Теоретические подходы к исследованию общения в западной психологии

В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: инфор­мационный(ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональ-ный (ориентированный на взаимодейст­вие); реляционный(ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотноше­ний).

Информационные подходы.Были разви­ты в основном в 30-40-е гг. и с тех пор широко используются до настоящего вре­мени. Объект исследований — передача сообщений, главным образом фактичес­ких, реальных между «участниками»: со­обществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами,



6.3. Психология межличностного взаимодействия



которые способны посылать и принимать информацию при помоши какой-то сис­темы сигналов или символов.

Теоретические основания подхода ба­зируются в основном на трех положениях:

содержание информации может преоб­разовываться в различные символы (коди­роваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т.д.);

человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая ин­формация после ее восприятия и перера­ботки (в форме мыслей, эмоций, устано­вок);

принятие аристотелевской и ньютонов­ской картины мира: существует нейтраль­ное пространство, в котором взаимодейст­вуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.

Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в различные изображения, зна­ки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949).

Первоначальная модель состояла из пяти элементов: источник информации, ее передатчик (шифратор), канал для пе­редачи сигналов, приемник информации (дешифратор), ее получатель (место полу­чения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном по­рядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением»как таковым и «источником»и введены важные дополнительные понятия: «обрат­ная связь»(отклик получателя инфор­мации, даюший возможность источнику кодифицировать и корректировать после­дующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность», или «дублирование»(излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декоди­ровано); «фильтры»(преобразователи со-

общения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).

Первый аналитический обзор исполь­зования этой теоретической модели ком­муникаций в различных дисциплинах и сферах исследований был дан в 1957 г. К. Черри.

Второе направление исследований воз­никло в 60-х гг. Основной предмет — ана­лиз социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальнойгруппы или в меж­личностных взаимодействиях,включая ди-адические. Важные исследования в этой области были выполнены И. Гофманом (1963, 1969, 1975). Он разработал и исполь­зовал для анализа общения модель комму­никационного обмена,состоящую из 4 эле­ментов:

коммуникационные условия, или условия общения,устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаи­модействия (например, прямое, непосредст­венное-непрямое, опосредованное, сим­метричная—асимметричная передача сооб­щений);

коммуникационное поведение, или стра­тегия общения,используемое участниками общения во взаимоотношениях друг с дру­гом;

коммуникационные ограничения,вклю­чающие экономические, технические, ин­теллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками об­щения той или иной стратегии;

основы, или критерии, интерпретации,определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего по­ведения по отношению друг к другу.

Именно разработка и использование этой модели при анализе межличностного общения помогли наиболее полно сбли­зить и «навести мосты» между информа­ционным и интеракциональными подхо­дами к изучению проблемы общения.

Интеракциональные подходы.Были раз-виты главным образом в 60—70-е гг, В от­личие от информационного подхода, и котором общение представлено как тран­закции по передаче информации (отдель­ные коммуникационные акты), в интерак-циональном подходе оно рассматривается как ситуация совместного присутствия.



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



взаимно устанавливаемая и поддерживае­мая людьми при помоши различных форм поведения и внешних атрибутов (внеш­ности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерений участвующих индивидов. Они обладают действительным контролем за «входом» или «выходом» из ситуации в соответствии со своими намерениями до тех пор, пока воспринимают присутствие и поведение друг друга, но тем не менее каждый из них не может избежать посто­янной координации поведения,

Интеракциональный подход признает положение о том, что само взаимодейст­вие включает обмен сообщениями, но главный исследовательский интерес в большей степени направлен на организа­цию поведения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспект-ность анализа человеческого поведения но множестве жизненных условий и обстоя­тельств (в различных социальных контек­стах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений инди­вида, его мотиваиионных или личностных факторов, сколько (и в большей мере) функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной пси­хологии); положения обшей теории систем, «водящей в исследовательский инструмен­тарий и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия, как «система», «динамическое равновесие», «саморегуля­ция» и «программа».

В рамках интеракционального подхода разработан ряд теоретических моделей, пытающихся объяснить главный вопрос, — какими способами/путями структуриру­ются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведе­ния.

Условно можно выделить пять наиболее важных моделей:

Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х гг. Р. Бёдвистелом для невер­бального общения. Одно из основных положений: несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же огра-

ниченного репертуара или набора, состоя-шего из 50—60 элементарных движений и поз тела человека. Делается предположе­ние, что следующие один за другим пове­денческие акты, сформированные из эле­ментарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последо­вательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.

