Особенности структуры самосознания 1 страница

Начнем с общего определения понятия самосознания и его структуры. Под самосознанием будем понимать совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». Необходимо подчеркнуть, что самосознание может выступать и как процесс, и как результат деятельности. В качестве результатов В. В. Столин выделял систему «образов Я», И.И. Чеснокова — систему самооценок, И. С. Кон — «образ Я».

Приложение принципа развития к анализу самосознания состоит в признании непрерывности изменения самосознания на протяжении всей жизни человека. При этом нужно отметить, что процесс развития самосознания включен в генезис самой личности.

Формирование самосознания в процессе онтогенеза проходит определенные стадии, которые чаще всего связывают с возрастными этапами психического и физического развития человека. Каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень возможностей познания себя, способностей к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения.

Одним из ведущих исследователей самосознания человека — B.C.Мухиной — разработаны и описаны структура самосознания и ее развитие в онтогенезе [42]. Под структурой понимается «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях». При этом выделяются следующие основные структурные компоненты самосознания: осознание имени, притязание на признание, временное осознание, половая идентификация, осознание прав и обязанностей.

Обращаясь непосредственно к изменению структуры самосознания в онтогенезе, В.С. Мухина выделяла следующие особенности.

• В основу структуры личности ложится выделение ребенком себя как персоны. Имя собственное становится тем ядром, которое в совокупности с Я выражает сознаваемую человеком собственную сущность. Индивид в процессе онтогенеза «вживается» в свое имя, оно становится для него частью его сущности. Оно изменяет свою форму в зависимости от контекста ситуации и может быть уменьшительно-ласкательным или именем-отчеством и т. п. Идентифицируясь с формой имени, человек выбирает соответствующее ситуации и поведение. На протяжении жизни человека меняется суть осознания собственного физического облика, особенно ярким примером может служить изменение телесного самовосприятия в младшем подростковом возрасте, когда оно становится фрагментарным. Таким образом, в первое, изначальное звено структуры самосознания входит единство имени собственного, Я и определенного физического облика.

• Притязание на признание также претерпевает изменения в процессе онтогенеза. Так, маленькому ребенку присуще стремление «быть хорошим», которое выражается в старании сделать то, что понравится маме и папе. У подростка выходит на первый план притязание на признание его внутреннего мира окружающими. Притязание на признание взрослого человека чаще всего связанно с его социальным успехом.

Чувство половой принадлежности также влияет на формирование личности. Эта структурная единица самосознания заполняется через подражание ребенка взрослому одного с ним пола. В результате у ребенка формируется чувство тождественности с определенным полом. С этим чувством связано многое и в поведении взрослого человека, и в его мировоззрении и очень часто проявляется в стереотипном восприятии, например, социальных ролей.

• Психологическое время личности определяет историю развития вышеперечисленных изначальных основ самосознания. Образы памяти и воображения помогают соотносить свое Я во всех временных интервалах. Наличие осознаваемой перспективы в будущем стимулирует личность к развитию. Этот факт становится особенно значимым в пожилом возрасте. Восприятие времени человеком меняется на протяжении его жизни. Так, для пожилого человека значительно удлиняется субъективное восприятие прошлого при сокращении настоящего, последние 15 — 20 лет жизни сжимаются до восприятия их как настоящего.

• Бытие в социальном пространстве включает в себя осознание прав и обязанностей личности. Маленький ребенок быстро узнает о том, что и как он должен делать, чтобы «быть хорошим», но до определенного времени не осознает значения своего права на права. В подростковом возрасте картина меняется: теперь ребенок намного лучше знает и признает именно свои права, но в специфическом контексте данного возраста. Взрослый человек принимает на себя множество обязанностей, а его права прописаны в законе. Отношение к правам в пожилом возрасте становится более щепетильным, поскольку считается, что наличие жизненного опыта «повышает право на права», иногда даже появляется претензия на «право на обязанности», возможно из-за страха «оказаться не у дел».

«Присвоение структуры самосознания складывается через механизм идентификации», т.е. в процессе онтогенетического развития происходит идентификация с именем, полом, «образом Я» во временной перспективе, ценностями (а значит, правами и обязанностями) социума и образцами, развивающими притязание на признание. Одновременно «присвоенные звенья структуры самосознания наполняются индивидуально окрашенным содержанием и закрепляются в личности благодаря ее способности к обособлению» [42].

