Использование субмодальностей

Субмодальности — один из тех элементов НЛП, которые часто приводят в замешательство и удивляют тех, кто столкнется с ними впервые.

Упрощенно: субмодальности — это «язык мозга», или присущий ему способ классификации и обработки информации. Подобно другим индивидуальным особенностям, каждый по-своему использует субмодальности и в обучении, и вообще в жизни.

Прежде всего нужно напомнить, что способ хранения и использования информации в мозге представляет собой использование субмодальностей. Например, если попросить человека описать на языке субмодальностей радостное и печальное событие, он, разумеется, сделает это по-разному.

Принято считать, что радостные переживания ярче, ближе, громче, быстрее, ощущаются внутри, тогда как отрицательные более тусклые, серые, медленные, удаленные и т. д. Даже очень схожие переживания запоминаются с небольшими различиями, которые могут указывать на что-то важное.

Традиционно выделяют следующие субмодальности.

Визуальная модальность
· Ассоциированность/диссоциированность — то есть образ, видимый собственными глазами (ассоциировано) или со стороны (диссоциировано).
· Местоположение — куда смотрит обучающийся, когда вспоминает переживание.
· Расстояние — как далеко расположен образ.
· Цвет — является изображение цветным или черно-белым.
· Размер — большой образ или маленький.
· Яркость — обычный образ, более яркий или более тусклый.
· Движение — образ, похожий на кинофильм или показ слайдов.
· Скорость — движения быстрее или медленнее, чем обычно.
· Ясность — является образ отчетливым или расплывчатым.
· Продолжительность — как долго существует образ.
· Глубина — двухмерный образ или трехмерный.
· Кадр/обзор — каков ракурс объектива.

Аудиальная модальность
· Громкость — звук громкий или тихий.
· Местоположение — откуда исходит звук.
· Расстояние — как далеко находится источник звука.
· Тон — является звук мягким/резким или низким/высоким.
· Слова/звуки — слышится ли что-то одно или и то и другое.
· Стерео — моно- или стереозвук.
· Чей голос — собственный голос, чужой или и тот и другой.
· Скорость — звук распространяется медленнее или быстрее, чем обычно.
· Продолжительность — сколько времени длится звук.
· Непрерывность — звук прерывистый или непрерывный.
· Ясность — звук глухой или отчетливый.
· Ассоциированность/диссоциированность — как и для визуальной модальности.

Кинестетическая модальность
· Включает тактильные ощущения и внутренние чувства, эмоции, мышечные ощущения.
· Местоположение — где вы это чувствуете.
· Форма — какую форму вы воспринимаете.
· Размер — маленькое чувство или большое.
· Температура — чувство холодное или горячее.
· Давление — чувство мягкое или твердое.
· Продолжительность — как долго вы испытываете это чувство.
· Частота — как часто вы испытываете это чувство.
· Движение — изменяет ли чувство местоположение.
· Интенсивность — чувство слабое или сильное.
· Текстура — чувство гладкое или шероховатое.

Внимание к VAK-аспектам субмодальностей объясняется их распространенным использованием в западном обществе и легкостью определения. Но нельзя игнорировать обоняние и вкус. Если о них упоминается, то, вероятно, они имеют большое значение и должны быть отмечены.

Лучший способ изучать субмодальности — «играть» с ними. Можно играть в одиночку, но лучше с коллегой. Когда кто-либо задает вопросы или отвечает на них, нужно обращать внимание не только на противоположное: даже незначительное отличие интересно и потенциально информативно для человека, вспоминающего переживание.

Применяя эту технику, необходимо прочувствовать опыт так же сильно, как в действительности, и затем выделить субмодальности. Если этого не сделать, качество и ценность результата снизятся.

Поэтому лучше выбирать не те случаи, в которых различия очевидны, а переживания, не слишком отличающиеся друг от друга, например:
· счастливый — обычный — печальный
· любит — обычный — не любит
· позитивный — обычный — негативный.

Основные этапы установления субмодальностей:

1. Выберите позитивный опыт тренинга.

2. Вспомните (сделайте доступным) переживание (состояние).

