Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1. У животных находящихся на основании эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием… .
2. Последовательность событий, в результате которой информация от… … передается в нервную систему и вызывают автоматическую реакцию, называется… .
3. Присуще данному виду сложные… формы поведения, организация и цели которые генетически детерминированы, называют … поведением.
4. У человека и животных известен феномен … - глубокой привязанности к первому … предмету, оказавшемуся в поле восприятия сразу же после рождения.
5. Только представители видов, обладающих способностью к … и приобретению …, могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.
6. На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь … … внешних воздействий.
7. Представители стадии … отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.
8. Относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится, называется … .
9. Примерами … … могут служить привычки домашних животных или их дрессировка.
10. Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - … … .
Вопросы для контрольной работы
1. Психика как деятельность и психика как образ.
2. Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р. Лурия.
3. Роль психики в эволюции животного мира.
4. Сравнение психики животного и человека
5. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Его социальная обусловленность и опосредованность «психологическими орудиями».
6. Роль языка в возникновении сознания. Функции языка.
7. Психика как деятельность и психика как образ.
8. Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву).
9. Проблема социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение).
10. Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (А.Н. Леонтьев).
11. Сравнение психики животного и человека.
12. Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву). Современные представления о структуре сознания.
Тема 5. Возникновение, историческое развитие и структура сознания.
1. Основные отличия психики человека от психики животных.
2. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Его социальная обусловленность и опосредствованность «психологическими орудиями».
3. Роль языка в возникновении сознания. Функции языка.
4. Структура сознания, по А.Н. Леонтьеву. Общее представление о смысловой сфере личности.
Литература
Основная
1. Давыдов В.В. Сознание и проблема идеального // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 399-404.
2. Леонтьев А.Н. Возникновение сознания человека // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 322-329.
3. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 379-385.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 386-398.
Дополнительная
1. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. М., 1982.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983.
5. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1989.
6. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.
8. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Вопросы для обсуждения
1. Согласны ли вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки и неточности, если они есть.
1. Сознание есть отражение действительности — истинное или превратное.
2. При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить — в замаскированной, правда, форме — старое религиозное понятие души.
3. Сознание в качестве информации выполняет как отображающую, так и управляющую функцию.
4. Сознание — это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания.
5. Сознание способно отражать и самое себя, явления субъективной реальности. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражения отражения.
6. Мое отношение к моей среде есть мое сознание.
7. Если психика связана с рефлексами, значит психика и сознание и есть рефлекс.
8. Сознание — это коллективное идеальное.
9. Бессознательное немыслимо без осознаваемого.
10. Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.
2. Проанализируйте отрывок из работы Л. Леви - Брюля «Первобытное мышление». Охарактеризуйте особенности первобытного сознания. Чем оно отличается от современного?
То, что мы называем опытом и последовательностью явлений, отнюдь не находит у первобытных людей сознания, готового просто их воспринять и склонного пассивно подчиниться полученному впечатлению. Напротив, сознание первобытного человека уже наперед заполнено огромным числом коллективных представлений, под влиянием которых все предметы, живые существа, неодушевленные вещи, или орудия, приготовленные рукой человека, мыслятся всегда обладающими множеством мистических свойств. Следовательно, первобытное сознание, чаще всего совершенно безразлично относящееся к объективной связи явлений, обнаруживает особую внимательность к проявляющимся или скрытым мистическим связям между этими явлениями. Источником этих ассоциаций, предопределяющих восприятие первобытного человека, является отнюдь не опыт, и против них опыт совершенно бессилен... Я сказал бы, что в коллективных представлениях первобытного мышления предметы, существа, явления могут быть... одновременно и самими собой и чем-то иным. Не менее непостижимым образом они излучают и воспринимают силы, способности, качества, мистические действия, которые ощущаются вне их, не переставая прибывать в них.
Вопросы для контрольной работы
1. Проблема единства сознания и деятельности (различные точки зрения на ее решение).
2. Проблема социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение).