Новеллистическое творчество П. Мериме

Практическое занятие № 1

Стендаль «Красное и черное».

1. Идея создания романа «Красное и черное».
2. Композиция произведения, связь с жанровыми особенностями «романа-карьеры».

Роман Стендаля и просветительская традиция.
3. Тема формирования характера молодого человека в буржуазном окружении эпохи Реставрации - центральная для французской литературы 19 века.
4. Человек и общество. Конфликт Жюльена Сореля со средой:
5. Особенности психологизма Стендаля; язык и стиль произведений Стендаля; функции детали в романе.
6. Возможные интерпретации названия романа «Красное и черное», связь названия с основным конфликтом.

Практическое занятие № 2

Особенности творчества Г.Флобера

1. Особенность развития французского реализма после 1848 года.

2. Г.Флобер и Вторая империя. Жизнь и становление художника. Концепция личности и общества и отношение к миру после 1848 г.

3. Эстетические взгляды и мировоззрение. Исторический пессимизм.

4. Полемика с романтизмом: "Башня из слоновой кости" и раскрытие сути общественной позиции Флобера.

5. Эстетическая теория Флобера, отождествление красоты и истины, искусства, творчества и познания; принцип целостного видения мира; теория безличности; форма и содержание.

6. Роман «Воспитание чувств»: тема утраты иллюзий, отрицания буржуазной пошлости. Продолжение этих тем в зрелом творчестве писателя.

7. «Госпожа Бовари», миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера.

Практическое занятие № 3

Роман Бальзака “Отец Горио” (проблема творческого метода)

План

1. Своеобразие композиции произведения (полицентризм; отличие от структуры романов “Шагреневая кожа” и “Евгения Гранде”.

2. Двуплановость в изображении места действия: бытовая конкретика и символический подтекст в описании улицы, пансиона мадам Воке, вещного мира. “Дантевское” движение начала произведения. Пансион как модель общества.

3. Особенности характерологии Бальзака. Образы главных героев, их много

функциональное значение:

а) Социальный и притчевый смысл трагедии отца Горио. Культурно- мифологические аллюзии.

б) Тема преступления-бунта. Две грани (социальная и символическая) образа Вотрена.

в) Растиньяк как проблемный герой, его роль в сюжете, социально- психологическом и философском контексте произведения.

4. Своеобразие финала.

5. Место романа “Отец Горио” в “Человеческой комедии”.

Литература:

  1. Бахмутский В. “Отец Горио” Бальзака. М., 1970.
  2. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967. (Гл. Эстетика Бальзака.)
  3. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970.
  4. Резник Р.А. “Философские этюды” Бальзака. Саратов, 1983.
  5. Реизов Б.Г. Бальзак. Сборник статей. Л., 1960.
  6. Чичерин А.В. Произведения Бальзака. М., 1982.

Практическое занятие № 4

Новеллистическое творчество П. Мериме

План

1. Периодизация и эволюция новеллистического творчества П. Мериме.

2. Ранние новеллы и их признаки (событийность, острый драматизм, особенности подачи “экзотического” материала). “Маттео Фальконе”: переосмысление романтических тенденций в описании местного колорита, корсиканских нравов; использование детали; объективность авторской позиции и пути ее достижения.

3. Своеобразие новеллы “Кармен”.

а) принцип эллипсности;

б) приметы объективной манеры повествования (приемы “снятия” экзотики,

совмещения разных точек зрения двух рассказчиков; намеренная прозаи-

зация романтической фабулы);

в) размышление о любви и свободе чувства, проблеме своеволия и личной

ответственности (позиция pro и contra).

4. “Венера Илльская”.

а) два центра в структуре произведения и их функции;

б) философское звучание новеллы.

Литература:

  1. Виппер Ю.Б. Мериме // История всемирной литературы. М., 1989. Т. 6. С. 206-213.
  2. Виппер Ю.Б. Проспер Мериме - романист и новеллист // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990
  3. Гедемин Л.П. Проспер Мериме // История французской литературы. М., 1956. Т. 2. С. 407-440.
  4. Михайлов А.Д. Проспер Мериме в своих письмах // Мериме Проспер. Письма к незнакомке. М., 1991. С. 302-327.
  5. Фрестье Ж. Проспер Мериме. Перевод с франц. М., 1987.
  6. Практические занятия по зарубежной литературе. (Под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева.) М., 1981. С. 128-132.

Практическое занятие № 5

Роман Ч. Диккенса «Торговый дом “Домби и сын”» (нравственно-эстетический идеал и система образов в романе)

I. Нравственный и эстетический идеалы Ч. Диккенса.

II. Система образов в романе (группировка “персонажей добра” и “персонажей зла”:

1) образ собственника, его отличие от “мономанов” Бальзака;

2) образы Флоренс и Поля Домби. Детские образы и детское восприятие в творчестве Диккенса;

3) диккенсовские чудаки (Тутс, Катль)

III. Проблема “преступления и наказания” в романе. Нравственно-психологическая и сказочная интерпретация социального явления.

IV. Мистико-символические мотивы и их функции в произведении.

V. Проповеднический, морализующий тон автора как проявление его этико-эстетической позиции.

VI. Роль счастливой концовки в поэтике диккенсовского романа.

Литература:

  1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1975.
  2. Катарский И.М. Диккенс. Критико-биографический очерк. М., 1960.
  3. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества. М., 1959.
  4. Уилсон Э. Мир Чарлза Диккенса. М., 1975.
  5. Честертон Г.К. Чарлз Диккенс. М., 1982.

Практическое занятие № 6

“Листья травы” У. Уитмена (своеобразие философии и поэтической образности сборника)

План

I. История формирования поэтического цикла.

II. Состав и композиция сборника.

III. Философская концепция книги У. Уитмена и трансцендентализм:

1) идея единства человека и мира;

2) тема бессмертия, круговорота бытия;

3) понятия природы и человека.

IV. Главные поэтические образы: река, море, трава, ночь, сон и др.

V. Своеобразие лирического героя.

VI. Особенности поэтики У. Уитмена (традиция и новаторство):

1) библейский стих

2) синтез поэзии и прозы.

Литература:

  1. Венедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. М., 1972.
  2. Литературная история США. Т. 1. М., 1977. (Гл. 4, раздел 29).
  3. Мендельсон М. Жизнь и творчество У. Уитмена. М., 1969.
  4. Павлычко С.Д. Философская поэзия американского романтизма: Эмерсон, Уитмен, Дикинсон. Киев, 1988.
  5. Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.
  6. Чуковский К.И. Мой Уитмен. Его жизнь и творчество. М., 1972.

Практическое занятие № 7

Наши рекомендации