Сдвиг парадигмы и его сила
Пожалуй, наиважнейший опыт, который можно извлечь из нашего эксперимента – это
момент изменения, "сдвига" парадигмы, то, что можно назвать ощущением: "Вот оно!",
когда кто-то наконец видит в комбинированной картинке новое изображение. Чем более
человек был связан изначальным восприятием, тем сильнее его ощущение: "Вот оно!".
Словно внутри зажигается какая-то лампочка.
Термин сдвиг парадигмы впервые был введен Томасом Куном в его знаменитой книге
"Структура научных революций". Кун демонстрирует, как почти любой значительный
прорыв в области науки начинается с разрыва с традициями, старым мышлением, старыми
парадигмами.
Великому древнеегипетскому астроному Птолемею земля представлялась центром
Вселенной. Но Коперник произвел сдвиг парадигмы и одновременно вызвал огромное
сопротивление и гонения на себя, провозгласив центром Вселенной Солнце. С этого момента
внезапно все стало истолковываться иначе, чем прежде.
Ньютонова модель физики была парадигмой механики и по сей день остается основой
современной инженерии. Однако она оказалась недостаточно полной, исчерпывающей.
Научный мир был революционизирован Эйнштейновской парадигмой теории
относительности, отличавшейся значительно большими возможностями предсказания и
объяснения.
До появления бактериологии большое количество матерей и новорожденных умирали
при родах, и никто не мог понять причин этого. Во время военных действии больше людей
погибало от незначительных ран и болезней, чем от тяжелых травм и ранений, полученных
на поле сражения. Но стоило появиться бактериологии, как эта новая парадигма,
позволяющая лучше понимать, что происходит в организме, сделала возможным
значительное, потрясающее развитие медицины.
Современные Соединенные Штаты Америки есть плод сдвига парадигмы.
Традиционной, устоявшейся веками формой правления была монархия – божественное право
королей. Но вот была создана новая парадигма – народное правление, осуществляемое
народом и для народа. Так родилась конституционная демократия, высвободив невиданные
энергию и талант людей и создав новый беспрецедентный в истории человечества уровень
жизни, свободы и независимости.
Не все сдвиги парадигм происходят в позитивном направлении. Как мы сами смогли
убедиться, сдвиг от Этики Характера в сторону Этики Личности уводит нас от тех самых
корней, которые питают истинный успех и счастье.
Однако уводят ли они нас в позитивном или негативном направлении, оказывают ли
они мгновенное или постепенное действие, сдвиги парадигм неизменно ведут нас от одного
представления о мире к другому. И сдвиги эти порождают серьезные перемены. Наши
парадигмы, верные или неверные, являются источником наших установок и поведения, а в
конечном счете – наших взаимоотношений с другими людьми.
Помню мини-сдвиг парадигмы, испытанный мной одним воскресным утром в Нью-
Йоркском метро. Пассажиры спокойно сидели на своих местах – кто читал газету, кто о чем-
то думал, кто, прикрыв u1095 чглаза, отдыхал. Все вокруг было тихо и спокойно.
Вдруг в вагон вошел мужчина с детьми. Дети так громко кричали, так безобразничали,
что атмосфера в вагоне немедленно поменялась.
Мужчина опустился на сиденье рядом со мной и прикрыл глаза, явно не обращая
внимания на то, что происходит вокруг. Дети орали, носились взад-вперед, чем-то кидались,
даже хватались за газеты пассажиров. Это было крайне возмутительно. Однако мужчина,
сидевший рядом со мной, ничего не предпринимал.
Невозможно было удержаться от раздражения. Я не мог поверить, что можно быть
настолько бесчувственным, чтобы позволять своим детям хулиганить, нисколько на это не
реагировать и вести себя так, будто ничего не происходит. Нетрудно было заметить, что все
пассажиры вагона испытывали такое же раздражение. Словом, в конце концов я повернулся
к нему и сказал, как мне казалось, необычайно спокойно и сдержанно:
– Сэр, послушайте, ваши дети доставляют беспокойство стольким людям! Не могли бы
вы призвать их к порядку?
Человек посмотрел на меня так, как будто только что очнулся от сна и не понимает, что
происходит, и сказал тихо:
– Ах да, вы правы! Наверное, надо что-то сделать... Мы только что из больницы, где
всего час назад умерла их мать. У меня путаются мысли, и, наверное, они тоже не в себе
после всего этого.
Представляете, что я почувствовал в этот момент? Моя парадигма сдвинулась.
Внезапно я увидел все совсем иначе, и, увидев все иначе, я стал думать иначе, стал
чувствовать иначе, вести себя иначе. Раздражения как не бывало. Теперь уже не было нужды
контролировать ни своего отношения к этому человеку, ни своего поведения; мое сердце
было преисполнено глубоким сочувствием к нему. Вырвались на свободу слова симпатии и
сострадания:
– У вас только что скончалась жена? Ах, простите ради Бога! Как же это произошло?
Могу ли я чем-нибудь помочь?
В одно мгновение все совершенно переменилось.
Многие испытывают подобный значительный сдвиг в мышлении, если сталкиваются с
ситуацией, таящей угрозу для жизни, когда сразу же видят свои приоритеты в другом свете
или если им приходится выступать в новой для себя роли – в роли мужа или жены, родителя
или деда, начальника или руководителя.
Можно потратить недели, месяцы или даже годы, работая над Этикой Личности, чтобы
изменить свои установки и поведение, и при этом даже близко не подойти к тому самому
феномену перемен, который возникает сам собой, когда мы начинаем иначе смотреть на
вещи.
Становится очевидным, что для того, чтобы произвести относительно небольшие
перемены в жизни, мы можем заняться нашими установками и поведением. Если же
необходимо значительное, качественное изменение, тогда придется поработать с нашими
основными парадигмами.
Как говорил Торо5: "На тысячу обрывающих листья с дерева зла, есть лишь один,
рубящий его под корень". Если мы прекратим обрывать листья – работать лишь над
установками и поведением – и сразу примемся за корень – те парадигмы, откуда берут
начало наши установки и поведение, – то этим как раз и добьемся качественных изменений в
своей жизни.