Лидерство — один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда отдельный член группы объединяет, направляет действия всей группы

Термин (определение) - Лидерство (англ.Leader)Управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Лидерство и власть Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию. Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне не соединяемые внизу концы информационных потоков. Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи.Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором. Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая путем создания т.н. сетевых структур, способствующих поддержанию

эффективного лидерства.

Лидерство и деловая активность Неформальный лидер не имеет особого места (должности) в системе власти,

но определенной властью над людьми обладает. Он управляет примером, убеждением, воодушевлением. При возникновении исключительных ситуаций лидерство перерастает в явную

власть и может быть оформлено в реальные полномочия. Проблемы лидерства являются важнейшими для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных ситуациях. Лидерство преимущественно строится на отношениях «лидер — последователи», а не «начальник — подчиненные».

Элементы лидерства Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: • лидерские качества (ум, уверенность в себе, знание дела, активность и др.); • лидерское поведение (авторитарное, демократическое, пассивное; с ориентацией на отношения в группе; на основе личных качеств подчиненных; на уровне содержания работы); • ситуации, в которой действует лидер.

Интелле́кт(от лат. intellectus — понимание, познание) Общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам,

встречающимся в жизни человека. Уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т.д.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются:пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы. Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида.

Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного. Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных

конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к

интуитивному решению сложных проблем.

Психология лидерства Зигмунд Фрейд (австрийский психиатр и психоаналитик) считал: все, что мы с вами делаем, мотивировано двумя факторами – сексуальной потребностью и желанием стать великим. А Д. Дьюи (американский философ) считал, что самым глубоким побуждением

человеческой натуры является «желание стать значительной личностью». Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформулировано. Человек рождается на свет уже человеком и с одной стороны это существо энергетическое, а с другой – общественное. Строение тела обуславливает основу происхождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук – перспективу использования орудий труда и т.д., всеми этими возможностями оно отличается от детеныша животного. В понятии "индивид" выражено родовая принадлежность человека, это гипотетическое образование - набор наследственных, индивидуальных черт. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека. На сколько эффективно развиваются эти качества, на столько будет определена его дорога в жизни, одни становятся управляющими, другие – управляемыми.

Потребность в управлении возникает в повседневной нашей жизни, абсолютно не важно в какой ситуации это происходит: договариваясь о месте встречи или строя дом.То есть когда хотя бы два человека объединяют свои усилия для достижения какой либо общей цели, возникает задача координации их совместных действий, решение которой кто то из них берет на себя.

Лидерство возникает там, где есть потребность в инициативных действиях. Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.

Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, анализе ситуации, определении ближайших и отдаленных последствий своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Лидеры новой формации Лидеры новой формации делают акценты не на контроле поведения, а на развитии сотрудников, их инициатив, поддержке идей, они оставляют себе роль проводников изменений и толкователей курсов действий, которые сами определяют,

заявляя при этом что служат другим.

Не стоит считать лидерство узкой темой управления персоналом. Лидерство старше менеджмента и уже давно оказалось ключевым,основополагающим объектом внимания и предметом изучения практиков большого и малого бизнесов. ЛИДЕР ищет цель и пути её достижения, руководитель обеспечивает достижение цели и следует указанным лидером путем, лидер определяет правильные дела, менеджер правильно выполняет функции и дела.

Перечень некоторых качеств ЛИДЕРА:- направляющее видение, упорство при неудачах и даже провалах; - страсть, любовь к делу и тем людям, с которыми оно делается; - целостность личности, личная убежденность, искренность и зрелость; - доверие, способность заслужить доверие других; - любознательность, стремление научиться как можно большему; - дерзновенность, готовность идти на риск и эксперимент.

Управление на более высоком уровне Управление на более высоком уровне представляет собой процесс достижения значимых результатов при действии с уважением, заботой и честностью ради благополучия всех участников.

КАРТИНА БУДУЩЕГО С учетом интеллектуальных технологий лидерства: 1. Каждого учат управлять на более высоком уровне. 2. Каждой организацией руководят люди, умеющие управлять на более высоком уровне. 3. Люди заинтересованы в том, чтобы управлять на более высоком уровне, следуя примеру людей, руководящих на более высоком уровне.

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ Лежащие в основе интеллектуальных технологий лидерства 1. Этические ценности – поступай правильно. 2. Отношения – развитие взаимного доверия и уважения. 3. Успех – работа в прибыльной и хорошо управляемой организации. 4. Обучение – постоянный рост, пытливость, развитие.

Четыре аспекта лидерства Лидерство в отношении: - самого себя; - отдельных членов коллектива; - команды; - организации.Эффективное руководство начинается изнутри и правильный тип лидерства – это лидерство, основанное на служении.

Качества лидера Не стоит считать лидерство узкой темой управления персоналом. Лидерство старше менеджмента и уже давно оказалось ключевым, основополагающим объектом внимания и предметом изучения практиков большого и малого бизнесов. ЛИДЕРищет цель и пути её достижения, руководитель обеспечивает достижение цели и следует указанным лидером путем, лидер определяет правильные дела, менеджер правильно выполняет функции и дела.

Перечень некоторых качеств ЛИДЕРА: - направляющее видение, упорство при неудачах и даже провалах; - страсть, любовь к делу и тем людям, с которыми оно делается; - целостность личности, личная убежденность, искренность и зрелость; - доверие, способность заслужить доверие других; - любознательность, стремление научиться как можно большему; - дерзновенность, готовность идти на риск и эксперимент.