3. Отметьте субмодальности по списку (лучше, если кто-нибудь будет задавать вопросы), оставаясь внутри переживания, ничего не выискивайте специально, пусть все происходит само собой. Следите за тем, чтобы человек, задающий вопросы, не давал оценок, не анализировал ответы и не влиял на результат. Ему следует дословно записывать ваши ответы и комментарии. Эти записи должны быть основаны только на процессе, содержание не нужно принимать во внимание. Поэтому задающему вопросы совершенно ни к чему знать о вспоминаемом переживании. Кроме того, возникает опасность того, что он представит это переживание, станет анализировать его и оценивать. В данном случае важно лишь как хранится информация о переживании.

4. Выберите негативное переживание, связанное с тренингом (самое негативное).

5. См. пункт 2.

6. См. пункт 3.

7. Получите от задававшего вопросы обратную связь, основанную на отмеченных субмодальностях.

8. Обсудите результат, обращая внимание на основные различия в субмодальностях.

Этот очень простой прием может очень пригодиться всем, особенно тем, кто учится. Большинство обучающщихся никогда не предполагали, что хранят свой опыт различными способами, хотя все осознают, что чувствуют что-то лучше других, а одни образы ярче или наоборот, менее выразительны, чем другие.

Далее приводятся примеры использования субмодальностей. Первый основан на изменении состояния обучающихся от апатии до наличия мотивации. Это упражнение также выполняется вдвоем, хотя, как и в большинстве упражнений в НЛП, полезно иметь наблюдателя, который бы обеспечивал обеим сторонам обратную связь.

СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ

Иллюстрацией к этой теме могут послужить два случая, имевшие место на тренинге.

Чтобы заставить обучающихся проанализировать предыдущий опыт обучения и его влияние на их восприятие тренинга, им было предложено упражнение, основанное на использовании позитивного и негативного опыта. Один из участников изумился, обнаружив, что он был ассоциирован (то есть прочувствовал этот опыт изнутри, увидев собственными глазами) в случае негативного опыта, тогда как при позитивном опыте он был диссоциирован, наблюдая его как будто со стороны (как на экране). Результат означал, что он переживал негативный опыт более глубоко и это служило якорем состоянию, плохо сказывающемуся на его способности к обучению.

Второй случай произошел с бухгалтером, посещавшим курс, целью которого было обучение приемам оценки и развитие навыков менеджмента.

В компании были выработаны критерии компетентности, основанные на девяти признаках. Перед началом тренинга участников анонимно оценили их менеджер, двое коллег равного положения и трое подчиненных. Они приступили к занятиям, имея собственную оценку и усредненную оценку, сделанную другими.

В ходе трехдневных занятий участники должны были ознакомиться с навыками и техниками, способствующими развитию требующихся способностей. Через шесть месяцев они вновь прошли двухдневный тренинг. Для сравнения результатов использовали оценку.

В течение трехдневной программы обучающиеся выполняли короткое упражнение по субмодальностям, чтобы понять, как соответствующие способности влияют на реакцию на события и способ их хранения в памяти.

Технику демонстрировали два тренера. Группа воспринимала показ как всегда с интересом и скептицизмом. Особенно недоверчиво был настроен бухгалтер. Затем участники образовали пары, чтобы попробовать применить эту технику. Через 15 минут реакция изменилась на противоположную. Бухгалтер понял и осознал причины своих трудностей в обучении. Ему не терпелось приступить к следующему этапу — использованию выявленных различий в субмодальностях.

Порядок действий
1. Установите раппорт (это должно быть сделано перед началом всех упражнений).
2. Выберите ситуацию.
3. Оцените экологичность, то есть спросите, нравится ли им работать по этим темам, хотят ли они что-либо изменить?
4. Получите доступ к активному состоянию.
5. Выявите субмодальности для мотивированного состояния (только на основе процесса, а не содержания).
6. Выйдите из состояния.
7. Получите доступ к состоянию апатии.
8. Выявите субмодальности для состояния апатии.
9. Выйдите из состояния.
10. Выберите два важных различия. (Если задающий вопросы не уверен, то должен попросить напарника снова вспомнить переживание.) Они называются основными мотивами или критическими субмодальностями.
11. Вспоминающий переживания должен переместить два или три критических различия из активного в немотивированное состояние. Обычно это делается напрямую. Б должен наблюдать за признаками изменений у А, например в физиологии, глазных ключах доступа, языке.

