Менеджмент как вид профессиональной деятельности; требования, предъявляемые к менеджеру
Понятие менеджмент, менеджер прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежнее управление, управленческая деятельность, руководитель, директор. По сути термин менеджмент является аналогом термина управления, его синонимом но не в полной мере. Термин управление на много шире, по сколько он применяется к различным сферам деятельности.
Термин менеджмент применяется лишь к управлению соц. Экономическим процессам на уровне фирмы действующей в рыночных условиях. Менеджмент- это понятие многозначное.
Менеджмент, как наука- направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установлением связей между причиной и следствием, выявление факторов при которых совместный труд людей становится более полезным и эффективным. Наука управления разрабатывает свою теорию содержанием, которой является законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы, целенаправленная деятельность людей в процессе управления.
Менеджмент, как функция- сама деятельность по руководству людьми, а также совокупность приемов и методов этой деятельности.
Менеджмент, как процесс- предполагает выполнение функций планирования, организации, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации и получение результатов соответствующих целям.
Менеджмент, как аппарат управления- это совокупность управленческих подразделений.
Менеджмент, как категория людей- это социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджмент, как искусство- основана на том, что организация- это сложно социально-экономические системы, на функционирование которых оказывает сильное влияние различные факторы внешней и внутренней среды. Самый главный фактор- это люди и его учет требует не только научного подхода, но и искусства применения, т. к. каждый человек обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду.
Менеджмент- это самый самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, финкций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджер- это профессиональный управляющий имеющий специальную подготовку в области менеджмента.
Все сотрудники занимающиеся менеджментом на предприятии делятся на 3 категории:1. Руководители 2. Специалисты (инженерно-технические работники) 3. Служащие (помогают руководителю в реализации управленческих решений)
На всех предприятиях управленческий труд должен быть разделен. Разделение может носить горизонтальный ( по видам работ) и вертикальный характер( образуют уровни управления)
В крупных организациях управленческая работа должна быть разделена. Одна из форм разделения носит горизонтальный характер. Таким образом образуются подразделения предприятия. Вертикальное разделение труда приводит к появлению уровней управления.
Общие требование к менеджеру:
1) наличие общих знаний в области управления персоналом.
2) Компетентность в области технологии в той отрасли, к которой относится предприятие.
3) Владение навыками администрирования и предпринимательства.
4) Наличие проектного опыта, анализа экономической ситуации на рынке.
5) Умение анализировать конкурентов
6) Знание и способности управлять подчиненными и находить индивидуальный подход к каждому из них
7) Умение работать с людьми
8) Умение взаимодействовать, убеждать
9) Гибкость
10) Оптимальное сочетание рискованности и ответственности.
11) Способность находить новые решения
12) Умение планировать свои действия
13) Эмоциональная уравновешенность и стресоустойчивость.
14) Стремление к достижениям
15) Предприимчивость
16) Тактичность
17) Коммуникабельность
18) Активность
19) Рациональность
20) Способность увидеть будущее развитие организации