Основные компоненты управленческой культуры менеджера

Структурные элементы Содержание
Знаю   Структуру трудовой деятельности, правила научной организации труда. Высшие человеческие ценности, законы и правила делового общения, сущность понятий морали и этики, нравственные принципы. Пути самопознания, саморазвития, самообразования. Психологию управления
Умею   Применять управленческие знания на практике, осуществлять все функции управления. Понимать других людей, применять «человеческий фактор» в управлении. Проявлять инициативу, делегировать полномочия, принимать нестандартные решения, брать ответственность на себя. Проявлять толерантность, эмпатию и другие нравственные качества. Работать в команде, проявлять способности лидера
Верю В достоинство, уникальность каждой личности
Хочу   Быть справедливым, терпимым, честным, доброжелательным. Развивать свои управленческие способности, психодиагностические способности. Обладать высоким уровнем профессиональной компетентности
Делаю   Занимаюсь самосовершенствованием: повышаю свою правовую, экономическую и информационную культуру, политическую грамотность. Делаю нравственный выбор в нестандартных ситуациях. Знаю и применяю «золотое правило нравственности». Анализирую и оцениваю свои поступки с нравственных позиций. Активен в любой деятельности. Принимаю здоровый образ жизни

Основные компоненты управленческой культуры менеджера - student2.ru Успешность формирования управленческой культуры менеджеров зависит от объективных и субъективных факторов. Например, объективные факторы определяются уровнем содержания образования и технологии обучения, состоянием самого общества, а субъективные факторы определяются общей на-

правленностью личности, ее стремлением к знаниям, мотивацией учения, т.е. индивидуально-личностным смыслом обучения. И те, и другие факторы в обучении могут быть реализованы через социокультурный смысл единства и многообразия содержания. Существуют различные методы исследования качества управленческой культуры, в комплексе позволяющие определить ее уровень. Выделяются три уровня сформированности управленческой культуры менеджеров.

Высокий уровень характеризуется способностью к научным обобщениям; гласностью и информированностью во всех сферах деятельности, наличием у специалистов потребности в совершенствовании уровня управленческой культуры, разносторонних знаний, умением применять их в решении управленческих задач; демократическим стилем управления; умелым выполнением функции менеджмента, делегированием полномочий; высокой степенью самостоятельности, творчества, коммуникативных и организаторских способностей, ответственности; вниманием к своему здоровью, нацеленностью на развитие и перспективу; высокой познавательной потребностью, способностью к рискованным действиям в нужных ситуациях, созданием благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т. д. Признаками высокого уровня управленческой культуры также являются: приоритет решения социальных задач в организации, готовность к нововведениям, ориентация на коллективные стимулы, высокий уровень самоуправления, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля и самооценки.

Для среднего уровняхарактерны наличие общего представления об особенностях управленческой культуры, способности к самообразованию и саморазвитию; неполные знания и умения в области профессиональной деятельности; знания в области культуры избирательны и незначительны; нет четкого выработанного стиля управления; неспособность осуществлять в полном объеме все функции управления; предпочтение авторитарного способа общения, недостаточная самостоятельность в принятии решения, ответственность, инициативность; не достаточно устойчивы, самокритичны; не стремятся к лидерству, но исполнительны.

Низкий уровень проявляется в следующих особенностях: потребности в научной работе нет, низкий уровень проявления ответственности, удовлетворенности результатами труда; не развиты коммуникативные и организаторские способности; недостаточность знаний в области управления; несамостоятельность, безынициативность, часто некорректость в поведении; в коллективе устойчивые конфликты и противоречия, отсутствуют ясные представления о ценностях.

Управленческая деятельность – это процесс воздействия менеджера на объект управления для обеспечения его эффективного функционирования и развития. От содержания управленческой культуры и уровня ее развития зависит результативность управленческой деятельности. Управленческая культура представляет собой единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений.

Управленческая культура может быть объективно определена, исходя из понимания процесса управления как сложного системного образования. Современная управленческая культура, построенная на научных принципах социального управления, предоставляет менеджеру широкое поле для созидательной и эффективной работы. Уровень сформированности управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности менеджера рассматривается как основа для перехода к более высоким формам профессиональной активности. Управленческая культура является для менеджера тем, что он имеет в качестве потенциала.

Вопросы и задания

1. В какой среде и при каких условиях человек достигает высокого уровня профессионализма?

2. При каких условиях общая и профессиональная культура совершенствуется и влияет на все стороны жизни?

3. Что такое управленческая культура?

4. Оправдано ли существование различных подходов к изучению управленческой культуры?

5. Какие функции выполняет управленческая культура?

6. Каковы индикаторы управленческой культуры?

7. От каких субъективных факторов зависит качество управленческой культуры?

8. Какие объективные факторы способствуют повышению уровня управленческой культуры?

9. Какими личностно-нравственными качествами должен обладать менеджер?

10. Нужен ли демократический стиль руководства для современного менеджмента?

11. Определите стиль руководства известного Вам менеджера, подобрав различные методики исследования. Обоснуйте Ваши выводы.

12. Проранжируйте значимые лично для Вас ценности.

13. Проанализируйте содержание своей управленческой культуры и заполните таблицу:

Структурные элементы Содержание
Знаю  
Умею  
Верю  
Хочу  
Делаю  

Будущему менеджеру

· Я не занимаюсь политикой. – А знаете, это все равно что сказать: «Не занимаюсь жизнью». (Ж. Ренар)

· Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)

· Лошадью легче управлять, если не слишком натягивать вожжи. (Р. Ролап)

· Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти. (Э. Неф)

· Уважаемые менеджеры, сделайте так, чтобы все сотрудники вашей фирмы

получали выгоду от ее успеха. Вознаграждайте только достигнутые результаты, а не «ведра пота» и отработанное время. Стремитесь к тому, чтобы ваши сотрудники выполняли работу в соответствии со своими должностными обязанностями, квалификацией и заработной платой, чтобы они были запрограммированы на долгие годы работы в вашей фирме, чтобы они во что-то верили, чтобы с ними можно было найти общий язык не на примитивном уровне: я плачу – вы работайте, но и на более многосложном уровне мотивации. Если вы добьетесь этого, сразу повысятся и производительность труда, и качество, снизится себестоимость производства, возрастет интерес к работе. Если нет – начнется моральное разложение коллектива. (Г. А. Апаев)

· Согласно современной доктрине менеджмента, в системе управления

проявляют свое действие три наиболее существенных фактора – люди, финансы и техника. Иерархия сегодня такова, что краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности являются люди, их трудовая мораль, знания и система ценностей, их творческие и новаторские способности, т. е. человеческие ресурсы. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удается сделать. (Г. А. Апаев)

Наши рекомендации