сырья, инструментов, материалов,
7) графики профилактических осмотров и ремонта оборудования, проведения медицинских осмотров работников, их переаттестации,
8) документация экзаменов и зачетов по правилам техники безопасности,
9) приказы по предприятию о назначениях и перемещениях работников, возложении на них обязанностей по контролю за соблюдением правил безопасности труда, инструкции по технике безопасности и др.
Прямое или косвенное отражение в указанных документах действий (либо бездействия) должностного лица, наличие и характер имеющихся в них записей, а также отсутствие отдельных документов, составление которых прямо предусмотрено соответствующими инструкциями, нередко прямо свидетельствуют о ненадлежащем исполнении этим лицом возложенных на него обязанностей в области охраны труда.
Ценная информация о причинах и обстоятельствах несчастного случая содержится в специфических следах на месте происшествия (месте производства работ, при выполнении которых произошел несчастный случай). Установление места происшествия и определение его границ подчас сопряжены с трудностями, нередко возникающими в случаях, когда причины происшествия связаны с деятельностью других предприятий и организаций, а также при разрыве во времени между проводимыми работами и наступившими последствиями.
Имеющиеся на месте происшествия следы часто указывают на:
- ненормальные условия работы (слишком высокая или низкая температура и влажность воздуха, высокая концентрация пыли, ядовитых химических веществ, ионизирующая радиация, слабая освещенность и т.п.);
- состояние оборудования, которым пользовался потерпевший, способ и режим производства работ, стадию их выполнения на момент несчастного случая. На это указывают аппаратура, инструменты, сырье, заготовки изделий, следы на деталях, свидетельствующие о применении конкретных инструментов и приспособлений для их обработки и о конкретной трудовой операции, следы воздействия пламени, газо- и электросварки, ядовитых веществ на деталях и оборудовании, следы креплений и грузов, показания измерительных и регистрирующих приборов и др.;
- конкретные технические причины происшествия. К этим следам относятся, прежде всего, поврежденные детали станков и механизмов, неисправные приборы и инструменты, следы короткого замыкания, неисправности контрольной и измерительной аппаратуры, систем блокировки и сигнализации, средств индивидуальной защиты и т.д.
Криминалистический анализ преступных нарушений правил безопасности труда показывает, что в ряде случаев должностные лица, ответственные за соблюдение правил техники безопасности на объекте, где произошел несчастный случай, прибегают к разным способам сокрытия допущенных ими нарушений. При этом, как правило, изменяется обстановка места происшествия, ликвидируются имевшиеся там материальные следы, уничтожаются отдельные документы или изменяется их содержание, издаются задним числом приказы, распоряжения, составляются иные документы, оправдывающие виновного. Например, в журнале регистрации инструктажей по технике безопасности подделывают подписи потерпевшего, изготовляют фиктивную ведомость на выдачу работникам индивидуальных средств защиты, срочно ремонтируют сломанное оборудование, заменяют неисправные средства индивидуальной защиты.
Признаками такого рода маскирующих действий служат исправления, дописки, допечатки текста, следы травления и подчистки, признаки технической подделки подписи в документах, различные негативные обстоятельства на месте происшествия (новые ограждения движущихся частей механизмов на общем фоне изношенного оборудования и т.п.).
2. Типичные следственные ситуации и типичные следственные действия
Наиболее распространенным поводом к возбуждению уголовного дела о нарушении правил техники безопасности является происшествие на производстве, повлекшее причинение вреда здоровью или смерть работника, выполняющего обязанности на рабочем месте.
Сообщения о подобных фактах могут поступить в прокуратуру из государственной инспекции труда, медицинских учреждений, средств массовой информации, от руководителей предприятий, граждан, самих потерпевших. Они также могут быть выявлены непосредственно работниками прокуратуры при проведении проверки.
В тех случаях, когда суть происшествия не ясна и недостаточно данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела, проводится проверка обстоятельств, изложенных в сообщении (истребуются необходимые материалы, получаются объяснения и т.п.). Иногда сообщение о происшествии и осмотр места происшествия являются достаточным основанием принятия такого решения. Материалы технических инспекторов труда, представленные в прокуратуру, как правило, содержат необходимый перечень документов и сведений, позволяющих после их получения решить вопрос о возбуждении уголовного дела, не проводя дополнительную проверку.
При получении сообщения о несчастном случае с явными признаками преступления следователь выезжает на место происшествия. По результатам его осмотра при наличии признаков преступления возбуждается уголовное дело.
По каждому факту несчастного случая, происшедшего на производстве с работниками и другими лицами при выполнении ими трудовых обязанностей, в обязательном порядке проводится служебное расследование.
При групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом работодатель обязан в течение суток поставить в известность различные государственные органы, в том числе прокуратуру по месту происшествия.
По результатам расследования формируются соответствующие документы, и составляется акт о несчастном случае на производстве. Материалы расследования председатель комиссии в 3-дневный срок направляет в прокуратуру, куда уже сообщалось о несчастном случае. Все документы приобщаются следователем к материалам уголовного дела.
На первоначальном этапе расследования выдвигаются версии о событии в целом, о причинах нарушений правил техники безопасности, повлекших несчастный случай, о лицах, виновных в нарушении правил безопасности. Версии о причинах несчастного случая на производстве могут быть следующие:
а) причиной происшествия явилось нарушение должностным лицом правил охраны труда и техники безопасности, неправильной организации работ и ненадлежащего контроля за деятельностью подчиненных работников;
б) непосредственной причиной происшествия явилась техническая неисправность оборудования;
в) непосредственной причиной происшествия явилась технически неправильная эксплуатация оборудования;
г) непосредственной причиной происшествия явилось техническое несовершенство оборудования для выполнения указанного вида работы;
д) несчастный случай произошел ввиду неосторожности самого потерпевшего, нарушения им правил безопасности труда;
е) имеет место несколько взаимосвязанных причин.
На начальном этапе расследования данной категории дел могут складываться следующие следственные ситуации:
1. Сообщение о несчастном случае на производстве поступило в прокуратуру сразу же после происшествия.
2. Сообщение о несчастном случае на производстве поступило в прокуратуру по прошествии времени.
3. В прокуратуру поступили материалы ведомственного расследования несчастного случая на производстве.
С учетом сложившейся ситуации и принимая во внимание типичные версии о происшедшем, следователь определяет содержание и последовательность производства первоначальных следственных действий: осмотр места происшествия, осмотр и выемка документов, допросы потерпевшего и очевидцев, допросы должностных лиц, назначение судебно-медицинской экспертизы.
Перед началом расследования следователь изучает специальную и криминалистическую литературу, материалы ведомственного расследования, знакомится с нормативными документами, привлекает к участию в следственных действиях специалистов в соответствующей области знаний (по ведению строительных, взрывных работ, инспекторов государственных инспекций труда и т.д.). Специалист поможет следователю разобраться в терминологии, технологии ведения работ, устройстве и принципе действия механизма и т.п.
Этапы расследования
Первоначальный этап