Теории и концепции социального старения
Как правило, устойчивая тенденция враждебности к пожилым и старым людям со стороны более молодых поколений расценивается как их страх перед старостью вообще, а не агрессивность к конкретным представителям старшего возраста. Речь в подобных случаях идет о часто описываемом в психологической литературе страхе молодых перед будущей собственной старостью и их стремлении забыть о ней, игнорируя окружающих беспомощных старых людей. По всей вероятности, в основе этой боязни старения и старости у каждого человека лежит атавистический страх, оставшийся от далеких предков и закрепленный на генетическом уровне. Тогда в общественном сознании избавление от постаревших и потому ненужных родичей воспринималось как оправданное действие и не вызывало внутреннего протеста, с одной стороны, а с другой, — было выражением естественного защитного инстинкта сохранения собственной жизни, — молодые получали долю пропитания тех, кто уже не мог участвовать в его добыче. До определенной степени в таком контексте могут восприниматься и современные точки зрения, парадигмы, теории и концепции социального старения, появившиеся в последние 40 лет. Интересно то, что в основу каждой из них положена биологическая, соматическая, психическая или социальная ущербность лиц пожилого и старческого возраста. В свою очередь, нельзя не отметить тот факт, что все эти теории появились в экономически благополучных странах Западной Европы и США, до сих пор воспринимаемых как «общества социального благоденствия».
Наиболее распространенным подходом к изучению проблем старения и старости является философско-социологическое направление СТРУКТУРАЛИЗМ, которое рассматривает социальное поведение человека, его отношения и ценности полностью обусловленными организацией и структурой общества, в котором он живет. По мнению сторонников данного социологического направления, любое общество представляет собой устойчивое интегрированное целостное образование, основанное либо на консенсусе (согласии), либо на конфликте. Используя аналогии с биологией старения, высказывается мнение, что всякая социальная система носит функциональный характер, причем одни функции этой системы оказываются более важными, другие, напротив, менее важными. Как в организме человека разные органы и системы играют различную роль в процессе выживания, так и в обществе разные его граждане и разные учреждения выполняют различные функции и играют различные роли, обеспечивая функционирование общества в целом (структурный функционализм). Исходя из представления о том, что человеческий организм — открытая и адаптивная система, но тем не менее не бессмертная, структурный функционализм описывает и общество в самой простой форме как адаптивную и открытую систему с разнообразием составляющих ее функций в целях сохранения целостности и по возможности относительной неизменности всей системы.
В начале 60-х гг. XX в. в рамках структурного функционализма, а именно его подхода с позиции согласия (консенсуса), была предложена социологическая теория старения ОТЧУЖДЕНИЯ (ОСВОБОЖДЕНИЯ). Согласно этой теории, по мере старения пожилые люди постепенно отчуждаются от ряда общественно значимых функций и ролей, для того чтобы это общество могло продолжать нормально функционировать. По мнению сторонников теории отчуждения, вытеснение пожилых из социального организма представляет собой «неизбежный процесс, в результате которого нарушаются существенные отношения между стареющим человеком и другими членами общества, причем это отчуждение происходит на качественном уровне». Поэтому считается, что сам индивид и общество, в котором он живет, должны заранее готовиться к окончательному «разрыву», который может произойти в результате серьезного заболевания или смерти. В соответствии с этой теорией процесс «отчуждения» — это способ подготовки общества к новому структурному функционированию его членов и направлен на то, чтобы по наступлении неизбежного старения отдельного члена не прерывалось бы организованное функционирование всего общества. В то же время сторонники данной теории высказывают убежденность, что сами старые люди с удовлетворением принимают свое «освобождение» от постоянных профессионально-трудовых обязанностей, от «привычного давления со стороны общества». Совершенно естественным признается тот факт, что в результате ухода на пенсию старые люди утрачивают свои прежние социальные роли, происходит естественное ограничение прежних социальных контактов, уменьшается и присущая им в прошлом приверженность к определенным привычным материальным ценностям и как следствие — «уход старого человека в себя». В целом общество получает большую выгоду, так как не прерывается естественный процесс: молодые и энергичные люди занимают вакантные роли и функции, не задумываясь над переживаниями и желаниями ушедших пожилых предшественников.
Данная теория была подвергнута критике прежде всего из-за того, что она слишком демонстративно обнажила социальную политику безразличия к проблемам пожилых людей, с одной стороны, а с другой — заинтересованность общества в разобщении поколений, приводящем в конце концов к ненужности самого существования поколения старшего возраста. Это в первую очередь представлялось опасным и трагическим восприятием всего жизненного пути для представителей молодого поколения, которые постоянно имели перед глазами пример мрачной перспективы собственного будущего. Но теория отчуждения как формы социального старения противоречила и всем цивилизованным традициям солидарности поколений и способствовала внедрению в общественное сознание принципов крайнего индивидуализма и конкуренции между различными возрастными группами.