Заключительные выводы

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидерство как тип отношений управления отличается от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник -

подчиненный».

----------------------

Аналитичность и системность мышления менеджера-это:

=Способность анализировать полученную информацию, выделять время для ее изучения и анализа, оценивать значимость, видеть факторы, представляющие определенную опасность;

В ряду основных организаторских способностей менеджера, к приаритет. не относ.:

=Инициативность и предприимчивость;

В систему интересов, затрагиваемых деятельностью менеджера, не входят интересы:

=Правоохранительных органов;

В понятие этики менеджера включ-ся такие индивидуально-психологические факторы, как:

=Ответственность, гражданско-правовая устойчивость, целеустремленность, способность к самопожертвованию при выполнении задач, поставленных вышестоящим руководством;

В основополагающие принципы и содержание деятельности по планированию персонала не входит:

=Выявление недостатка или избытка кадров во времени и в соответствии с этим разработка мероприятий по обеспечению, высвобождению, повышению квалификации кадров;

В соответствии с теорией управления человеческими ресурсами персонал представляет собой:

=Один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства;

В структуру компетентности евроменеджера не входит:

=Политическая компетентность;

Групповое лидерство как уровень развития персонала на современном предприятии-это:

=Комфортность профессионально-корпоративных отношений,авторитетное руководство, неформальное общение;

Индивидуальное планирование карьеры (ИПК) не включает:

=Формирование способности быть в нужное время и в нужном месте;

К элементам системы развития персонала не относяся:

=Элементы развития кадрового потенциала;

Креативность менеджера-это:

=Умение формулировать продуктивные противоречия даже в ситуациях, в которых все кажется очевидным;

К развитию персонала не имеют отношения:

=Способности руководства осознать необходимость освоения науки управления персоналом;

К основным позициям (предпосылкам)современной структуры карьеры как системы не относится:

=Направления и профили перемещений;

К основополагающим качествам лидера отношение не имеем:

=Жестокость и бесцеремонность во взаимоотношениях с окружающими;

К содержанию лидерства-служения отношения не имеет:

=Четкое видение будущего;

К элементам стратегии управления персоналом относится:

=Высвобождение персонала;

К основным составляющим стратегии управления персоналом не относится:

=Вознаграждение или в более широком смысле, возмещение затрат труда в виде заработной платы, участия в прибылях, продажи акций и т.д.;

К потенциалу сотрудников современного предприятия не имеет отношения:

=Знание правовых норм Гражданского и Правового кодексов;

К элементам системы развития персонала не относятся:

=Элементы развития кадрового потенциала;

К новым направлениям управления человеческими ресурсами не относится:

=Социальная поддержка ограниченно дееспособных сотрудников;

К элементам стратегии управления персоналом не относится:

=Высвобождение персонала;

Модель качеств руководителя кадровой службы не включает:

=Жесткость и решительность в достижении поставленных целей;

Мисиияпредприятия-это:

=Краткое выражение основной цели предприятия, четко сформулированная причина его существования;

Профессиональная карьера-это:

=Преднамеренно выбранный путь продвижения к профессиональному потолку карьеры, профессиональной самодостаточности и материальной удовлетворенности;

Планирование персонала-это:

=Принятие управленческого решения по формированию кадрового потенциала;

Руководство персоналом имеет три уровня:

=Оперативный, тактический и стратегический;

Согласно общетеоретическому определению,карьера есть:

=Продвижение по служебной лестнице по мере формирования интеллектуально-профессионального потенциала;

Современное понятие развития персонала в узком смысле-это:

=Совершенствование профессионально-деловых качеств сотрудников, необходимых для реализации миссии организации;

Структура персонала как уровень развития персонала на современном предприятии-это:

=Структура кадровых органов, рабочее время, вознограждения, новые структуры рабочих;

Стандарты помогают менеджерам и их подчиненным:

=Принимать решения по основным функциям менеджмента, они служат основой для оценки;

Три основных навыка составл. ядро эффективного партнерства:

=Постановка цели, умение похвалить подчиненного, сделать выговор и откорректировать поведение;

Успешные руководители ведут людей за собой не потому, что у них есть власть положения, а потому, что:

=Их уважают и им по-человечески доверяют;

Харизматическим считается тот лидер который:

=В силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей;

Чтобы наделение властью приносило успех, организации руководители должны:

=Сформировать команду, которая способна, преодолевая трудности, добиваться успехов;

Чтобы двигаться к цели людям нужна:

=Обратная связь, показывающая степень их удовлетворенности результатами труда;

Что такое наделение властью:

=Наделение властью-процесс, цель которого заключ. в том, чтобы раскрыть внутренние силы людей-их знания, опыт и мотивацию и направить эти силы на достижение положительных результатов для организации;

Чтобы наделение властью принесло успех, организации и руководители должны:

=Воспитать работников, которые умеют брать на себя ответственность за результат и обладают навыками, позволяющими им быть наделенными властью;

Что не относится к негативным последствиям отсутствия миссии предприятия:

=Оптимизм и уверенность в будущем;

Что не относится к правилам формулирования миссии предприятия:

=Формулировка миссии не должна быть слишком завышенной, нереалистичной, чтобы не порождать сомнений в ее искренности;

Наши рекомендации