Процесс определения миссии
В процесс разработки миссии вовлекаются чаще всего все ключевые сотрудники комп.: высшее руков-во, начальн. отделов и ведущие специалисты.
Вариант организации работ по выработке миссии:
1) Проведение вводного совещания для объяснения целей и задач работ.
2) Анкетирование ключевых сотр-ков компании.
3) Обработка анкет и представление результ. анализа (неск-ко формулир. миссии).
4) Уточнение основных положений.
5) Выбор окончат. формулировки миссии.
6) Проведение совещания для представления результ. работ.
Факторы, учитываемые при выработке миссии:
1) история фирмы;
2) стиль поведения управленч. персонала;
3) состояние внешн. и внутр. среды организации;
4) ресурсы, которыми обладает фирма для достижения целей;
5) отличительные особенности организации.
Цели организации
Одной из наиболее важных задач в планировании является установл. цели организации, для достижения кот. формируется, функционирует и развивается любое предпр. Установление целей для предприятия означает:
1) разработку общих целей;
2) определение конкретных, детализированных целей на сравнительно короткий период времени;
3) определение путей и средств достижения цели;
4)контроль над достижением целей путем сопоставл. плановых показателей с фактическ. показателями. Основная общая цель предприятия, четко выраженная причина его существования, обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществл. этой миссии. Цель организации — это конечное состояние или желаемый результ., которого стремится достичь трудовой коллектив. Цели всегда формир-ся на основе прогнозов. Однако цели должны быть: 20 вопрос
1) конкретными
2) измеримы( оцениваться)
3) достижимыми
4) согласованными между собой( совместимыми - долгосрочные должны соотвеьсьвовать миссии, краткосрочные-долгосрочным)
5). Гибкими
6). приемлемыми для осн субъектов
18. Классификация целей
Общие - отражают концепцию развития орг-ции в целом, специфич- в рамках общих целей по осн видам деят-сти.
Стратегические - решение перспективных проблем, тактические - краткосрлчный период.
Долгосрочн - более5лет, среднесроч-1-5лет, краткосроч - <1года.
По содержанию - 1.технологические (внедрение инновац технологий) 2.экономические 3. Производственные( произ-во опред. видов продукции, повышение качества, снижение сс) 4.маркетинговые ( захват новых рынков сбыта, привлечение новых покупателей) 5.науч-технические( создание новых товаров, продукции, внедрение инноваций для конкурентоспособности)6. административные ( достижение высокой управляемости' слаженность работы, дисциплина, взаимодействие) 7. социальные ( создание благоприятных условий труда, повышение квалификации работников, ликвидация тяжёлого труда, медобслуживание)8. Специфические ( разрабаьывпюься в кажд подразделении и определяют осн направления их деят-сти по реализация общих целей).
Иерархия целей
Эффективно разработанные цели организации образуют иерархию; т. е. достижение целей на низком уровне позволяет достичь целей более высокого уровня.
Достижение оперативных целей ведет к достижению тактических целей, что, в свою очередь, ведет к достижению стратегических целей организации. Деятельность организации в целом определяется тем, насколько хорошо выстроены эти взаимозависимые элементы.
Общие заявления, описывающие, где организации хотят оказаться в будущем, называются СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ. Они в большей мере имеют отношение к организации в целом, чем к ее отдельным подразделениям. Стратегические цели сообщают о том, чего намерена добиться организация.
После задания стратегических целей следующим этапом будет определение ТАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, т. е. тех результатов, которых должны добиться основные подразделения организации. Тактические цели показывают, что должны сделать основные структурные единицы для того, чтобы организация достигла своих стратегических целей.
Результаты, которых должны достичь отделы, рабочие группы и конкретные работники, называются ОПЕРАТИВНЫМИ ЦЕЛЯМИ. Эти цели должны быть точными и измеримыми. Оперативный план служит для начальника отдела инструментом определения операций, выполняемых в течение дня или недели. Важным элементом оперативного планирования является составление расписания (графика). Расписание задает точные сроки достижения каждой оперативной цели, необходимой для достижения тактической и стратегической целей организации.
Анализ внешней среды
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
Факторы внешней среды:
· Экономические;
· Политические;
· Рыночные;
· Технологические;
· Международные;
· Конкуренции;
· Социального поведения.