Важно отметить, что структура самосознания не статична, она находится в постоянном развитии, т. е. это развернутый во времени процесс. Рассмотрим специфику структурных компонентов самосознания в юности. В дальнейшем при обсуждении самосознания в зрелости и старости будем придерживаться этой же структуры.

Имя. В отличие от подросткового возраста, для которого характерно экспериментирование с именами, употребление так называемых подростковых имен (Димон, Серый и т.п.), в юношестве закрепляется неотделимость имени от человека, полное отождествление с ним. Но наиболее сильно меняется отношение к своей фамилии — общесемейному имени. Она становится знаком принадлежности к роду, связующим звеном с живущими или уже ушедшими из жизни родственниками. Независимо от того, имеет ли человек знания об обстоятельствах получения фамилии, ее толковании, она становится объектом оценивания. Может быть, поэтому называние по фамилии теперь употребляется не только в официальных ситуациях, но и в дружеских компаниях как знак особой близости. Иногда становятся болезненными ситуации смены фамилии, связанные с браком, поскольку последняя может символически восприниматься как смена семейного рода. Вызывают интерес однофамильцы.

«Последние 3 года я стала больше думать о своем имени и даже гордиться им. "София" как мудрость мне льстит и одновременно обязывает следить за своими поступками. Имя Соня, как та, которая спит, меня настораживает и тоже в какой-то степени заставляет следить за собой. Имя для меня — это выражение меня самой. Моя фамилия — это уже совсем другое. Если имя — это то, чем я являюсь или хочу быть в дальнейшем, то фамилия заставляет меня помнить о тех, кто был до меня и кто будет после». Ж., 20 лет.

Можно заключить, что через фамилию происходит осознание общих фамильных свойств как неких личностных признаков: характера, привычек, внешности. И далее, на фоне семейного сходства четче может осознаваться собственная уникальность, что так необходимо для молодого человека.

Притязание на признание.По сравнению с подростковым возрастом в юности меньшее значение придается внешним параметрам: одежде, обуви, фигуре. Уязвимым и важным становятся притязание на профессиональный успех, собственная способность к созданию чего-то значимого. Поэтому для многих молодых людей особый характер могут приобрести успеваемость или же участие в профессиональных конкурсах или конференциях, где есть возможность профессионального самопредъявления.

«Боишься сам себе признаться, что ты пока никто в этой жизни, тебя не видно и не заметно, хотя многие считают, что ты активистка, хороший организатор, красива, наконец. Хочется стремиться и найти нечто большее: свое призвание». Ж., 19 лет.

Однако, конечно, притязание на признание внешнего вида сохраняется. Только теперь стремление молодых людей к использованию модной одежды в основном направлено на подчеркивание своей индивидуальности, создание нового образа себя. По данным опроса М. Килошенко, лишь 20 % молодежи используют одежду для привлечения внимания противоположного пола, что было так характерно для подростков.

Поэтому и при оценивании других людей на первый план чаще выступают не внешние данные, а человеческие качества.

Кроме того, для молодых людей остается важным признание в сфере межличностных отношений, в особенности признание другими своей индивидуальности.

Поскольку, как уже говорилось, в этот период активно идет процесс формирования новой, взрослой идентичности, необходимым становится ее признание другими людьми, особенно значимыми взрослыми и родителями. Бо́льшая часть конфликтов с ними как раз и происходит в случае депривации ими притязания на признание взрослой идентичности, т.е. когда родители не принимают во внимание новую взрослую идентичность молодых людей.

Временно́е осознание.Наиболее важная особенность временного осознания в юности — это изменение отношения к настоящему и будущему. Вспомним, как активно подростки стремятся быстрее повзрослеть, стараются выглядеть старше. Престижным для них является наличие более взрослых друзей. Юность же — это последний возраст, когда у части молодых людей остается желание стать старше. Остальные или хотели бы подольше побыть в настоящем, или уже с некоторой ностальгией думают о прошлом.

Может быть, поэтому впервые происходит осмысление собственного возраста, появляются вопросы к самому себе, касающиеся времени прожитой жизни.

«Сейчас мне 20. Уже 20? Или еще 20?». М., 20 лет.

«Мне 21 год?! С одной стороны — это еще 21. А с другой — уже 21 год! Я иногда себя спрашиваю: 21 — это много или мало? Что я успела сделать за это время?, Что приобрела, а что потеряла?». Ж., 21 год.

