Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников

Исследование личности ребенка дошкольного возраста само по себе затруднительно по той причине, что большинство изве­стных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Кроме того, мно­гие черты личности, которые подлежат психодиагностике, в до­школьном возрасте еще не сформированы, неустойчивы. Поэто­му тесты для взрослых в психодиагностике детей чаще всего при­менять нельзя.

В распоряжении детского психодиагноста остаются или спе­циальные детские варианты проективных тестов наподобие опи­сываемых далее методик для изучения мотива достижения ус­пеха и тревожности, или метод экспертов, при использовании которого в качестве экспертов по отношению к детям-дошколь­никам выступают взрослые люди, лично хорошо знающие дан­ного ребенка. Только таким образом мы можем судить о качест­вах личности ребенка, которые им самим не осознаются и сами еще находятся в процессе развития.

Первая методика предназначена для оценки уровня разви­тия у детей мотива достижения успехов. Под таким мотивом по­нимается активное стремление ребенка к успеху в разнообраз­ных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и зна­чимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятель­ности оцениваются и сравниваются с результатами других лю­дей, например, в соревновании.

Предполагается, что стремление к достижению успехов за­висит от наличия у ребенка особой потребности в достижении

Часть I. Психологическая диагностика

успехов, а также от ряда других, функционально и генетически связанных с данной потребностью индивидуальных качеств лич­ности, таких, как уровень притязаний, самооценка, тревожность, уверенность в себе и т.д.

Потребность в достижении успехов не является врожденной, она складывается и формируется в дошкольном детстве, в ран­ние годы и к моменту поступления ребенка в школу может стать довольно устойчивой чертой его личности. Уже в 5-6-летнем воз­расте индивидуальные различия детей по степени развитости этой потребности бывают довольно значительными. От этих раз­личий, в свою очередь, зависит дальнейшее развитие ребенка как личности, так как дети, имеющие сильно выраженную потреб­ность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни боль­шего как в личностном развитии, так и в профессиональном рос­те, чем те, у кого эта потребность слабая или доминирует проти­воположное ей стремление — избегания неудач.

Методика 26. «Запомни и воспроизведи рисунок»

Ребенку последовательно показывают две картинки с изобра­жениями, представленными на рис. 31 и рис. 32, каждую — на 1 мин.

За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмот­реть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, чтобы за-

психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников - student2.ru

Рис. 31. Стимульные изображения к Рис. 32. Стимульные изображения к

методике «Запомни и воспроизведи методике «Запомни и воспроизведи

рисунок». рисунок».

_____ Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста_

тем, уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой такого же формата точно воспроизвести то, что было изображено на дан­ной картинке (размеры как самих картинок, так и листа, на ко­тором они воспроизводятся, — 14 см х 14 см).

Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оценивают­ся в баллах при помощи процедуры содержательного анализа, которая подробно описывается далее. Результатом анализа яв­ляется получение числового показателя степени развитости у ре­бенка потребности в достижении успехов. Показатель этой по­требности получается как сумма баллов, набранных ребенком за выполненные им два рисунка.

Наши рекомендации