ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... Наконец, необходимо обратить внимание на такой важный педагогический аспект как «естественность», «неизбежность» включения мира природы в образовательную
Наконец, необходимо обратить внимание на такой важный педагогический аспект как «естественность», «неизбежность» включения мира природы в образовательную среду (как семейную, так и школьную).
Когда ребенок живет в квартире без растений и животных, ходит в школу, в которой живой уголок доступен только «избранным» юннатам, он привыкает к среде, лишенной мира природы. При этом, как подчеркивает П.Н.Виноградов, «использование для экологического образования элементов природной среды, "вынесенных" из естественных условий существования, а потому воспринимаемых как объекты собственных манипуляций» (1996, с. 29), — одно из важнейших условий, затрудняющих «становление оптимальной модели экологического поведения школьника, проживающего в большом городе». Т.е. речь идет о преимущественном развитии объектно-прагматического отношения к природе («объекты собственных манипуляций» и «использование элементов природной среды»). Такой ребенок живет с установкой типа: «Без всего этого можно обойтись». В то же время, маленький ребенок входит в мир, в котором «естественно» и «неизбежно» присутствуют холодильник, телевизор, стол и стул -это и есть «нормально». В этом случае животное или растение, купленное впоследствии родителями, как бы привносится в жизненную среду «извне».
Совсем иначе воспринимается мир природы, если ребенок с первых сознательных шагов живет рядом с комнатными животными (собакой, кошкой, попугаем или морской свинкой), среди растений, которые в этом случае представляются такими же естественными и необходимыми, как мама и папа, кроватка, плюшевый мишка, тарелка с кашей и бутылочка с молоком.
Когда на подоконнике родительской спальни ребенок с детства видит «тропический сад», то наступает день, когда он задает родителям вопрос: «А почему у меня до сих пор нет на подоконнике растения?» И после выбора «подходящего» экземпляра первый свой горшок появляется и у малыша, возникает первый практический контакт с «зеленым другом».
Таким образом, создание соответствующей образовательной среды — важнейшее условие эффективности процесса развития субъективного отношения ребенка к миру природы.
методические аспекты психолого-педагогической коррекции 389
15.2. эколого-психологический тренинг
В настоящее время намечается тенденция интеграции педагогики, экологии и психологии в сфере разработки новых эффективных технологий экологического образования (Бурнашов, 1996; Виноградов, 1996; Камнев, Конюшев, 1996; Кавтарадзе, 1996; Николаева, 1995; Пахомов, 1996; Самкова, 1996; Хухлаева, 1996; Цвет-кова, 1996 и др.). Характерная особенность этих поисков состоит в стремлении специалистов не ограничиваться традиционным формированием экологических знаний, умений и навыков, а активно влиять именно на процессы развития субъективного отношения к миру природы, затрагивая при этом глубинные психологические сферы человека. «Практически ориентированной проблемой является разработка технологий воспитания экологической культуры, т.е. такого сочетания психолого-педагогических приемов и средств, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии» (Дежникова, 1996, с. 47).
«За долгие годы работы в области экологической пропаганды и обучения я пришел к заключению, что беседы, лекции, статьи в газетах и журналах, посвященные вопросам охраны природы, малоэффективны в смысле отдачи. Люди возмущаются и негодуют, узнав для себя новые удручающие факты из области современного состояния окружающей среды. На этом заканчивается их активность...
Действительно, без развития у людей с младенчества любви к кра
сивому, гармоничному, потуги специалистов-экологов в деле пропа
ганды природоохранных постулатов не дадут должного эффекта. Другой
вопрос, как всколыхнуть в человеке нравственные чувства любви к
прекрасному, к красоте окружающего мира, которую захочется за
щитить из внутренних побуждений, без указок со стороны?» (Луго
вой, 1997, с. 98). %
На основе рассмотренных выше психолого-педагогических
принципов и методов развития и коррекции субъективного отно
шения к природе нами была разработана и апробирована модель
эколого-психологического тренинга (/яду/ля, 1991). Несмотря на
внешнюю простоту упражнений, эколого-психологический тре
нинг сконструирован как система коррекционно-педагогических
приемов, каждый из которых инициирует, актуализирует действие
определенного психологического механизма развития субъектив
ного отношения к природе. Таким образом, эколого-психологичес
кий тренинг представляет собой конкретную модель «педагогической
кальки», налагаемой на «психологическую матрицу», моделирую
щую систему психологических механизмов развития субъектив
ного отношения к природе.
Психолога-педагогическая коррекция...
Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга, направленного на решение следующих задач:
1) коррекция, формирование и развитие экологических уста
новок личности, в первую очередь преодоление антропоцентри
ческого прагматического отношения к природным объектам;
2) коррекция целей взаимодействия личности с природными
объектами;
3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;
4) развитие перцептивных возможностей человека при его кон
тактах с природными объектами;
5) расширение индивидуального экологического пространства.
Тренинг может проводиться в группахиз 8—12 человек под
руководством ведущего-тренера. Он достаточно универсален в отношении социально-возрастного состава группы.
Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень развития отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой.
Группы комплектуются из школьников, начиная с 10-летнего возраста (отдельные элементы эколого-психологического тренинга могут быть использованы в работе с детьми начиная с 5 лет), студентов, учителей, в принципе, из представителей любых социально-профессиональных категорий. Особенно эффективно проведение тренинга в группах, состоящих из нескольких семей (3—4), где дети и родители вместе выполняют упражнения, так как в этом случае, кроме специфических задач эколого-психологического тренинга, параллельно решаются и общие социально-психологические проблемы семьи.
Ведущийдолжен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга.
Большинство упражнений (техник) не требует специального материального обеспеченияи может, в принципе, проводиться в самых обычных условиях, хотя эффект от тренинга существенно выше, если он проходит в условиях соответствующим образом организованной образовательной среды (см. 15.1).
Для семейного эколого-психологического тренинга наиболее подходящей представляется формаеженедельных воскресных за-
методические аспекты психолого-педагогической коррекции 391
нятий продолжительностью 3—4 часа. В группах студентов это может быть недельный курс по 5—6 часов каждый день: возможна вечерняя форма (по 2—3 часа ежедневно) или раз в неделю и т.д. Эколого-психологический тренинг органично вписывается в работу летних лагерей для школьников, семейных клубов, экологических семинаров, детских и молодежных движений. Отдельные упражнения могут использоваться в воспитательной работе детских садов, в начальной школе, на уроках биологии в средних и старших классах, а также в семейном воспитании.
Тренинговые упражнения применяются тренером в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Обычно, используется следующая стратегия.Вначале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Затем на развитие экологической эмпатии, стимулирование идентификации с природными объектами. Это создает психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий взаимодействия с природными объектами, чему посвящен следующий этап тренинга. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширение субъективного экологического пространства — зоны персональной ответственности за природу.
Приведем для примера некоторые базовые упражнения (техники) эколого-психологического тренинга, которые могут служить основой для конструирования по аналогии серии
соответствующих заданий.
^
упражнение «экскурсия»
Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.
Ориентировочное время: Около 1 часа (с обсуждением).
Материалы и подготовка: Живой уголок (зоопарк, музей природы и т.п.), подготовка ведущего к экскурсии.
Процедура: Рассказывая об объектах природы, ведущий подчеркивает особенности их образа жизни, те опасности, которые им грозят, любопытные случаи, связанные с ними и т.п.