В отличие от подростков и их устремленности в будущее особую значимость в молодости приобретает настоящее. Однако сохраняется потребность обращаться к будущему, которая становится особой формой жизни в настоящем. Размышления о будущем во многом определяют основные формы активности молодых людей, направленные на обеспечение будущего жизненного успеха. Для части молодых людей это обучение в вузе, работа по специальности, т. е. создание предпосылок профессионального успеха. У тех, для кого жизненный успех связывается прежде всего с семейной жизнью, идет активный поиск семейного партнера. Таким образом, идеальный образ будущего определяет активность в настоящем.

У многих молодых людей переход к такому восприятию взаимосвязи между настоящим и будущим сопровождается внутренним конфликтом. Содержание его определяет необходимость выбора между желанием жить настоящим, получением удовольствия от богатых возможностей юности и мыслями о будущем: о построении карьеры, профессиональном росте, создании семьи и т.п. Во многом усиливают этот внутренний конфликт имеющиеся в обществе установки на период юности и студенчества в особенности, как на самый счастливый жизненный этап, с одной стороны, и на самый важный для будущего профессионального роста—с другой. Получается, что молодой человек должен получить в это время удовольствия на всю оставшуюся жизнь и обеспечить предпосылки своего будущего благосостояния и профессионального успеха.

«Я хочу опровергнуть миф о том, что студенческие годы — это лучшие в жизни, что студентам все нипочем из-за их юности. Но юность для студента — не преимущество, а скорее обуза, тяжкий груз, который нельзя сбросить. Юность требует от человека особенно ярких впечатлений, острых ощущений, требует давать волю своим эмоциям, страстям, рисковать, безумствовать, пробовать непозволительное. Короче говоря, брать от жизни все. В то же время нереально успеть и как следует учиться, и жить полноценной жизнью юного человека. Приходится делать выбор: либо отказывать себе в настоящем (тогда учиться), либо отказывать себе в будущем (тогда жить на всю катушку). Такой выбор дается нелегко». Ж., 22 года.

Если молодой человек не в состоянии осуществить выбор между жизнью в настоящем и направленностью в будущее, то возможно либо полное пренебрежение интересами будущего в различных формах (отрицание будущего вплоть до ухода в наркотики), либо абсолютное лишение радостей в настоящем: полный уход в учебу, построение профессиональной карьеры. Однако достижение гармонии между ориентацией на будущее и умением жить в настоящем необходимо не только в период молодости, но и на протяжении всей последующей жизни. Поэтому осмыслению этого вопроса следует уделить особое внимание.

Понятно, что достижение гармонии происходит не сразу. Обычно преобладают акцент на настоящем и некоторое пренебрежение интересами будущего сразу после окончания школы, на I—II курсах института. Ему соответствует ощущение замедления скорости течения времени, ощущение некой «законсервированности во времени». Настоящее не бережется, потому что оно кажется бесконечным.

К старшим курсам института постепенно появляется направленность на будущее. Остро чувствуется бег времени, его начинает не хватать.

«Основное правило моей жизни — иди вперед! У тебя еще все впереди. Сейчас хочется успеть все. И кажется порой, если ты не сделаешь что-то сегодня, завтра, то можешь не успеть. Что это? Это страх не успеть чего-то, самого важного, главного в жизни.

Но думая постоянно о будущем, ты понимаешь, что жизнь тебе дается одна, следовательно, ты поддаешься огромному желанию наслаждаться сегодняшним днем, каждой минутой своей жизни, не думая о завтрашнем дне, не прогнозируя ничего и не погружаясь в дела серьезные». Ж., 23 года.

«Я стала ощущать, что если не сделаю что-то сейчас, не сделаю этого никогда. Мне кажется, что годы студенчества — это последний шанс найти себя». Ж., 20 лет.

Таким образом, через колебания от направленности на будущее, к настоящему, опять только на будущее и снова на настоящее молодые люди ищут и находят гармонию между «завтра» и «здесь и сейчас».

Важной особенностью юношества помимо изменения отношения к настоящему и будущему является реальное осознание конечности бытия. Безусловно, конечность бытия понимается намного раньше, впервые с ней знакомится еще дошкольник. Остро это переживает подросток. Но для подростков это происходит в воображении, как бы не с ними, поэтому так часто они и экспериментируют с различными рисками. Ощущение реальности ограниченности жизни, т.е. возможности собственной смерти, появляется именно в юношестве.

