Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений

При проведении психодиагностики уровня развития лично­сти ребенка обращают внимание на сформированность потреб­ностей и мотивов, черт характера и нравственности, умения вести себя. Психологический анализ мотивации предполагает выяснение интересов ребенка, мотивов его поведения и при­чин отдельных поступков. Изучение характера направлено на оценивание развитости отдельных его черт, в том числе дина­мических, волевых, стилистических. Динамические черты ха­рактеризуют силу и скорость реакции, устойчивость и изменчи­вость эмоционального настроя. К числу волевых черт характера относятся настойчивость, целеустремленность и другие. Сти­листические черты характера включают в себя особенности по­ведения и реагирования данного человека на разные жизнен­ные ситуации, отличающие его от других людей и составляю­щие его индивидуальность.

Из всевозможных методов изучения личности для исследо­вания детей, особенно в дошкольном и в младшем школьном возрасте, более всего подходит психодиагностический экспери­мент. Рассмотрим основные требования, предъявляемые к нему:

1. Еще до начала эксперимента психолог-исследователь дол­жен тщательно продумать его детали, включая ситуацию, инст­рукцию, способ поведения экспериментатора и ведение наблю­дения за действиями испытуемых.

2. Экспериментальная ситуация должна побуждать ребенка к определенным действиям, на основе которых можно будет од­нозначно судить о наличии и степени развитости у ребенка исследуемого качества. Эта ситуация должна одинаково пониматься всеми без исключения детьми, так как в противном случае они будут реагировать на нее по-разному.

3. Инструкция, предлагаемая испытуемым до начала экспе­римента, должна быть краткой и понятной.

4. Своим собственным поведением в отношении детей экс­периментатор не должен влиять на их действия, связанные с изучаемой характеристикой личности, так как иначе невозмож­но будет отмечаемые действия и высказывания однозначно от­нести к личности Испытуемого.

Основные трудности, связанные с психодиагностикой лич­ностных качеств детей, состоят в том, что в течение определен­ного периода времени процесс развития этих качеств может быть скрыт от внешнего наблюдения. Вплоть до начала ранней юно­сти дети могут не осознавать существование у них тех или дру­гих личностных качеств, поэтому применение к ним самооце­ночных опросных тестов может не дать валидных и надежных результатов.

Психодиагностика межличностных отношений предполагает их изучение в различных группах (формальных и неформальных), в общении с разными людьми (сверстниками, детьми более младше­го и более старшего возраста, взрослыми — учителями и родите­лями). Наблюдение, опрос и эксперимент являются тремя ос­новными методами, которые используются для изучения меж­личностных отношений детей разного возраста. Начиная с под­росткового возраста к ним можно добавить опросники и тесты.

Промежуточное положение между качествами личности ре­бенка и его межличностными отношениями занимают те спо­собности, которые проявляются в общении и взаимодействии с людьми. Психодиагностика таких способностей у детей может проводиться путем самонаблюдения. Однако такое самонаблю­дение должно быть заранее подготовленным, продуманным и организованным, проводиться по определенной программе. В процессе наблюдения за развитием у детей способности к общению необходимо подбирать ситуации, где они могли бы достаточно полно проявить эти способности. Такие ситуации должны включать те специфические трудности, с которыми стал­киваются дети. При наблюдении за общением надо фиксиро­вать то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на дей­ствия и поступки сверстников, на обращения взрослых.

В процессе наблюдения за учащимися оценке в первую оче­редь подлежат поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Среди поведенческих ком­понентов первостепенное внимание следует обратить на вербально-экспрессивные показатели, характеризующие речь: гром­кость голоса, тон и темп речи, выражение лица, жесты, мимику, пантомимику. В числе других подлежащих оценке психологи­ческих компонентов общения находятся мысли, чувства, ожида­ния и установки, сопровождающие акт общения и завершающие его. Важно установить, в какой мере вербальное и невербаль­ное поведение ребенка соответствуют друг другу и задачам об­щения.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Теоретические вопросы практической психодиагностики

1. Задачи психодиагностики в системе образования.

2. Функции практического психолога в системе образования.

3. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики.

4. Норма теста, способы ее установления.

5. Основные проблемы психодиагностики интеллекта и способностей детей.

6. Этапы разработки и апробации психодиагностических методик.

Наши рекомендации