Урок 57. п. мериме. «маттео фальконе»

(внеклассное чтение)

Цели деятельности учителя: развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя.

Проспер Мериме — представитель французской литературы ХIX в.

Родился он в Париже в 1803 г. Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков, археология. Позже П. Мериме был избран членом французской академии.

Творческий путь писателя начался в 1825 г. с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 г. было написано большое количество баллад, поэм, роман «Хроника царствования Карла IХ дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы — новеллой. Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе», где трагическая история героя — маленького Фортунато — потрясает читателя.

В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические, он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.

Творчество П. Мериме — историка, создателя ярких, незабываемых характеров — интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.

П. Мериме ушел из жизни в 1870 году.

II. Работа над понятием «новелла».

Определение понятия можно записать в тетрадь.

Новелла — эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.

III. Словарная работа.

Слова вынесены на доску.

Порто Веккьо — городок на острове Корсика.

Маки — густая поросль молодых побегов, часто непроходимых даже для животных.

Муфлон — дикий баран.

Корсика — остров в Средиземном море.

Пастух-кочевник — пастух, пасущий и перегоняющий стадо на новые пастбища много дней подряд.

Корт — небольшое селение.

Прогалина — место свободное от зарослей.

Caporale — на Корсике по традиции капралами называли одно из сословий.

Бандит — (здесь) скрывающийся от погони.

Вольтижеры — отряды стрелков-помощников полиции.

Carchera — сумка для патронов.

«Отче наш», «Верую», «Богородица», литания — молитвы.

Панихида — поминальная молитва.

IV. Вопросы и задания для анализа.

1. Расскажите о семье Фальконе. Кто является надеждой и продолжателем рода Фальконе?

2. Вспомните, что произошло в доме в момент, когда «Маттео с женой отправились в маки поглядеть свои стада».

3. Чтение диалога Фортунато и Санпьеро от слов «Он подошел к Фортунато и спросил» до слов «Не бойся ничего».

Каким вы увидели Фортунато? Расскажите, как дальше развивались события.

4. «Мой отец — Маттео Фальконе» — что этим хочет подчеркнуть Фортунато? Почему эту фразу он повторяет два раза?

5. Что заставляет мальчика все же потянуться к часам?

6. Страшен ли для Фортунато момент «сдачи» Санпьеро, момент предательства?

7. Что заставляет отца так жестко поступить с сыном? Прав ли он?

Наши рекомендации