«Становится реальным уход родителей, а также своя собственная смерть. В связи с эти появляется страх не успеть в жизни. Кем-то не стать, чего-то не сделать. Но несмотря на это, в глубине души остается ощущение того, что в любой момент можно начать жизнь сначала, будто все происходящее сейчас — понарошку и при желании можно все перечеркнуть, отбросить и начать заново». Ж., 22 года.

Изменяется в юности и отношение к собственному прошлому. Появляется интерес к своему детству, стремление к его анализу. Вместо подросткового отрицания в себе детских черт из-за стремления казаться взрослее появляется их принятие. Полная уверенность в своей взрослости, формирование взрослой идентичности дают возможность открытого проявления «внутреннего ребенка».

«Я стала много думать о своем прошлом. Переживать опыт, приобретенный за всю свою короткую жизнь, заново. Искать ошибки в основном. Но я понимаю, что каких бы глупостей я ни делала, ничего не исправить, можно только учесть». Ж., 19 лет.

«Мы с легким презрением говорим о школьных годах. Ведь тогда мы были еще детьми (и только сейчас резко выросли). Да и учителя относились к нам без должного уважения. Но это будет длиться недолго. Уже на первом вечере выпускников мы будем готовы расцеловать самую ненавистную училку физики и обнять злющую завучиху». Ж., 21 год.

Подводя итоги обсуждению специфики осознания прошлого, настоящего, будущего в юности, можно заключить, что юношество — это период, когда человеку нужно научиться думать о времени, осмыслять его течение.

Однако необходимо иметь в виду, что одного осознания течения времени недостаточно. В юности берет начало индивидуальный способ организации времени жизни — способ практического волевого воздействия на объективные условия и обстоятельства собственной жизни и деятельности [43]. Эти жизненные условия и обстоятельства иногда безразличны, а иногда противостоят устремлениям и идеалам личности, поэтому их освоение является не приспособлением, а скорее преодолением и борьбой. Поэтому стремление к регуляции жизненного времени может потребовать большого напряжения всех душевных, физических сил человека.

Способ организации времени жизни не подвержен возрастным закономерностям развития человека, а зависит от его индивидуальных особенностей. Можно выделить четыре типичных способа. Первый — это обыденное отношение к времени собственной жизни. Человек находится под давлением случайных мелких обстоятельств, в плену сложившейся ситуации. Воздействие на обстоятельства собственной жизни осуществляется хаотично, методом проб и ошибок. Личная временная сфера их довольно узка. Если говорить о молодых людях, то, к примеру, они могут жить так, как будто всегда останутся молодыми.

Представители второго типа — функционально-действенного отношения к времени жизни — обладают четким рационалистическим восприятием окружающего мира. Для их мотивации характерна деловая направленность на ближайший скорый результат, для достижения которого они развивают значительную функциональную активность. Однако в погоне за немедленным эффектом эти люди не всегда могут предвидеть отдаленные отрицательные последствия своей бурной деятельности. Форсируя естественный ход событий, они не видят скрытых закономерностей жизни, которые впоследствии могут стать источником жизненного краха. Личная временная сфера таких людей также довольна узка. Они живут заботами настоящего и ближайшего будущего, не размышляя об уроках прошлого. Если отдаленная временная перспектива все-таки есть, то она носит утилитарный характер.

Для людей третьего типа характерно созерцательное отношение к времени жизни. Им свойственны обостренное восприятие и тонкое осознание огромной сложности, противоречивости и изменчивости жизненных процессов в природе, других людях и самих себе. Такие люди чувствительны к эволюционным изменениям. Интуитивно чувствуют, что существует немало явлений и событий, которые не стоит преждевременно ускорять. Внешне выраженной активности они предпочитают состояния углубленности, рефлексии и созерцания. Однако им может недоставать активности для мобилизации волевых усилий в тех или иных критических ситуациях.

Высший, четвертый, тип организации времени жизни — созидательно-преобразующий. Его отличительные особенности: глубокое осмысление сложности и противоречивости жизненных процессов и явлений, высокоразвитое чувство текущего времени, наличие созидательно-преобразующей активности, широкая временная перспектива. Можно сказать, что они действительно организуют свое время, а не время организует их [43].

Таким образом, именно в молодости складывается такая важнейшая характеристика, как индивидуальный способ организации времени жизни, тесно связанная с развитием взрослой личности. И это заставляет считать вопрос о выборе того или иного способа организации времени особо значимым в контексте возможностей последующей эволюции или инволюции человека.