Совершенно противоположной по своей сути представляется теория ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АКТИВНОСТИ) пожилых людей, сторонники которой считают, что последние должны сохранять свою активную роль, свойственную им в молодом и среднем возрасте, в целях нормального функционирования и устойчивого развития общества. Апологеты данной теории выдвинули понятие «успешная старость», то есть необходимость сохранения стиля жизни и ценностных установок, исходно присущих личности. Счастья, по их мнению, в пожилом возрасте можно достичь только при условии, если человек не будет поддаваться возрастным стереотипам, в соответствии с которыми должны в старости утрачиваться интимные отношения, социальная и сексуальная активность или ролевые функции, свойственные среднему возрасту. Для того чтобы получать удовлетворение жизнью в старости, необходимо постоянно заменять прежние социальные отношения новыми, которые бы позволяли на качественно новом уровне сохранять активную жизненную позицию и играть определенную роль в обществе.
С начала появления этой теории критика была сосредоточена на ее «радикальном идеализме». Совершенно очевидно, что нереалистично и даже жестоко ожидать от всех пожилых и старых людей постоянного поддержания или сохранения точно такого же уровня деятельности, какой им был свойствен в молодом и среднем возрасте, полностью игнорируя естественные и неизбежные физиологические и нервно-психические ограничения, сопровождающие даже самые благоприятные виды старения. Общеизвестно, что преобладающее большинство населения всех стран имеет преждевременное, патологическое старение, особенно лица, занимающиеся тяжелым ма-локвалицированным трудом. Но эта теория оказалась нереалистичной и потому, что в любом обществе экономическая, политическая и социальная его структура устанавливает определенные границы для активной профессиональной деятельности в старости. Даже в Канаде в 1985 г. в закон об упразднении обязательного выхода на пенсию по достижении пенсионного возраста был внесен новый юридический элемент, который, запрещая возрастную дискриминацию, тем не менее определил понятие «разумного предела». Речь в данном случае идет о тех пожилых людях, которые в силу характерологических или объективно установленных психических особенностей (расстройств) не могут критически оценить свои профессиональные качества и возможность продолжать профессиональную деятельность.
Здесь уместно привлечь внимание к тому, что и в отечественной геронтологической литературе появились публикации, в которых акцент делается на то, что социальная оценка старых людей не может базироваться только на отрицательных биологических изменениях, подчеркивающих атрофию структур, функций и реакций. Высказывается мнение, что для большинства пожилых людей справедливым является существующее законодательство, запрещающее занимать руководящую должность после достижения 65 лет, однако увольнение человека, высокого профессионала, полностью сохранившего свои трудовые и интеллектуальные качества, имеющего огромный опыт работы, справляющегося со своими обязанностями, может явиться для государства и общества существенной, а порой и незаменимой потерей. Во избежание подобного рода потерь предлагается определять истинный возраст пожилого человека («календарный, биологический, ментальный, поведенческий, сексуальный и волевой») с помощью интегральной оценки соответствующей комиссией, после чего «милиция выдаст ему паспорт с указанием редуцированного возраста», который позволит претендовать на сохранение прежней должности и признать его равные права с более молодыми работниками.
В определенной степени очень созвучна с теорией активности в последние годы приобретающая все большую популярность концепция «модернизации старения». По мнению некоторых социологов, в настоящее время происходит ломка авторитарной модели жизненного пути, размывание традиционных представлений о жизненном цикле. На смену понятия «средний возраст» приходит понятие «нового среднего возраста», или концепция «середины жизни» (от 35 до 60 лет и старше). Согласно сторонникам модернизации старения, в наше время все чаще показателем физического и социального благополучия личности выступает биологический возраст. Вместе с тем происходит и глобальное изменение всей культуры жизненного пути, значимыми ценностями которой являются прежде всего гедонизм (любовь к удовольствиям) жизненного стиля, юношески-игровой подход к проблеме досуга, туризма, что позволяет наслаждаться вымыслом, несмотря на понимание его иллюзорности. Данная концепция позволяет говорить о жизни взрослого индивида как о процессе, не предполагающем с необходимостью психосоциального становления и стадий роста, а ступени и барьеры, предписанные зрелой личности, могут быть уничтожены. Сам процесс «модернизации старения» нацелен на максимальное отдаление глубокой старости путем «размывания» жизненного пространства зрелой личности и ее гибкой адаптации к ослабляющим «хронологическим оковам».
