Контролируемый раздел изучаемой дисциплины: РАЗДЕЛ II. Научные исследования в педагогике и психологии

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО № 1

«ВВЕДЕНИЕ К МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ»

По дисциплине

«Методология и методы научного исследования»

2015-2016 учебный год

Контролируемый раздел изучаемой дисциплины: РАЗДЕЛ II. Научные исследования в педагогике и психологии.

2. Проверяемые результаты как вид осваиваемых компетенций: владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3); способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4); способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8).

3. Задание. Написать введение к магистерской диссертации, используя следующий алгоритм:

3.1.Актуальность исследования (Размышления исследователя должны быть направлены на решение следующего вопроса: почему данную проблему нужно изучать и решать именно в настоящее время? Актуальность темы исследования может раскрываться в трех направлениях: социальном, теоретическом и практическом).

3.2.Научная разработанность проблемы исследования (в данном подразделе освещаются предпосылки для исследования проблемы и проработанность авторитетными авторами).

3.3.Противоречия (Противоречие заключается в несоответствии между тем, что необходимо для решения проблемы и тем, что этого необходимого пока нет. В педагогике и психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо аспектами единого объекта. Необходимо учесть, что противоположные стороны противоречия обязательно должны быть относительно равнозначными, а также относиться к теории и к практике).

3.4.Проблема исследования (Проблема – это синтез противоречий, решений которых требует создания новых методов изучения, поиска новых подходов, средств и ресурсов).

3.5.Цель исследования (Цель – это то, что Вы намерены достигнуть в процессе работы. Пример: «Цель исследования – выявить психологические риски и их последствия для психологического здоровья руководителя школы»).

3.6.Объект исследования (как правило, область или сфера явлений, реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, Вы отвечаете себе на вопрос: что исследуется?).

3.7.Предмет исследования (это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта).

3.8.Гипотеза исследования (научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией; формулируя гипотезу, необходимо выстроить предположение о том, каким образом возможно решить поставленную проблему исследования. Вопрос, над которым следует рассуждать, чтобы сформулировать гипотезу, звучит так: каким образом, с помощью чего возможно решить проблему?).

3.9.Задачи исследования (Формулируя задачи, следует помнить, что решая их, Вы фактически задаете программу исследования: сначала Вы описываете, изучаете, выявляете, даете характеристику, раскрываете специфику феномена; затем делаете предположения, разрабатываете программу и т.д.).

3.10.Методологическая основа исследования(строится на 4-х уровнях методологического знания: уровень философской методологии; уровень общенаучной методологии; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техники исследования).

3.11.Теоретическая основа исследования (это перечень научных теорий, концепций, на которых базируется диссертационное исследование).

3.12. Методы исследования (в том числе конкретные методики исследования).

3.13. Выборка исследования (необходимый для исследования минимум – часть единиц генеральной совокупности (случаев, испытуемых, объектов, событий, образцов. ПРИМЕР: «Выборка исследования составила 120 руководителей школ (женщины) г. Москвы, среди которых было выделено: 3 группы по критерию стажа работы в занимаемой должности. Первая группа – 40 руководителей школ со стажем работы в административной должности от 1 до 3-х лет; вторая группа – 40 руководителей школ со стажем работы в административной должности от 4-х до 10-ти лет; третья группа – 40 руководителей школ со стажем работы в административной должности от 11-ти лет и выше»).

3.14.Опытно-экспериментальная база исследования (организация, предприятие, в котором проводится опытно-экспериментальная часть исследования);

3.15.Основные этапы исследования. ПРИМЕР: «Первый этап исследования (2011-2012 гг.) включал: выбор проблемы исследования; анализ философской, методологической, теоретической и эмпирической информации; определение объекта, предмета, цели, задач и формулирования гипотез исследования. Этап был направлен на определение теоретико-методологической основы исследования; на уточнение основных понятий, описывающих специфику психологических рисков.Второй этап исследования (2012-2013 гг.) был посвящен эмпирической проверке гипотез. Была завершена опытно-экспериментальная работа: проведены обработка, анализ и систематизация полученных данных, интерпретация и корректировка основных результатов, формулирование выводов».

3.16.Практическая значимость исследования.

3.17.Достоверность и надежность результатов исследования.

3.18.Апробация и внедрение результатов исследования.

4. Критерии оценки и расчет текущей/промежуточной аттестации:

Таблица

Критерий Оценка /баллы Рейтинговая оценка, % Зачет / незачет, % Значение оценки    
Введение соответствует всем требованиям, студент владеет необходимыми знаниями по изучаемой теме 14-15 90-100 от 60 – «ЗАЧЕТ» «отлично»
Введение соответствует основным требованиям, студент владеет необходимыми знаниями по изучаемой научной теме 12-13 75-89 «хорошо»  
Введение Эссе неадекватно мал для изучаемой научной проблематики, студент частично владеет необходимыми знаниями по изучаемой теме 10-11 60-74 «удовлетворительно»
Введение не соответствует требованиям, предъявляемым к его написанию, студент не владеет необходимыми знаниями по изучаемой теме До 10 до 60 «неудовлетворительно»  
                     

Разработчик оценочного средства: Цибульникова В.Е., кандидат педагогических наук, магистр психологии, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования МПГУ.

Утверждено на заседании кафедры педагогики и психологии профессионального образования МПГУ 29.08.2015 г., протокол № 1.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

кафедра педагогики и психологии профессионального образования им. В.А. Сластёнина

Наши рекомендации