«Убеждена, что каждый возраст по-своему прекрасен, и надо воспринимать каждый год как определенный этап жизни, возможность для саморазвития и самосовершенствования. Ведь происходит это не за один миг, не за одну секунду, а в процессе всей жизни. И надо стремиться к тому, чтобы использовать возможность, данную тебе природой.

И еще одно. Надо уметь радоваться каждому мгновению, каждому прожитому дню и быть счастливой "здесь и сейчас", а не жить в ожидании прекрасного будущего. Иначе можно всю жизнь не жить, а находиться в ожидании жизни, но к пониманию этого приходишь не сразу». Ж., 21 год.

Права и обязанности.В отличие от подростков юношеству уже нет необходимости отстаивать свои права. Более того, молодые люди сразу после окончания школы получают столько прав, сколько не всегда могут использовать. Некоторым начинает казаться, что обязанности вообще перестали существовать, хотя на самом деле просто снижается количество обязанностей, выполнение которых строго контролируется авторитетными взрослыми. Отсюда выраженное переживание чувства свободы и стремление различным образом экспериментировать со своими правами.

«Обязанности? Ха, да их вообще нет у студента. Свобода, свобода и еще раз свобода. Я не обязан даже посещать институт». М., 19 лет.

«О, пьянящее чувство свободы! Как маленький ребенок, почувствовав запах весны, сдирает шапку, так и студент. Только иногда у него получается вместе с головой». М., 18 лет.

«Полет на крыльях свободы — вот, пожалуй, самое верное описание чувств в этот момент. Невозможно было усидеть на месте и хотелось каждый миг своей новой жизни пить этот напиток». Ж., 19 лет.

Основная задача и трудность этого периода — научиться действовать в соответствии с интериоризированными обязанностями. Это выглядит как возможность выполнять необходимое с опорой на внутренний, а не на внешний контроль. Такая возможность появляется на основе понимания приоритета обязанностей человека перед его правами. Об этом довольно убедительно писал Н. А. Бердяев. Обязанности человека, по его мнению, глубже прав, и именно они обосновывают права. Сами права вытекают из обязанностей. Если все будут сознавать только права, но не обязанности, то права никем не будут уважаться и поэтому не смогут быть реализованы. Путь, на котором права человека отрываются от обязанностей, не доводит до добра. Этот путь приводит к борьбе страстей, состязанию взаимоисключающих притязаний. Если же все-таки говорить о правах, то важны не собственные правовые притязания, а уважение к правам другого человека, почитание в каждом человеческого образа [44].

Важным для юности является также осознание и принятие обязанностей перед самим собой, т.е. принятие ответственности за собственную жизнь. Сегодня много говорится о необходимости этого, однако само понятие ответственности при этом не раскрывается. Мы вслед за В. Шутсом полагаем, что ответственность — это осознание собственных выборов как предпосылок тех или иных жизненных событий. Ответственность предполагает понимание того, что события происходят потому, что «я выбрал, чтобы они произошли» [27].

«Обязанности появляются перед самим собой. Теперь я ответствен за себя, свою жизнь. Степень ответственности высока. Может возникнуть страх. Мир обязанностей становится внутренним самодостоянием». М., 20 лет.

Появление ответственности за свою жизнь — необходимая предпосылка и одновременно возможность принятия ответственности за другого человека. Это очень важная характеристика, поскольку, как отмечал Э. Фромм, умение принять ответственность за другого — необходимая составляющая любви, к которой активно стремятся все люди. По его мнению, любящий всегда чувствует себя ответственным. Быть ответственным — это добровольная потребность отвечать и заботиться о другом на основе достижения собственной независимости и возможности «стоять на ногах» без посторонней помощи. При принятии ответственности за другого может появиться искушение переделать, переучить другого в соответствии с собственными желаниями и требованиями [37]. Как отмечают многие авторы, необходимо научиться позволять человеку быть таким, каким он хочет, не требовать соответствия своим ожиданиям.

Говоря об ответственности, нельзя не подчеркнуть наличия в ней и моральных аспектов. Л. Шестов, к примеру, полагал, что ответственность и есть нравственное начало, живущее в сердце каждого, и приводил размышления Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого о Наполеоне, не ставившем вопроса о собственной ответственности за бедствия, которые он принес в мир [45]. Мы же полагаем, что ответственность, несомненно, должна быть нравственной, хотя к нравственности не сводится и имеет самостоятельную сферу приложения.

