Новеллистическое творчество П. Мериме
Практическое занятие № 1
Стендаль «Красное и черное».
1. Идея создания романа «Красное и черное».
2. Композиция произведения, связь с жанровыми особенностями «романа-карьеры».
Роман Стендаля и просветительская традиция.
3. Тема формирования характера молодого человека в буржуазном окружении эпохи Реставрации - центральная для французской литературы 19 века.
4. Человек и общество. Конфликт Жюльена Сореля со средой:
5. Особенности психологизма Стендаля; язык и стиль произведений Стендаля; функции детали в романе.
6. Возможные интерпретации названия романа «Красное и черное», связь названия с основным конфликтом.
Практическое занятие № 2
Особенности творчества Г.Флобера
1. Особенность развития французского реализма после 1848 года.
2. Г.Флобер и Вторая империя. Жизнь и становление художника. Концепция личности и общества и отношение к миру после 1848 г.
3. Эстетические взгляды и мировоззрение. Исторический пессимизм.
4. Полемика с романтизмом: "Башня из слоновой кости" и раскрытие сути общественной позиции Флобера.
5. Эстетическая теория Флобера, отождествление красоты и истины, искусства, творчества и познания; принцип целостного видения мира; теория безличности; форма и содержание.
6. Роман «Воспитание чувств»: тема утраты иллюзий, отрицания буржуазной пошлости. Продолжение этих тем в зрелом творчестве писателя.
7. «Госпожа Бовари», миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера.
Практическое занятие № 3
Роман Бальзака “Отец Горио” (проблема творческого метода)
План
1. Своеобразие композиции произведения (полицентризм; отличие от структуры романов “Шагреневая кожа” и “Евгения Гранде”.
2. Двуплановость в изображении места действия: бытовая конкретика и символический подтекст в описании улицы, пансиона мадам Воке, вещного мира. “Дантевское” движение начала произведения. Пансион как модель общества.
3. Особенности характерологии Бальзака. Образы главных героев, их много
функциональное значение:
а) Социальный и притчевый смысл трагедии отца Горио. Культурно- мифологические аллюзии.
б) Тема преступления-бунта. Две грани (социальная и символическая) образа Вотрена.
в) Растиньяк как проблемный герой, его роль в сюжете, социально- психологическом и философском контексте произведения.
4. Своеобразие финала.
5. Место романа “Отец Горио” в “Человеческой комедии”.
Литература:
- Бахмутский В. “Отец Горио” Бальзака. М., 1970.
- Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967. (Гл. Эстетика Бальзака.)
- Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970.
- Резник Р.А. “Философские этюды” Бальзака. Саратов, 1983.
- Реизов Б.Г. Бальзак. Сборник статей. Л., 1960.
- Чичерин А.В. Произведения Бальзака. М., 1982.
Практическое занятие № 4
Новеллистическое творчество П. Мериме
План
1. Периодизация и эволюция новеллистического творчества П. Мериме.
2. Ранние новеллы и их признаки (событийность, острый драматизм, особенности подачи “экзотического” материала). “Маттео Фальконе”: переосмысление романтических тенденций в описании местного колорита, корсиканских нравов; использование детали; объективность авторской позиции и пути ее достижения.
3. Своеобразие новеллы “Кармен”.
а) принцип эллипсности;
б) приметы объективной манеры повествования (приемы “снятия” экзотики,
совмещения разных точек зрения двух рассказчиков; намеренная прозаи-
зация романтической фабулы);
в) размышление о любви и свободе чувства, проблеме своеволия и личной
ответственности (позиция pro и contra).
4. “Венера Илльская”.
а) два центра в структуре произведения и их функции;
б) философское звучание новеллы.
Литература:
- Виппер Ю.Б. Мериме // История всемирной литературы. М., 1989. Т. 6. С. 206-213.
- Виппер Ю.Б. Проспер Мериме - романист и новеллист // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990
- Гедемин Л.П. Проспер Мериме // История французской литературы. М., 1956. Т. 2. С. 407-440.
- Михайлов А.Д. Проспер Мериме в своих письмах // Мериме Проспер. Письма к незнакомке. М., 1991. С. 302-327.
- Фрестье Ж. Проспер Мериме. Перевод с франц. М., 1987.
- Практические занятия по зарубежной литературе. (Под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева.) М., 1981. С. 128-132.
Практическое занятие № 5
Роман Ч. Диккенса «Торговый дом “Домби и сын”» (нравственно-эстетический идеал и система образов в романе)
I. Нравственный и эстетический идеалы Ч. Диккенса.
II. Система образов в романе (группировка “персонажей добра” и “персонажей зла”:
1) образ собственника, его отличие от “мономанов” Бальзака;
2) образы Флоренс и Поля Домби. Детские образы и детское восприятие в творчестве Диккенса;
3) диккенсовские чудаки (Тутс, Катль)
III. Проблема “преступления и наказания” в романе. Нравственно-психологическая и сказочная интерпретация социального явления.
IV. Мистико-символические мотивы и их функции в произведении.
V. Проповеднический, морализующий тон автора как проявление его этико-эстетической позиции.
VI. Роль счастливой концовки в поэтике диккенсовского романа.
Литература:
- Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1975.
- Катарский И.М. Диккенс. Критико-биографический очерк. М., 1960.
- Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества. М., 1959.
- Уилсон Э. Мир Чарлза Диккенса. М., 1975.
- Честертон Г.К. Чарлз Диккенс. М., 1982.
Практическое занятие № 6
“Листья травы” У. Уитмена (своеобразие философии и поэтической образности сборника)
План
I. История формирования поэтического цикла.
II. Состав и композиция сборника.
III. Философская концепция книги У. Уитмена и трансцендентализм:
1) идея единства человека и мира;
2) тема бессмертия, круговорота бытия;
3) понятия природы и человека.
IV. Главные поэтические образы: река, море, трава, ночь, сон и др.
V. Своеобразие лирического героя.
VI. Особенности поэтики У. Уитмена (традиция и новаторство):
1) библейский стих
2) синтез поэзии и прозы.
Литература:
- Венедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. М., 1972.
- Литературная история США. Т. 1. М., 1977. (Гл. 4, раздел 29).
- Мендельсон М. Жизнь и творчество У. Уитмена. М., 1969.
- Павлычко С.Д. Философская поэзия американского романтизма: Эмерсон, Уитмен, Дикинсон. Киев, 1988.
- Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.
- Чуковский К.И. Мой Уитмен. Его жизнь и творчество. М., 1972.
Практическое занятие № 7