Модель социального навыка [Argyle, Ken-don, 1967]. Опирается на положение о том, что межличностные транзакции (коммуни­кационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игры в кар­ты т. п.), иерархично организуются и фор­мируются посредством серии простых целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. научение общению происходит в са­мом общении.

Равновесная модель [Argyle, Dean, 1965]. Опирается на положение о том, что взаи­модействующие участники всегда стре­мятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации. То есть любое из­менение в использовании поведения типа X, обычно всегда компенсируется соответ­ствующими изменениями в использовании поведения типа У и наоборот (например, диалог—монолог, сочетание вопросов и от­ветов).

Программная модель социального взаимо­действия [Scheflen, 1968]. Постулиру­ется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию по крайней мере трех видов программ. Первый имеет дело с простой координацией движений; второй контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья про­грамма модифицирует процедуры измене­ний, т. е. управляет комплексной задачей метаобшения.

Системная модель |Kendon, 1977J рас­сматривает взаимодействие как конфи­гурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом



6.3. Психология межличностного взаимодействия



Тип источника получения данных   Тип эмпирической информации (получаемых данных)  
Субъективный   Объективный  
Участник изучаемой ситуации   Методы самоотчета   Методы самоотчета о поведении  
Внешний наблюдатель   Субъективные отчеты наблюдателя   Поведенческие методы  

межличностной транзакции. До настоящего времени идентифицированы и проанали­зированы две такие системы: 1) управляю­щая обменом речевых высказываний; 2) управляющая главным образом исполь­зованием пространства и территории взаи­модействия.

Реляционный подход.Начал постепен­но развиваться с середины 50-х гг. (Р. Бёд-вистелл, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).

Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не столько создают условия и обстоятельства, в которых пре­образуется информация и происходит межличностное взаимодействие, сколько являются самим общением как таковым, понимаемым как система взаимоотноше­ний. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой своего обитания. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызываю­щее изменение других частей, называется информацией. Согласно этому подходу, нельзя утверждать, что люди, животные или другие организмы вступают в обще­ние (информационный подход) или участвуют в нем (интерак-циональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса незави­симо от того, хотят они этого или нет, — частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаи­моотношений. Они включаются в эту сис­тему с момента рождения и не покидают ее до самой смерти.

Ключевой элемент концепции — взаи­моотношения — это «нечто», что сущест­вует между индивидами и вне их, т. е. вза­имоотношения существуют на надиндиви-дуальном, или «транзактном», уровне. Главная позиция нового подхода: природа взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и пространстве.

Три направления теоретических иссле­дований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций: а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логичес­ких типов, которая идентифицирует раз-

рывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например, «индивид-общение», «индивид—взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.

Наиболее интересные и важные иссле­дования, проведенные на основе реляци­онного подхода, осуществлены в области психопатологии (Г. Бэйтсон и др., 1956; Р. Лэйнг, 1959). В частности, предложена реляционная объяснительная модель об­щения больного шизофренией. По утверж­дению самих сторонников подхода, реля­ционная теория общения находится на начальной стадии своего развития, несмотря на длительный период существования с момента зарождения.

Ее методологический потенциал и сила заключаются в том, что она заменяет арис­тотелевский принцип картины мира на «системный» подход.

Схематическая классификация методов исследований общения представлена в табл. 6.1.

Таблица 6.1 Типы методов исследования общения

Более подробно эти методы описыва­ются в упоминаемых выше трудах и спе­циально в работах Р. Бэйлса [Bales, 1970]; Г. Фаснахта [Fassnacht, 1982], М. Аргайла, А. Фенхейма и Дж. Грехем [Argyle et al., 1981]. В последней монографии дано тео­ретическое и экспериментальное обосно­вание так называемого ситуативного под­хода, в настоящее время широко исполь­зуемого в исследованиях проблем общения.

Необходимо упомянуть о таком подходе, как транзактный анализ, который хорошо известен и нашел распространение в при­кладной исследовательской практике изу­чения общения. Подробное описание его основных положений можно найти в ра­боте Э.Берна [1996].



6.СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



6.3,3, Невербальные способы общения

Невербальное общение — это комму­никация между индивидами без исполь­зования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструмен­том общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диа­пазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. В то же время, как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями вос­принимать и интерпретировать информа­цию, переданную в невербальной форме. Тот факт, что передача и прием невербаль­ной информации могут осуществляться на бессознательном или подсознательном уровне, вносит некоторое осложнение в понимание данного явления и ставит во­прос об оправданности использования понятия «общение», так как при языко­вой и речевой коммуникации этот процесс по-разному осознается обеими сторонами. Поэтому вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуникации, ис­пользовать также понятие невербальное поведение, понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию независимо от того, осозна­ется это индивидом или нет.

