Методики изучения школьной адаптации и дезадаптации. В целях изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением, используются два опросника«Школьная тревожность»
В целях изучения тревожности детей, связанной со школьным обучением, используются два опросника«Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями.
Опросник для учителей
№ | Показатели тревожности | Часто (2б) | Иногда (1б) | Никогда (0б) |
1. | Ребёнок боится отвечать у доски | |||
2. | Во время ответа начинает заикаться | |||
3. | При обращении учителя легко краснеет | |||
4. | Не уверен в правильности своих ответов, действий | |||
5. | Панически реагирует на неудачи в учёбе | |||
6. | Очень боится ошибиться при ответе | |||
7. | Считает, что к нему плохо относятся в классе | |||
8. | На уроке грызёт ногти, сосёт пальцы, крутит волосы | |||
9. | Во время ответа совершает беспокойные движения пальцами |
Опросник для родителей
№ | Показатели тревожности | Часто (2б) | Иногда (1б) | Никогда (0б) |
1. | Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние | |||
2. | Считает себя плохим учеником | |||
3. | Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя | |||
4. | Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе | |||
5. | В школе неохотно расстается с родителями | |||
6. | Бывают ночные страхи со школьной тематикой | |||
7. | Избегает разговоров о школе | |||
8. | Открыто выражает страх перед школой |
Количественным показателем выраженности школьной тревожности является сумма баллов, полученных при оценивании ребёнка учителями и родителями.
Методики изучения школьной адаптации и дезадаптации.
К числу важнейших показателей адаптации к школе относят становление позиции школьника и характер школьной мотивации. Их исследование можно проводить с помощью приведённых ниже методик.
Анкета для определения школьной мотивации
(разработана Н.Г.Лускановой)
1. | Тебе нравится в школе? | да; нет; не очень |
2. | Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома |
3. | Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома? | пошёл бы в школу; не знаю; остался бы дома |
4. | Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? | не нравится; бывает по-разному; нравится |
5. | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? | не хотел бы; не знаю; хотел бы |
6. | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | нет; не знаю; хотел бы |
7. | Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? | часто; редко; не рассказываю |
8. | Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? | мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы |
9. | У тебя в классе много друзей? | много; мало; нет друзей |
10. | Тебе нравятся твои одноклассники? | нравятся; не очень; не нравятся |
Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25 – 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20 – 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).
15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).
10 – 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).
Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).
Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.