Склонность к педагогической деятельности

Специфической особенностью спортивно-педагогической деятельности является то, что она предъявляет высокие требования к личности, в частности, к наличию у человека склонности к педагогической деятельности, выступающей предвестником педагогических способностей. Опытом доказано, что успех в спортивно-педагогической деятельности в большей мере зависит от склонности к последней, а не от уровня спортивной подготовленности педагога, как это считалось раньше. При наличии склонности к определенной деятельности человек не только проявляет стремление к ней, но и быстрее других достигает мастерства в ней.

Склонность к педагогической деятельности включает следующие элементы: направленность мотивов, стремлений, желаний к работе с людьми; положительное отношение к процессу обучения и воспитания детей; стремление к оказанию помощи людям при неудачах у них; быстрота и легкость установления контактов во взаимоотношениях с людьми; общительность; отзывчивость к другим; удовлетворенность от выполняемой педагогической деятельности; эмоционально-волевое отношение к педагогической деятельности. Для выявления склонности к педагогической деятельности предлагается опросник (Г. Д. Бабушкин, 1998), зарекомендовавший себя и получивший признание у преподавателей и исследователей.

Профессиональная подготовка способствует развитию устойчивого профессионального интереса в значительной мере у тех студентов, у которых сформировалась склонность к педагогической деятельности до поступления в вуз. Даже средняя степень выраженности склонности не обеспечивает в должной мере формирования устойчивого профессионального интереса. Это подтверждают и вычисленные коэффициенты ассоциации между интересом и склонностью по формуле Юла. Значения этих коэффициентов таковы: у студентов первого курса – 0,73, второго – 0,84, третьего – 0,83, четвертого – 0,96. Таким образом, если у студентов первого курса высокой склонностью не у всех сформирован профессиональный интepec, то к четвертому курсу таковых студентов очень мало, о чем свидетельствует коэффициент равный 0,96 (Г. Д. Бабушкин, 1998).

В процессе профессиональной подготовки происходит постепенное осознание студентами своей склонности к избранной профессии, что влияет на формирование профессионального интереса двояко: соответствие склонности к педагогической деятельности способствует формированию устойчивого профессионального интереса; несоответствие ведет к угасанию профессионального интереса. Не всякая деятельность (профессиональная, спортивная) может привлекать к себе человека, а та, которая встречает внутренний отклик. Этим внутренним откликом и является сформированная у человека в процессе социального опыта склонность к той или иной деятельности.

Темы рефератов

1 Профессионально-педагогическая направленность педагога и ее структура.

2 Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов.

3 Профессиональный интерес и склонность к педагогической деятельности.

Литература

1 Бабушкин, Г. Д. Психология деятельности тренера / Г. Д. Бабушкин [и др.] – Томск : ТПУ, 2006.

2 Бабушкин, Г. Д. Психология физического воспитания / Г. Д. Бабушкин [и др.] – Омск : ОЮИ, 1997.

3 Бабушкин, Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин. – Омск : СибГАФК, 1998.

4 Дьяченко, М. И, Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск, 1981.

5 Орлов, А. Б. Склонность и профессия / А. Б. Орлов. – М. : 1981.

6 Психология физической культуры и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2005.

7 Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. – Тюмень : ТГУ, 1980.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

ГЛАВА 8 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СПОРТА

Предмет психологии спорта

Психология спорта как наука изучает закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в процессе спортивной деятельности. Она тесно связана с такими разделами психологии, как общая, педагогическая, возрастная, социальная, используя их данные и методы. Психология спорта – это прикладная наука, призванная обеспечивать эффективность учебно-тренировочного процесса, подготовку спортсменов к соревнованиям и успешное их выступление.

Основная задача психологии спорта – дать научное обоснование рациональных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки. Психология спорта обогащает знаниями общую психологию разработкой следующих вопросов: проявление свойств личности в спортивной деятельности; проявление и развитие психических процессов при выполнении физических упражнений; проявление психических состояний и взаимоотношений в спортивной деятельности.

В силу специфичности спортивной деятельности психология спорта строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются важнейшие разделы: психология обучения и воспитания в спорте; психология спортивных групп и коллективов; психология технической, физической и тактической подготовки спортсменов; психология личности спортсмена и тренера; психодиагностика; психологическая подготовка; психология тренировочной и соревновательной деятельности и др.

Наши рекомендации