Основными средствами, которыми об­ладает «язык тела», являются поза, движе­ния (жесты), мимика лица, взгляд, «прост­ранственное» поведение, характеристики голоса.

За последние десятилетия интерес к невербальным способам общения в миро­вой психологической науке заметно повы­сился, поскольку стало ясно, что этот ком­понент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее.

Происхождение невербальных способов общения. С этой проблемой связаны как твердо установленные истины, так и во­просы, на которые до сих пор еще нет ответов. Невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру.

Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами об-шения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т.д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно про­является в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций жи­вотного и человека на те или иные ситуа­ции (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюцион­ном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения сви­детельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинако­выми способами и средствами.

Вместе с тем хорошо известно, что сим­волическое значение движений, поз, жес­тов и даже взгляда в разных культурах несет различный, иногда прямо противо­положный смысл. Кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица, ожидая, что и собесед­ник сделает то же самое; вьетнамец в ана­логичной ситуации будет улыбаться, по­тому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямого контакта взглядами, более интен­сивного, чем у европейцев или американ­цев; японца же с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т. д. Такого рода наблюдения и спе­циальные исследования говорят о культур­ном контексте многих форм невербальной коммуникации и поведения.

Среди неясных в проблеме формиро­вания средств невербального общения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации. Многое объясняется, ко­нечно, подражанием и наблюдением за



6.3, Психология межличностного взаимодействия



поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождает свою речь? Загадка за­ключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать, почему он использует тот или иной жест в какой-то момент беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда нзялся, и т. д. Каждый из нас может про­верить эти вопросы, вспомнив какими же­стами и как мы пользуемся в процессах общения с другими.

Особенности невербального общения.Как известно, невербальное общение мо­жет быть осознанным и неосознанным. К этому следует добавить еше и такую его особенность, как намеренность и ненаме­ренность. Это означает, что в одном слу­чае информация может передаваться од­ним субъектом общения (отправителем) с осознаваемой целью обязательно довести ее до сведения другого (получателя). На­пример, жест, указывающий кому-то на­правление; взгляд, выражающий внимание к собеседнику; угрожающая поза, свиде­тельствующая об определенных намерениях человека и т. д. В другом случае отправи­тель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть (например, признаки плохого на­строения или болезненного состояния, свою принадлежность к определенной нации или социальной группе и т. п.), а получатели тем не менее такую информа­цию воспринимали. В этой связи оказы­ваются полезными понятия «знак» и «сиг­нал». Знак — это элемент повеления, внешности, движений индивида, несущий информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и наме­рений первого. Но знак становится сиг­налом, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то оп­ределенную информацию получателю.

Нетрудно представить себе, что эти информационно-психологические разли­чия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Неосоз­наваемый отправителем знак, например случайный взгляд, может быть воспринят кем-либо как сигнал (признак интереса

или опасности) и вызвать какие-то дейст­вия; намеренно передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят просто как знак и т. д. Здесь возможно несколько вариантов, так как сочетания осознанности-неосознанности и намерен­ности—ненамеренности имеют ряд комби­наций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, поскольку каждый из них может занимать ту или иную позицию. Кроме того, даже когда обе стороны ведут себя вполне осо­знанно, интерпретация полученной ин­формации не обязательно совпадаете тем, что предназначалось для передачи.

Функции невербальных способов обще­ния.Невербальные средства общения по­могают людям ориентироваться в различ­ных социальных ситуациях и регулировать собственное поведение, глубже понимать друг друга и на основе этого строить свои отношения, быстрее воспринимать соци­альные нормы и корректировать действия. Таково общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более конкретно в ряде его информаци­онных функций. Невербальное общение позволяет передать информацию:

1} о признаках расовой (националь­ной), социальной и социально-демографи­ческой принадлежности человека;

2) о его физическом и психологичес­ком состоянии;

3) об эмоциональном отношении чело­века к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;

4) о возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях;

5) о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, об­стоятельств и т. п.;

6) о психологическом климате в группе и даже об общей атмосфере в обществе.

Особенно важная функция невербаль­ного общения — это обмен информацией о личностных и индивидуальных свойст­вах между субъектами общения, таких, как их отношение к людям, самооценка, энер­гичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т. д.



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Наши рекомендации