Модернизация старения включает в себя:
— разрушение устойчивой социокультурной ассоциации между выходом на пенсию и старостью, то есть культивирование новых ценностей;
— разработку динамической модели «середины жизни», ориентирующей исследователя на индивидуализированный, биографический подход, который учитывает личностную уникальность субъектов среднего возраста.
Совершенно с других позиций социальное старение рассматривается сторонниками теории конфликта в рамках структурализма. Исходя из взаимодействия между экономической и политической структурой общества и распределением ресурсов и социальных услуг, ими была предложена концепция СТРУКТУРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ, означающей зависимое состояние, связанное с ограниченным доступом к социальным ресурсам, особенно в сфере получения доходов. Это касается в первую очередь пожилых и старых людей, живущих в бедности, доходы которых часто бывают ниже официальной черты бедности. По мнению этих теоретиков, бедность стариков является естественным явлением и объясняется тем, что пожилые люди не принимают участия в производственной деятельности. Общество в состоянии оплачивать лишь настоящий труд, не вознаграждая труд прошлый. Пожилые люди подвергаются дискриминации в результате проведения экономической и социальной политики, которая ориентирована на поддержку работоспособного населения, занятого в производстве. Согласно этой теории, бедность и зависимость пожилых объективно обусловлены их отторжением от материальных и социальных ресурсов общества.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ объясняет социальные взаимодействия с позиций символики, и основой его является индивидуализированный подход к пониманию моделей поведения каждого конкретного человека в достижении конкретных целей в конкретных условиях, а также стремление понять, каким образом процессы, происходящие в социуме, оказывают влияние на жизнь конкретных людей. В рамках символического интеракционизма при исследовании процессов старения большое внимание уделяется теории ДЕВИАНТНОСТИ, которая объясняет необходимость выявления лиц с отклоняющимся поведением и выработки стереотипных методов общения с ними. Согласно данной теории, в процессе старения появляются новые особенности поведения пожилых людей, вызванные изменениями их жизненных условий в связи с уходом на пенсию, в результате чего человек сразу же попадает под определение «пожилой» и вынужден вести себя соответствующе, не претендуя на престижные виды трудовой и профессиональной деятельности. Общество же берет на себя обязательство обучать его «правильному» поведению.
Теория девиантности старения близка к теории МАРГИНАЛЬНОСТИ, которая рассматривает группу пожилых и старых людей как небольшую составляющую населения, но в отличие от других маргинальных групп (наркоманы, алкоголики, криминальные и асоциальные элементы) старые люди стоят на чуть более высокой общественной ступени, так как имеют хотя и небольшие, но постоянные доходы в виде пенсий. Однако, как и в отношении всех других маргинальных групп, общество вынуждено применять и к старикам дискриминационную политику, чтобы их поведение соответствовало установленным моделям.
Для символического интеракционизма организация социальной жизни возникает в недрах самого общества и является результатом взаимодействия, происходящего между его членами. Представители этого течения не признают значения действия внешних, и в первую очередь экономических, факторов на общество. По их мнению, структура общества состоит из гетерогенных социальных групп, не зависящих друг от друга и развивающихся относительно обособленно. Отношения между различными социальными группами или подгруппами носят соревновательный характер, поэтому не может быть никакого теоретического обоснования господства одной группы над другой. Положение старых людей постоянно ухудшается, а сами они в конце концов превращаются в изгоев с низкими доходами и скудными социальными возможностями. Трудоспособное и молодое население относится к старикам как к бесполезным, ненужным, утратившим уверенность в себе и потерявшим чувство социальной и психологической независимости. Оно считает себя вынужденным разрабатывать социальные программы для улучшения жизни населения старшего возраста. Социальная дезинтеграция общества используется для создания оптимальных условий управления меньшинствами и, как следствие, возникает их дискриминация. В рамках символического интеракционизма возникла и теория СУБКУЛЬТУРЫ, которая рассматривает пожилых людей как небольшую социальную группу со своей особой культурой, объединяющей их, и потому между стариками устанавливается особенная близость по интересам, увлечениям, воспоминаниям, что в свою очередь ведет к обособлению и отчуждению от других возрастных групп, в том числе от родственников и близких. По мнению сторонников данной теории, в преддверии близкой отставки или ухода на пенсию люди объединяются на основе общности интересов, устойчивых моральных норм, традиционного поведения и привычных духовных ценностей при одновременном ослаблении семейных контактов. Развитие сети социальных услуг, предоставляемых старым людям, усиливает тенденцию к формированию групп субкультуры и снижает ее зависимость от членов семьи. Следует отметить, что данная теория на практике подтверждается очень редко, поскольку существуют объективные и субъективные факторы, препятствующие созданию четких групп субкультуры людей пожилого и старческого возраста. Это в первую очередь нежелание самого человека, ушедшего на пенсию, считать себя старым и неспособным к любому виду активной деятельности, кроме профессиональной. Известно, что довольно часто люди, вышедшие на пенсию, с удовольствием начинали ре-ализовывать свои увлечения молодых лет, которые ранее оставались лишь желанием и мечтой.
В свою очередь, совершенно беспочвенным является утверждение сторонников теории субкультуры пожилых о том, что старики якобы представляют собой однородную социальную группу хотя бы потому, что изначально они относятся к различным социальным слоям. Вне всякого сомнения, реальные семейные обстоятельства и отсутствие занятости для пожилых людей могут способствовать развитию особой субкультуры пожилых, но это отнюдь не панацея для их социальной «включенности». Реализация на практике положений этой теории ведет к прерыванию преемственности поколений и выхолащиванию определенных ценностей, таких как сопричастность, сопереживание, забота о близком человеке, у поколений, которым старость представляется как нечто очень далекое и потому нереальное явление, хотя и может способствовать развитию страха перед собственным будущим.
Теория ВОЗРАСТНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ (страта — группа) рассматривает общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях, то есть всякое общество разделено на группы в возрастном и социальном отношениях, причем основанием для этого разделения является прежде всего календарный возраст. Причисление людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может иметь формальный и неформальный характер, что обычно связано в первом случае с четкими законодательно установленными возрастными нормативами, а во втором случае эти возрастные границы устанавливаются произвольно, на основании традиций, в соответствии с правилами поведения,
принятыми в данной популяции. Именно правила поведения, или социальные стереотипы, довлеют над людьми изаставляют их соответствовать тому поведению, которое установлено для каждой возрастной группы. Эта теория в определенной степени помогает уяснить и объяснить характерные особенности различных поколений, старших и младших, делает акцент на образе жизни, свойственном каждой возрастной страте. Сторонники данной теории считают, что каждое поколение старшего возраста уникально, обладает только ему одному присущим опытом, имеет свои особенности, свою внутреннюю дифференциацию, определяемую прежним социальным иэкономическим положением. Вместе с тем эта теория пытается объяснить закономерность изменения места и роли старых людей в обществе в связи с индивидуальными перемещениями из одной возрастной страты в другую, механизмами распределения социовозрастных ролей, взаимоотношениями с прочими возрастными группами. Именно утратой старыми людьми участия «в системе власти и влияния» объясняется потеря социального престижа, который всегда ассоциируется с основной сферой профессиональных занятий, а старость, к сожалению, неизбежно связана с увольнением и прекращением трудовой деятельности.
В последнее десятилетие XX в. широкое распространение получило понятие «ЭЙДЖИЗМ» (от английского слова age — возраст), впервые предложенное американским геронтологом Р. Батлером, который сначала интерпретировал его как «глубоко затаенную тревогу некоторых молодых и людей среднего возраста, их личностное отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болезням, инвалидности, страх перед беспомощностью, бесполезностью и смертью». К началу XXI в. эйджизм уже трактуется как процесс систематической стереотипизации и дискриминации людей по причине их старости, так же как расизм или сексизм из-за цвета кожи и половой принадлежности, и рассматривается как превентивная дискриминация пожилых и старых людей. При этом различают: 1. Внутренний эйджизм в виде обидных, унижающих достоинство старых людей прозвищ («старый что малый», «старая карга», «старая ведьма» и т.п.). Обыкновенно при этом наблюдается и неприязненное отношение к пожилым и старым людям, демонстративное пренебрежение и игнорирование их, а нередко физическое и психическое насилие. 2. Институциональный эйджизм — юридически закрепленная дискриминация пожилых и старых людей, ограничение в приеме на работу после достижения пенсионного возраста. Нужно сказать, что эйджизм чаще всего понимают как явление, относящееся исключительно к старым людям, так как среди населения старшего возраста имеются отдельные группы, меньшинства, которые в общественном сознании ассоциируются с различными негативными характеристиками типа «бремя для государства», «демографическая нагрузка», «нахлебники». Агрессия и отрицательное отношение к старым людям связываются сторонниками эйджизма с тем, что старые люди все менее уважаемы в обществе, чем остальные, поэтому с ними обходятся как с людьми, не заслуживающими равных прав. Однако довольно часто эйджизм рассматривают как негативное явление, распространяющееся не только на старых людей, но и на всех, кого дискриминируют по возрастному признаку. По существу, каждый человек на новом этапе своей жизни сталкивается с ограничениями, связанными с возрастом, и таким образом можно утверждать, что эйджизм определяет жизнь каждого человека в любом, а не только в пожилом возрасте.
Однако дать четкие определения, которые бы отражали дискриминацию любой возрастной группы, практически невозможно из-за того, что личное отношение к различным возрастным группам постоянно меняется по мере нашего взросления и старения. Нужно отметить, что с возрастом действительно растет число негативных оценок старческого периода жизни и к 25 годам формируется стойкое неприятие старости и всевозможные проявления эйджизма по отношению к старикам. Существует мнение, что определенную роль в этом играют родители и критическое отношение к ним со стороны детей. В какой-то степени созвучна данной точке зрения и уже упоминавшаяся концепция МОДЕРНИЗАЦИИ, которая объясняет современное положение старых людей в обществе и негативное отношение к ним постоянно повышающимся образовательным уровнем населения Западной Европы и США в XX в., «рост массового образования и грамотности уничтожил ореол старости в смысле мудрости и знания». Сторонники данной концепции утверждают, что, начиная с XVIII в., в американском и английском обществе происходили медленные, но неуклонные демократические изменения, в том числе и во взаимоотношениях между родителями и детьми, дедами и внуками. Все это способствовало снижению авторитета старших и увеличению негативного отношения со стороны молодых к старикам.
Английские психологи считают, что «в любой период быстрых социальных изменений, когда традиционные способы деятельности претерпевают трансформацию, вклад стариков в функционирование общества может быть обесценен. Их знания, умения, приобретенные в прежние годы, могут утратить свою ценность, так что престарелые могут чувствовать свое несоответствие современным тенденциям общественного развития... расплывчатое понятие «мудрость», включающее в себя знания и житейский опыт, выходит за рамки обычной практической помощи в жизни других людей. Нужно откровенно признать, что молодежь в большинстве своем не воспринимает стариков как людей, которые могут поделиться своей мудростью. Нельзя отнести это явление только за счет дикриминации по возрасту, во многом оно обусловлено тем, что отражает реальную проблему определения тех сфер, в которые старый человек мог бы внести существенный вклад».
Согласно Маргарет Мид, в истории человечества различают три типа культур в зависимости от темпов научно-технического и социального развития общества, которые оказывают прямое влияние на межпоколенные взаимоотношения.
ПОСТФИГУРАТИВНАЯ культура — младшее поколение учится у старших и повторяет их опыт в своей жизни. Это патриархальное, традиционное общество, в котором социальные и другие технические изменения происходят очень медленно и незаметно.
КОФИГУРАТИВНАЯ культура — дети и молодежь учатся у своих сверстников, близких им по возрасту и опыту, и ориентируются не на старших и их модели поведения, а вырабатывают свои собственные, что неизбежно ведет к различного рода межпоколенным конфликтам. Этот тип культуры принимается либо добровольно с целью успешной адаптации в новых жизненных условиях либо насаждается насильно с целью прервать преемственную связь между поколениями, чтобы безболезненно провести определенные социальные изменения. В результате складывается ситуация, когда молодое поколение радикально отличается по своему жизненному опыту от опыта своих родителей и других представителей той общности, к которой они непосредственно принадлежат.
ПРЕФИГУРАТИВНАЯ культура — весь опыт прошлых поколений, в том числе и поколения родителей, отрицается молодым поколением как не только ненужный, но и вредный в результате быстрого ритма жизни, до настоящего времени неизвестная предыдущим поколениям необходимость овладения совершенно новыми научно-техническими разработками и достижениями, новыми информационными технологиями. Впервые человечество столкнулось с уникальной реальностью: молодое поколение накапливает свой собственный опыт, которого никогда не было и не будет у старшего поколения. Старшее поколение еще при жизни убеждается в том, что их интеллектуальный и профессиональный опыт оказывается невостребованным молодыми потомками.
По мнению некоторых психологов, в настоящее, время складывается новый тип цивилизации, идущий на смену индустриальной, с лежащим в ее основе культом научно-технического прогресса, но не возрождающий принципы организации традиционного общества с его политической геронтократией и одновременно сословно-генеалогической педофилией, Эта цивилизация требует выработки еще неизвестных истории куль туры способов социальной организации отношений между продуктивно действующим слоем населения и детьми и стариками.