Примечание. Если присутствует Б — человек, помогающий процессу, то:
– он подстраивается к будущему в конце и не оставляет А безразличным;
– Б просит А составить карту критических областей субмодальностей;
– Б конгруэнтен А при выявлении субмодальностей;
– Б постоянно сосредоточен на А и не анализирует и не рассматривает собственные переживания;
– Б использует подходящий язык, чтобы помочь А выявить субмодальности.
12. После этого можно подстроиться к будущему, чтобы помочь А использовать эти навыки в дальнейшем и, если возможно, установить якорь. Реакция на предыдущее состояние апатии должна измениться, то есть стать мотивированной и очевидной для других.

Примечание. Как и большинство техник НЛП, это продуктивный прием, то есть чем больше вы будете тренироваться, тем естественнее и органичнее будет результат. Важно, что А действительно, сможет применять его, когда потребуется, как только поймет и освоит. Опыт можно полностью переосмыслить с помощью субмодальностей.

Другой известный вариант приема субмодального изменения известен под названием «от желания к потребности».

Порядок действий тот же, что и в приеме «от апатии к мотивации», но в этом случае с заменой апатии желанием, а мотивации на потребность. Для большинства то, что они хотят, находится гораздо дальше, чем то, что им действительно нужно. Прием «от желания к потребности» является для человека чрезвычайно мощным инструментом, так как помогает достигнуть того, что им необходимо.

Несколько общих замечаний о субмодальностях и их использовании:

1. Большинство участников тренинга не подозревают, что используют субмодальности.

2. Через 15-30 минут эта идея их очаровывает, начинает интриговать и они видят огромные возможности приложения субмодальностей в жизни.

3. Если кто-то не хочет изменять субмодальности:
а) они не обязаны это делать;
б) субмодальности всегда можно вернуть в первоначальное состояние, если кто-то захочет.

Еще два упражнения на субмодальности.

Упражнение 1

В списке субмодальностей на с. 207-208 выберите приятное переживание, войдите в него и получите доступ к состоянию. Попробуйте изменить субмодальности, например:
– ассоциированность/диссоциированность: двигайтесь от одного до другому;
– местоположение: изменяйте местоположение;
– расстояние: двигайтесь от далекого к близкому;
– цвет: измените цвета от интенсивных до черно-белого;
– размер: двигайтесь от большого к маленькому;
– яркость: двигайтесь от яркого к тусклому;
– движение: от неподвижного состояния к слайдам и фильму;
– скорость: от быстрой к медленной;
– ясность: от ясного к туманному;
– художественное оформление: от постоянного до спокойного и фраг-ментированного;
– глубина: от трехмерного пространства к двухмерному;
– кадр/панорама.

Сделав это с визуальными субмодальностями, выполите то же самое с аудиальными и кинестетическими.

Это будет хорошая тренировка в выявлении субмодальностей, их изменении и использовании и, кроме того, очень интересное занятие.

Упражнение 2

Другое упражнение, которое помогает использовать субмодальности, называется «Взмах». Его предложил Ричард Бэндлер, один из создателей НЛП, и оно практически универсально. В контексте обучения его можно применять для изменения привычек, поскольку оно изменяет направление автопилота мозга и таким образом оказывает сильное влияние на формирование собственного образа и самооценку.

Это упражнение выполняется самостоятельно, вдвоем или втроем в следующем порядке.
1. Выберите тупиковую ситуацию, связанную с тренингом, в которой изменение реакции могло бы повлиять на эффективность обучения.
2. Определите ситуацию и представьте, что вы увидите, оказавшись в ней. Отметьте негативное поведение и воспроизведите все особенности, звуки и чувства, сопровождающие ого. Делайте это в состоянии ассоциации.
3. Теперь представьте другую картину, в которой вы видите себя уже после желаемого изменения, например в позитивном состоянии. Продолжайте изменять картину, пока не достигните рабочего состояния. Делайте это в состоянии диссоциации.
4. Представьте первую (негативную) картину насколько возможно большой и яркой. Разместите меньший, более темный образ со второй (позитивной) картины в правом нижнем углу.
5. Пусть вторая (позитивная) картина увеличивается и становится более яркой, закрывая первую (негативную), которая постепенно становится тусклой и исчезает. Это должно произойти так же быстро, как человек произносит слово «взмах». Чем быстрее это произойдет, тем лучше, хотя скорость придет с практикой.
6. Очистите экран и выполните пункт 4, по крайней мере пять раз, укладываясь в одну секунду и после каждого раза очищая экран.
7. На этом этапе возможны три варианта действий:
а) подстроитесь к будущему;
б) попробуйте воссоздать первую картину — если прием «Взмах» сработал, это будет трудно, потому что она будет выглядеть или восприниматься иначе. Если она не изменилась, повторите те же действия;
в) воссоздайте внешние сигналы. Если поведение не изменилось, проделайте те же действия.

