Нурушение психического развития: недоразвитие вследствие органического дефекта. олигофрения
Основные синдромы нарушенного интеллекта - слабоумие и малоумие.
Слабоумие (деменция) - вызванная патологическим процессом стойкая, трудно восполнимая утрата интеллектуальных способностей, т.е. обратное развитие, снижение, носящее приобретенный характер. Наблюдается снижение памяти, ослабление познавательных способностей, оскудение эмоциональной сферы и изменение поведения.
Олигофрения (малоумие)- врожденное состояние умственной недостаточности различной степени. Малоумие является результатом того, что мозг поражается патологическим процессом внутриутробно, во время родов или после рождения ребенка на начальном этапе его развития, так и не успев сформироваться (условно, в первые 3 года). Если слабоумие - снижение интеллекта от нормального уровня, то при олигофрении интеллект так и не достигает уровня взрослого человека.
Синдром олигофрении является достаточно стабильным состоянием - выраженность олигофрении не нарастает и не уменьшается (имеется в виду состояние собственно интеллекта, в то время как предпосылки интеллекта, эмоционально-волевая сфера в определенной мере могут развиваться и/или коррегироваться).
Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления.
Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.
В старшем дошкольном возрасте они не справляются с заданиями на дифференциацию предметов по существенным признакам, в связи с чем особые затруднения испытывают в заданиях на классификацию, выделение четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа. Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета и особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их часто механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.
Особенно затруднен при олигофрении перенос усвоенного в конкретном задании способа действия в новые аналогичные условия. Это обусловлено как спецификой самого мышления, так и малой подвижностью, инертностью психических процессов. Для детей с олигофренией характерна склонность к стереотипности в мышлении и действиях.
Все мыслительные процессы при олигофрении характеризуются выраженной тугоподвижностью. Все виды деятельности и поведения детей однообразны, стереотипны, с преобладанием элементов подражания и копирования. Недоразвитие мыслительной деятельности и инертность мыслительных процессов при олигофрении неблагоприятно сказываются на формировании всех познавательных процессов, и прежде всего восприятия.
Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности при олигофрении обусловливает специфическую особенность восприятия: дети способны выделить в предметах лишь отдельные конкретные их свойства и качества (цвет, форму, размер), но не могут установить связи между ними и составить самостоятельно целостное представление о предмете. Естественно, что эти нарушения проявляются по-разному в зависимости от возраста, степени выраженности интеллектуального дефекта и обучения. Не умея выделить основное в предметах и явлениях, дети испытывают основные трудности в операциях сравнения по существенным признакам. Они не могут устанавливать различия в сходных предметах и общее — в различных. Воображение оказывается в высшей степени затруднительным для такого ребенка. Восприятия детей бедные, они неполно отражают окружающую действительность, отсутствует активный творческий характер восприятия. Как отмечала Г. Е. Сухарева, «умственно отсталый ребенок мало видит тогда, когда смотрит, и мало слышит, когда слушает».
Ведущим симптомом при олигофрении является недоразвитие познавательной деятельности. Дефект познавательной деятельности характерен для всякого олигофренического слабоумия вне зависимости от степени его выраженности. Именно недоразвитие познавательной деятельности при неосложненной форме олигофрении приводит к специфическим нарушениям речи, аффективно-волевой сферы, моторики и личности. Так, особенностью речи при олигофрении является не только более позднее развитие активной речи, но и значительное отставание в понимании обращенной речи.
При олигофрении отмечается недостаточная сформированность как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Кроме того, при олигофрении значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отмечаются стойкие нарушения звукопроизношения. Это связано как с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, функции самоконтроля, недоразвитием фонематического восприятия и анализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза, так и с инертностью психических процессов.
Особенностью эмоциональной сферы детей с олигофренией является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе. В своих эмоциональных переживаниях, так же как и в мыслительной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи с чем они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события. Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий, как и в мышлении характерна тугоподвижность, слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций. Познавательные эмоции у этих детей обычно не развиты, часто наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. При олигофрении с трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувства долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков.
Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы при основной, «ядерной», неосложненной форме олигофрении находятся в соответствии со степенью снижения интеллекта.
При олигофрении также имеют место недостаточность произвольного целенаправленного внимания, нарушение его распределения в процессе мыслительной деятельности, слабость логической памяти. В запоминаемом материале ребенок не может выделить существенное и установить логические связи в сюжете.
Выделяют следующие степени олигофрении:
/F72/ Умственная отсталость тяжелая(IQ 20-34). Отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в домашних и практических делах. Словарный запас ограничен несколькими десятками слов.
/F73/ Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения).IQ ниже 20. Такие дети весьма ограничены в способностях к пониманию, выполнению требований и инструкций, не узнают окружающих, их внимание почти ничем не привлекается, выражение лица бессмысленное.
Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности (или поздно начинают ходить), движения плохо координированы, страдают недержанием мочи и кала. В ряде случаев в моторике наблюдаются стереотипные движения — маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. С ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации.
В большинстве случаев устанавливается органическая патология: эпилепсия, расстройства зрения и слуха, атипичный аутизм. Эти расстройства более характерны для неподвижных больных.
/F71/ Умственная отсталость умеренная (нерезко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения). Коэффициент умственного развития находится в диапазоне от 35 до 49. Речь косноязычна, словарный запас около 200 простейших слов. Некоторые пациенты никогда не овладевают речью, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность речи. Под присмотром и при постоянной стимуляции могут выполнять простейшие виды деятельности, имеют элементарны навыки самообслуживания. Дети-имбецилы понимают чужую речь, мимику и жестикуляцию в пределах их постоянного обихода. Наличие грубых дефектов памяти, восприятия, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. Пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. В правовом отношении, они являются недееспособными, и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. У большинства больных с имбецильностью может быть выявлена органическая этиология: детский аутизм, эпилепсия, неврологические и соматические нарушения. Выявление психиатрических диагнозов ограничивает недоразвития речевого аппарата.
/F70/ Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность). Коэффициент умственного развития - 50-69 баллов. Раннее развитие (когда начали сидеть, ходить, произносит первые слова) может быть без особенностей и нередко вопрос об олигофрении (в степени легкой дебильности) встаёт в 4-6 лет, когда ребёнка начинает учиться считать, читать, писать и становится заметным его отставание от сверстников (в прошлом особенно часто олигофрения в степени легкой дебильности обнаруживалась, когда ребенок начинал ходить в школу).У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, астигматизма, аграмматизма.
Нередко получают начальное или неполное среднее образование, формально могут и полное среднее, но учатся с трудом, преимущественно путем зазубривания материала. Затруднения обычно вызывают чтение и письмо.
Доступно понимание обыденных правил. Отличаются повышенной внушаемостью в одних ситуациях или повышенной упрямостью в других. При совершении правонарушений чаще признаются вменяемыми.
Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание, контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря), в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития этих навыков и проявления компенсаторных возможностей.
Возможно трудоустройство в практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. Действуют, преимущественно, по шаблону, однообразно. В социокультуральных условиях в случае заметной эмоциональной и социальной незрелости, проявятся последствия ограничения социальной роли в виде неспособности справляться с требованиями брачной жизни, воспитанием детей, затруднениями в адаптации к культуральным традициям и нормам.
Уровень когнитивных способностей определяется в зависимости от культуральных норм исследователи должны сами решать как лучше определять Коэффициент Интеллектуальности (КИ) или Возраст Умственного развития в соответствии с нижеприведенными группами:
Рубрика | Умственная отсталость | КИ умственного развития | Диапазон (Возраст) |
F70 | Легкая | 50-69 | 9-12 (до 12) лет |
F71 | Умеренная | 35-49 | 6-9 лет |
F72 | Тяжелая | 20-34 | 3-6 лет |
F73 | Глубокая | до 20 | до 3 лет |
Для определения уровеня социального функционирования в большинстве стран европейской и американской культуры рекомендуется использовать Шкалу Социальной Зрелости Вайнленда, если она признается там в качестве адекватной (для использования в других культуральных условиях следует создавать модифицированные версии или эквивалентные шкалы).
По этиологии выделяют 3 основные группы олигофрений:
Первая группа: олигофрении эндогенной природы, вызванные поражением генеративных клеток родителей. Сюда относятся (одни из наиболее частых): болезнь Дауна, истинная микроцефалия (малоголовость), фенилкетонурия.
Вторая группа: олигофрении, обусловленные внутриутробными вредностями (эмбрио- и фетопатии). Сюда относят формы, в происхождении которых имеет значение поражение зародышевых тканей вирусами (при заболеваниях гриппом, краснухой, гепатитом, эпидемическим паротитом, нейроинфекциями), бактериями (заболевания матери сифилисом, токсоплазмозом). К этой группе также относятся формы, обусловленные гемолитической болезнью новорожденных (резус-конфликт; умственная отсталость различна - от дебильности до идиотии).
Третья группа: олигофрении, обусловленные постнатальными вредностями, т.е. развившимися в результате действия вредностей во время родов и в раннем детстве - родовые травмы, асфиксия, перенесенные в возрасте до 3-х лет травмы головы и нейроинфекции. Наряду с биологически повреждающими факторами, к олигофрении (преимущественно, к дебильности) могут приводить и отрицательные микросоциальные факторы, в первую очередь такие виды депривации, как материнская, сенсорная и социальная депривация, особенно в их сочетании (депривация- лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма).