I. Поражения, затрагивающие передние отделы коры головного мозга
A.Аграфия, сочетающаяся с афазией Брока. Б. Аграфия, сочетающаяся
с транскортикальной моторной афазией.
B. Аграфия, сочетающаяся с глобальной афазией.
Г. Аграфия, сочетающаяся со смешанной транскортикальной афазией.
II. Поражения задних отделов коры головного мозга.
Д. Аграфия, сочетающаяся с афазией Вернике.
Е. Аграфия, сочетающаяся с транскортикальной сенсорной афазией.
Ж. Аграфия, сочетающаяся с аномической афазией.
3. Аграфия, сочетающаяся с проводниковой афазией.
(Примечание — приводится принятая в зарубежной психологии
классификация афазий.)
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Магнитно-резонансный снимок
Мозга пациента с синдромом
Герстмана
Локализация поражений
Коры головного мозга
При алексии
Очаги патологии, соответствующие трем основным синдромам
алексии:
А — в передних отделах;
С — в центральных отделах;
Р — в задних отделах.
(По Словарю Блеквелла)
Инфаркт в левой угловой извилине (левое полушарие находится в правой части фотографии.
/Tin Спгигппю КпРКвРППп)
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Зеркальное письмо у левшей
При поражении левого
Полушария
Зеркальное письмо
Левой рукой у здорового
Испытуемого
A. Больной К. Списывание с печатного листа.
Б. Тот же больной. Письмо по собственной инициативе.
B. Больной С. Письмо (а) и решение арифметических примеров
(б) под диктовку.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Персеверации движений у больных с поражением передних
Отделовголовногомозга
Круг Крест Крест Круг |
(I) A — персеверации движений при рисовании и письме у больных
массивной внутримозговой опухолью левой лобной доли: а — рисование
круга, б — написание цифры «2», в — написание цифры «5»;
Б — персеверации движений при рисовании серий фигур у больного с внутримозговой опухолью левой лобной доли.
(По Лурия)
(II) Рисование фигур по речевой инструкции.
(По Лебединскому)
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Схема хранения информации в различных системах памяти
Три возможных способа распознавания буквы А
Сенсорные системы
(По Линдсею и др.)
I. Теория особой клетки.
II. Теория особого набора клеток.
III. Теория особого кода.
Глаз
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Кривые запоминания
«Кривые заучивания» ряда из 10 слов у больных с опухолями верхних отделов ствола с выраженным корсаковским синдромом. Модально-неспецифические нарушения памяти.
А — результаты заучивания слов у больных с тяжелым, Б — то же у больных с легким корсаковским синдромом.
(По Поповой)
«Кривые заучивания» серии из 10 слов у больных с грубым «лобным синдромом». Псевдоамнезии, а—е — разные больные. -
(По Лурия)
По оси абсцисс — номера последовательных опытов, по оси ординат — число удержанных элементов.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Список использованной литературы
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Оглавление
РАЗДЕЛ I. Общие представления о строении нервной системы.
Среднесагиттальный разрез головы человека......................................................... 4
Вегетативная часть нервной системы (схема) ....'.................................................... 5
Нервная сеть. Анатомо-функциональная структура нейрона ............................ 6
Схема распределения клеточных элементов коры больших полушарий.
Ассоциативные связи в коре головного мозга ......................................................... 7
Нерасчлененный мозг .................................................................................................... 8
Важнейшие области и детали строения мозга ....................................................... 9
Большие полушария...................................................................................................... 10
Цитоархитектонические поля и представительство функций в коре
больших полушарий...................................................................................................... 12
Развитие головного мозга ........................................................................................... 13
Пропорции черепа новорожденного и взрослого.
Схема сроков миелинизации основных функциональных систем в мозге . 14
Зоны васкуляризации головного мозга ................................................................... 15
Главные комиссуры, соединяющие два полушария мозга................................. 17
Анатомическая асимметрия полушарий мозга...................................................... 18
Частота анатомических различий между полушариями.................................... 19
Структуры головного мозга......................................................................................... 20
Кортикоретикулярные связи........................................................................................ 21
Проводящие пути и связи головного мозга.............................................................. 22
Проводящие пути спинного и головного мозга...................................................... 23
Системы связей первичных, вторичных и третичных полей коры................... 24
История развития представлений о локализации психических функций . .25 Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга,
предложенная А.Р.Лурия.............................................................................................. 26
Соматическая организация моторной и сенсорной областей коры
человека ............................................................................................................................ 27
Корковая проекция чувствительности и двигательной системы...................... 28
Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему.
Структуры мозга, играющие роль в эмоциях ........................................................ 29
Схема лимбической системы....................................................................................... 30
Зрительная система. Слуховая система................................................................... 31
Ощущения с поверхности тела. Обонятельная система. Вкусовая
система .............................................................................................................................. 32
Пути для специфических видов сенсорных сигналов. Основные
категории в области сенсорных процессов — модальность и качество ... .33
Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов.................... 34
Зрительная система....................................................................................................... 35
Последовательность процессов при реакции на зрительный стимул............. 36
Схема проводящих путей зрительной системы .................................................. 37
Схема кортиева органа................................................................................................. 38
Слуховая система........................................................................................................... 39
Типы рецепторов кожи.................................................................................................. 40
Схема строения кожно-кинестетической системы ............................................... 41
Карта кортикальных областей, в которые проецируются тактильные
сигналы от поверхности тела...................................................................................... 42
Нормальная ошибка осязания .................................................................................. 43
Схема вкусовой системы ............................................................................................. 44
Рецепция запахов .......................................................................................................... 45
Схема обонятельной системы и ее связей — вставочных систем..................... 46
Ход пирамидного тракта. Экстрапирамидная система....................................... 47
РАЗДЕЛ II. Высшие психические функции: модели и примеры нарушения при локальных поражениях мозга.
Принципиальная схема функциональной системы как основы
нейрофизиологической архитектуры........................................................................ 48
Зрительные расстройства............................................................................................ 49
Рисунки больных со зрительными агнозиями ........................................................ 50
Прибор для проведения опытов на больных с рассеченным
мозолистым телом. Принцип работы Z-линзы ..................................................... 55
Рисунки больного при угнетении правого или левого полушария.................. 56
Влияние комиссуротомии на рисунок и письмо. Различия между
полушариями при зрительном восприятии............................................................. 57
Различные типы ошибок при письме левой и правой рукой.............................. 58
Типы нарушений чувствительности.......................................................................... 59
Функциональная модель предметного действия .................................................. 60
Построение движений по Н.А.Бернштейну............................................................. 61
Схема регуляции речевой деятельности ............................................................... 57
Боковая поверхность левого полушария с предполагаемыми границами «речевых зон». Области коры левого полушария головного
мозга, связанные с речевыми функциями................................................................. 62
Расположение очагов поражения левого полушария мозга при
различных формах афазии.......................................................................................... 63
Локализация поражений мозга при различных формах аграфии,
сочетающейся с афазией ............................................................................................ 65
Магнитно-резонансный снимок мозга пациента с синдромом Герстмана.
Локализация поражений коры головного мозга при алексии ........................... 66
Зеркальное письмо ....................................... ................................................................ 67
Персеверации движений у больных с поражением передних
отделов головного мозга............................................................................................... 68
Схема хранения информации в различных системах памяти.
Три возможных способа распознавания буквы А ............................................... 69
Кривые запоминания..................................................................................................... 70
Список использованной литературы........................................................................ 71