Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5часов)
Моё детство.
Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю?
Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть.
Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас.
Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?
Раздел 3.Моё будущее (5часов)
Как заглянуть во взрослый мир?
Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.
Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа)
Поведение человека зависит от его качеств.
Кто такой интеллигентный человек и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.
Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?
Что такое идеальное Я?
У многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким бы ему хотелось стать.
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (8часов)
Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?
Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».
Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»?
В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе».
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?
Учебно - методическое обеспечение программы
Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:
1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.
Москва, «Генезис», 2011.
2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.
Тематическое планирование
Первый класс
Раздел1. Мои чувства(занятия 1 – 13)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Примечания | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. | Знакомство. Введение в мир психологии | Познакомиться с новым предметом, учителем и одно классниками. Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению. Осваивать правила общения со сверстниками .. | Беседа «Введение в мир психологии»Упр. « Знакомство», «Имя оживает», «Рисунок имени», «Зоопарк», «Зайчик испугался- зайчик рассмеялся», «Собираем добрые слова», «Передай сообщение», «Пойми меня», «Страшное и смешное», «Придумай весёлый конец». Работа со сказкой. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах(К) | |
2. | Радость. Что такое мимика | ||||
3. | Радость. Как её доставить другому человеку. | ||||
4. | Жесты. | ||||
5. | Радость можно передать прикосновением | ||||
6. | Радость можно подарить взглядом | ||||
7. | Страх. | ||||
Страх. Его относительность | |||||
9. | Как справиться со страхом. | ||||
Гнев. С какими чувствами он дружит? | |||||
Как справиться с гневом? | |||||
12. | Может ли гнев принести пользу? | ||||
13. | Разные чувства. |
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (занятия 14 – 17)
Качества людей | Познакомиться с понятием «качества людей» Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью учителя. Работать с пословицами о лучших человеческих качествах. | Упр. «Отношения», «Придумай и отгадай», «Снежная королева», «Ладошка», «Мы похожи -мы отличаемся». Работа со сказкой. | Извлекать с с помощью учителя необходимую информацию из текста сказки.(Р) Учиться исследовать свои качества и свои особенности(П) | ||
Люди отличаются друг от друга своими качествами | |||||
В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества | |||||
Как мы видим друг друга | Учиться работать в парах (К) |
Раздел 3. Какой Я – какой Ты?(занятия 18 – 22)
Какой Я? | Описывать своё настроение. Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми. | Разминка «Противоположные чувства» Упр. «Психологическая разгадка», « Цыганка», «Заяц-Хваста». Работа со сказкой. | Уметь оценивать свой результат с помощью учителя(Р)Учиться находить положительные качества у себя и у других людей(П)Учиться договариваться и уважать разные мнения(К) | ||
Мой автопортрет | |||||
Моё настроение | |||||
Какой ты? | |||||
Я и другие |
Раздел 4. Трудности первоклассника(занятия 23-27)
Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. | Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию. Моделировать ситуацию. | Разминка «Разнообразие характеров». Упр. «Копилка трудностей», «Театр». Рисование «Трудные ситуации первоклассника». Работа со сказкой. Конкурс достижений. | Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р) Учиться рассуждать,строить логические умозаключения(П) Уметь договариваться и приходить к общему решению(К) | ||
Школьные трудности | |||||
Домашние трудности | |||||
На улице(поведение и общение) | |||||
В магазине(поведение в общественных местах) | |||||
Итоговое занятие |
Второй класс
Раздел 1. Я – фантазёр(занятия 1 – 7)
1. | Я - второклассник | Угадывать партнёра по описанию его качеств. Угадывать и описывать ситуацию по её пластическому представлению. Придумывать невероятные истории по заданию учителя и обсуждать их в группе. | Разминка «Мы снова вместе». Упр. « Небы лицы», «Кто это?». Рисование «Мой сон». Работа со сказкой. | Строить речевое высказывание в устной форме(Р) Осознавать ценность умения фантазировать(П) Учиться выполнять разные роли(К) | |
Кого можно назвать фантазёром? | |||||
Я умею фантазировать | |||||
Мои сны | |||||
Я умею сочинять | |||||
Мои мечты | |||||
Фантазии и ложь |
Раздел 2. Я и моя школа (занятия 8 – 12)
Я и моя школа | Участвовать в учебной игре о правилах поведения в школе. Моделировать ситуацию по заданию учителя и обсуждать её. | Разминка «слова и действия». Упр. «Мешок хороших качеств», «Школьные ситуации». Работа со сказкой «О ленивой звёздочке» | Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников(Р) Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией(К) | ||
Я и мой учитель | |||||
Я и мои одноклассники | |||||
Что такое лень? | |||||
Как справиться с «Немогучками»? |
Раздел 3. Я и мои родители(занятия 13 – 16).
Я и мои родители | Познакомиться с историей своей семьи. Участвовать в групповой работе по составлению родословной. Обсуждать и анализировать полученный | Конкурс рисунков «Моя семья», «История моей семьи». Составление родословной Этюд «Дружная семья» Подвижные | Извлекать необходимую информацию из различных источников(текст, фото, рисунок) (Р) Учиться графически оформлять изучаемый материал(П) | ||
«Урок мудрости» (уважение к старшим» | |||||
Я умею просить прощения | результат. Участвовать в беседе «Почему родители нака- зыват детей?» | игры: «Бабушка Маланья», «Ловишки» | Овладевать способами разрешения конфликтов с родителями (К) | ||
Почему родители наказывают детей? |
Раздел 4. Я и мои друзья(занятия 17– 23).
Настоящий друг | Выполнять различные роли в играх. Передавать черты характера через выразительные движения и позы. Участвовать в беседе о дружбе. Анализировать полученный результат. | Разминка «Добрые дела и отношения». Беседа» Нужно ли уметь дружить?». Работа со сказкой. | Учиться прогнозировать последствия своих поступков(Р) Осознавать качества настоящего друга(П) Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К) | ||
Умею ли я дружить? | |||||
Трудности в отношениях с друзьями | |||||
Я и мои «колючки» | |||||
Ссора и драка | |||||
Что такое одиночество? | |||||
Итоговое занятие |
Третий класс
Раздел 1. Умение владеть собой(занятия 1 -5)