Основные теоретические подходы в западной социальной психологии

В современной западной социально-психологической науке принято выделять следующие основные теоретические подходы:

социокультурный, эволюционный, социальное научение, феноме­нологический и социально-когнитивный (Kenrick, Neuberg and Cialdini, 2002). Каждый из этих подходов представляет собой со­вокупность теорий, объединенных общей методологической позицией.

Социокультурный подход.Основы такого подхода были зало­жены в одном из первых учебников по социальной психологии Э. Росса, опубликованном в 1908 г. По его мнению, источники со­циального поведения людей присущи не отдельной личности, а социальной группе. Росс рассматривал группу как своеобраз­ную целостность, обладающую свойственным ей сознанием. В са­мом начале своей книги Росс определил социальную психологию как науку о "психических стадиях и течениях, которые возника­ют среди людей вследствие их связей" (Ross, 1908. Р. 1). Наряду с Россом другие социологически ориентированные теоретики также подчеркивают роль социального окружения в психических проявлениях отдельных индивидов. В соответствии с современ­ным социокультурным подходом считается, что убеждения, цен­ности и предрассудки человека обусловлены прежде всего фак­торами группового уровня (нация, социальный класс, нормы культуры).

В центре данного теоретического подхода находится концеп­ция культуры, которую мы самым общим образом можем опреде­лить как знания, убеждения, обычаи и язык, передаваемые из поколения в поколение в пределах определенного общества. Итак, можно сказать, что социокультурный подход объясняет со­циальное поведение влиянием больших социальных групп.

Эволюционный подход.Если исследователи социокультурно­го направления рассматривают в первую очередь различия в по­ведении людей, представляющих разные культуры, то сторонни­ки эволюционного подхода, наоборот, интересуются явлениями сходства как в разных культурах, так и среди различных пред­ставителей живых организмов (включая человека). Начала тако­го подхода были представлены в другом раннем учебнике по со­циальной психологии У. Макдугалла, также вышедшем в 1908 г. Его автор ищет корни социального поведения человека в его фи­зической и психической предрасположенности, которая помогала нашим предкам выживать и давать потомство. Центральной для эволюционного подхода является идея естественного отбора, вы­двинутая Ч. Дарвином. В соответствии с ней предполагается, что животные, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды, имеют больше шансов выжить и произвести на свет жиз­неспособное потомство, передав ему по наследству соответствую­щие свойства. Со временем новые свойства живых организмов, больше подходящие для определенной среды, приходят на смену менее пригодным для жизни и т.д.

Конечно, было бы ошибкой полагать, что эволюция могла при­вести к формированию лишь негативных "инстинктов", которые "запрограммированы при рождении" и не могут подвергаться сильному влиянию среды. Имеется немало современных данных, убедительно говорящих о том, что биологические факторы ока­зывают разное влияние на человека и другие животные организ­мы, и эти факторы связаны также с воздействием окружающей среды. Даже самые основные биологические потребности, такие как голод, приводятся в действие факторами окружающей сре­ды. Итак, эволюционный подход направлен на поиск причин со­циального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство.

Теория социального научения.Гораздо более современной и популярной, чем два предыдущих направления, является сей­час на Западе, особенно в США, теория социального научения. Этот подход к исследованию социального поведения обязан своим происхождением трудам А. Бандуры и Р. Уолтерса, в которых социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивида и его научения в процессе получения вознаграж­дений и наказаний. При этом особенно подчеркивается роль под­ражания в развитии тех или иных поведенческих форм. Широ­кую известность приобрели эксперименты Бандуры по модели­рованию обучения детей посредством использования наблюде­ния. Так, например, было обнаружено, что дети могут научиться агрессии, наблюдая за различными формами агрессивного пове­дения взрослых. Эти важные выводы поддерживают положение о том, что агрессия не является свойством, непременно присущим человеку (как полагают многие), но может оказываться результа­том влияний со стороны окружения. Бандура также подчеркивал роль убеждений, ожиданий, возможности выбора и самоподкреп­ления как важных факторов, определяющих индивидуальное по­ведение. Итак, можно заключить, что данный подход уделяет ос­новное внимание опыту научения в прошлом как детерминанту социального поведения индивида.

Феноменологический подход.В отличие от всех трех упомя­нутых выше подходов, уделяющих определенное внимание окру­жающей среде, феноменологический подход, наоборот, делает акцент на уникальной точке зрения индивида, или его феномено­логии. В соответствии с таким подходом, который ведет свое на­чало от работ К. Левина, социальное поведение человека направ­ляется именно его субъективной интерпретацией событий соци­ального мира. Центральным в системе взглядов Левина на соци­альное поведение человека является понятие "жизненного пространства". В это "пространство" входит вся сумма возмож­ных событий, которые влияют на индивида из прошлого, настоя­щего и будущего, как это ему представляется. При этом поведе-

ние человека являет собой его движение сквозь участки данного жизненного пространства. Одни из этих участков привлекатель­ны, а другие — не привлекательны. Левин полагал, что интер­претация человеком той или иной ситуации связана с его целями в данный момент. Так, если фанату какой-либо футбольной ко­манды не терпится ввязаться в драку с поклонниками "чужой" команды, он может интерпретировать случайный толчок как аг­рессивный выпад с другой стороны. Общепризнано, что подход Левина, основанный на целях, взаимодействии человека и ситуа­ции и феноменологии, оказал огромное влияние на социальную психологию. Итак, суть феноменологического подхода состоит в том, что социальное поведение направляется субъективной ин­терпретацией человеком событий окружающей среды.

Социально-когнитивный подход.Считается, что внимание сторонников предыдущего, феноменологического, подхода к внут­реннему опыту человека привело естественным образом к тес­ным связям 'между социальной и когнитивной психологией, под­черкивающей роль "внутренних", ментальных процессов. Основ­ная проблематика когнитивной психологии — это -процессы ощу­щения, восприятия, интерпретации, суждения и запоминания со­бытий окружающей среды. За последние двадцать лет число социальных психологов, обратившихся к социально-когнитив­ному подходу, значительно возросло. Сторонники этого подхода изучают психические процессы, связанные с тем, какие именно события привлекают внимание человека, как он интерпретирует эти события и хранит в своей памяти. Предполагается, что соци­альное поведение человека направляется его вниманием к тому или иному аспекту ситуации, его пониманием этой ситуации и, наконец, возникшими у него ассоциациями данного события с аналогичным опытом прошлого, сохранившимся в памяти. Итак, социально-когнитивный подход сосредоточивается на мен­тальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти.

Рассмотренные выше различные подходы к пониманию соци­ально-психологических явлений не противоречат друг другу. Каж­дый из них представляет собой лишь одну из граней социаль­но-психологического анализа. Поэтому указанные подходы можно рассматривать как взаимодополняющие. Лишь сочетание всех этих подходов, их комплексное использование обеспечивают всесторон­нее изучение того или иного явления социальной психологии.

Наши рекомендации