Преимущество этого упражнения в том, что его можно использовать для изменения негативного поведения при обучении, изменяя чувства, хранящиеся в памяти. Оно также очень эффективно при установке якоря — каждое повторение еще больше закрепляет якорь. Если упражнение выполняют двое или больше участников, наблюдатель сможет увидеть много различных изменений в физиологии.

Субмодальности имеют и другое применение в связи с темами, рассмотренными в этой книге:
· как часть структуры стратегий;
· как часть структуры ценностей и убеждений.

Фактически, субмодальности — это сущность всего человеческого опыта, и понимание их назначения и использования будет способствовать более эффективному обучению.

Иногда обучающимся бывает трудно обнаружить субмодальности, и они утверждают, что не имеют их, или не верят в их существование. В таких случаях нужно задать следующие вопросы.
· Как вы узнаете о том, что важно?
· Как вы узнаете о том, что вам нравится/не нравится?
· Как вы узнаете о том, во что вы верите?
· Как вы узнаете о том, кто вам нравится/не нравится?
· Где вы храните жизненный опыт, который вас чему-то научил?

Ответом на любой из этих вопросов может быть «я просто знаю». Недавно на вечеринке я был свидетелем, как кто-то слишком настойчиво рассказывал, какая музыка ему нравится. Когда его спросили, как отличить такую музыку, он ответил: «Я понимаю это инстинктивно». Потребовалось десять минут, чтобы установить, что он хранит в памяти музыку, которая ему нравится, совсем не так, как музыку, которая ему не доставляет удовольствия. Он об этом не подозревал.

Как тренеры могут использовать эти знания и навыки? Ведь они же не тренируют обучающихся в НЛП.

УПРАЖНЕНИЯ
1. Выполните упражнение определения субмодальностей, описанное в этом разделе.
2. Выполните упражнение «от апатии к мотивации», описанное в этом разделе.
3. Выполните упражнение «от желания к потребности», описанное в этом разделе.
4. Выполните упражнение «приятное переживание».
5. Экспериментируйте с субмодальностями в различных контекстах тренинга.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Субмодальности — это «язык мозга».
Мозг хранит и использует информацию на основе субмодальностей.
Субмодальности — это производные пяти репрезентативных систем:
– визуальной;
– аудиальной;
– кинестетической;
– обонятельной;
– вкусовой.
Существуют вполне определенные субмодальности.
Упражнения помогают выявлять субмодальности у тренера и обучающихся.
Субмодальности можно изменять или не изменять (по желанию).
Субмодальности всегда можно вернуть в исходное состояние.
Упражнения на субмодальности продуктивны: чем чаще их выполняют, тем лучше результат.
В определенных обстоятельствах эффективны приемы «от желания к потребности», «Взмах» и «от апатии к мотивации». Субмодальности применимы ко всем аспектам человеческого опыта, включая стратегии, ценности и убеждения:
Существуют вопросы, которые можно задать обучающимся, чтобы помочь неувереным в своих субмодальностях:
– Как вы узнаете о том, что важно?
– Как вы узнаете о том, что вам нравится/не нравится?
– Как вы узнаете о том, во что вы верите?
– Как вы узнаете о том, кто вам нравится/не нравится?
– Где вы храните жизненный опыт, который вас чему-то научил?

Все, что делают обучающиеся, основано на субмодальностях, поэтому их понимание и готовность к экспериментам невероятно ценны для тренера. Кроме того, тренер может поупражняться для начала на себе и своих собственных переживаниях.

Как можно использовать субмодальности, демонстрируют примеры ситуаций.

· Старший менеджер на курсе по проведению отборочного интервью чувствовал, что он знает, какие вопросы наиболее эффективны, но не мог понять, каким образом он это «узнал».

· Один «проблемный» участник тренинга, неохотно посещавший занятия, за чашкой кофе рассказал, что он упорно старается не есть шоколад, но у него ничего не получается. После работы с его навязчивым состоянием и определения критических субмодальностей оставшуюся неделю этот человек не мог даже смотреть на шоколадные бисквиты. Это повлияло и на динамику всех на курсе.

Наши рекомендации