Итак, в области прав и обязанностей в юношестве происходят очень важные изменения; которые во многом являются фундаментом будущей полноценной жизни молодого человека.

Однако у той части молодежи, которая вплоть до окончания школы жила в ситуации жесткого внешнего контроля или гиперопеки, может наблюдаться слишком резкое стремление к экспериментированию правами или же подростковое острое отстаивание прав при отвержении обязанностей. Это проявляется, к примеру, в уходе из дома, не вызванном необходимостью, или же в стремлении наполнить свою жизнь только развлечениями без желания учиться или работать и т. п. Тогда установление баланса между правами и обязанностями будет происходить несколько медленнее и с большими трудностями. В некоторых случаях понимание роли обязанностей приходит через столкновение с тяжелыми жизненными обстоятельствами. Хотя довольно часто проблема обязанностей, и в частности принятия ответственности за себя и других, остается неразрешенной до старости, и тогда встает перед человеком с особой остротой.

Половая идентификация.Обсуждение возрастной специфики этого структурного компонента самосознания представляется наиболее сложным из-за многоаспектности данного феномена. В последнее время появилось большое количество так называемых тендерных исследований. Под гендером понимается социальный пол в отличие от биологического, он рассматривается как социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: биологический пол; полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; «гендерный дисплей» — многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского взаимодействия. Однако часто под тендерными понимают феминистские исследования. Мужская психология только зарождается, поэтому мужская часть выборки обычно выступает как статистический фон, по отношению к которому анализируются результаты, полученные на женской части выборки. Такое положение затрудняет выделение собственно возрастной специфики тендера. Поэтому ограничимся кратким рассмотрением специфики сексуальности в молодости.

Вопреки распространенному мнению половое созревание не завершается в подростковом возрасте. Оно происходит как раз в юности: у женщин завершается примерно к 20, у мужчин — к 25 годам. В этот период закрепляются преобразования физиологического плана, начатые в подростковый период. А сексологическое созревание только начинается, частично оно продолжается всю жизнь по мере накопления опыта межполовых отношений [46].

Подводя итоги обсуждению специфики самосознания в юности, можно сделать вывод, что наибольшие качественные изменения происходят во временном осознании, хотя достаточно значимыми можно считать и изменения в сфере прав и обязанностей.

Особенности общения

Юношество — это последний возраст расширения круга общения. Действительно, младенец общался в основном с матерью, ребенок раннего возраста — с матерью и со своей семьей, дошкольник получает возможность встречи с первым чужим значимым взрослым — воспитателем детского сада, большую роль начинает играет общение со сверстниками. Младший школьник выходит в первое по-настоящему социальное пространство — школу. Подросток активно осваивает улицы своего микрорайона, студент — весь город. По окончании юности начинаются освоение профессии, создание семьи, воспитание ребенка — времени на межличностное общение остается намного меньше. Может быть, поэтому на юность приходится так называемый пик межличностного общения. На активность общения в молодости влияет также общественный стереотип восприятия студента. Студент — это «беззаботный, веселый человек, плохо материально обеспеченный, имеет много друзей, успевает и учиться, и общаться». Общество снисходительно к нему, ему многое прощается, а родители подкрепляют эту установку, рассказывая веселые истории из своего прошлого.

На первых курсах института характерно общение внутри широких групп (от учебной группы до всего курса). Оно концентрируется вокруг совместных праздников и отдыха.

«У нас появляется куча новых друзей, знакомых. Мы почти не бываем дома, мы поглощены общением. Мы не очень разборчивы в выборе друзей, и поэтому в этот период жизни их у нас больше всего. Но пройдет совсем немного времени, и очень многие нынешние друзья превратятся в просто знакомых. И лишь очень немногие останутся настоящими друзьями». М., 21 год.

Уже здесь снижается значение моды как средства межличностной коммуникации, что было характерно для многих подростков. Для слияния с группой не требуется соответствовать определенному стилю одежды или использовать какие-либо внешние аксессуары.

При дальнейшем обучении в институте на основе общих интересов обычно постепенно выделяются дружеские группы из 5—8 человек. Появляются друзья вне института. Важную роль в общении начинает играть обмен информацией. На последних курсах института уменьшается значимость компаний вообще, предпочтение отдается диадическому общению (общению в парах).

Наши рекомендации