К соревнованиям на этапе углубленной спортивной специализации
Цель психологического обеспечения на данном этапе – создание психологических предпосылок к успешному выступлению спортсмена на соревнованиях.
Психологическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям на данном этапе осуществляется по следующим направлениям: 1) развитие и совершенствование психологической структуры соревновательной деятельности; 2) выявление доминирующих и актуальных предстартовых состояний на предсоревновательном этапе и факторов, их обуславливающих; 3) совершенствование навыков психорегуляции; 4) разработка индивидуализированных программ психологической подготовки спортсменов к соревнованиям; 5) планирование соотношения видов подготовки на предсоревновательном этапе; 6) коррекция направленности тренировочных нагрузок на основе диагностики состояния спортсмена; 7) обеспечение восстановления работоспособности после тренировок и соревнований; 8) формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности; 9) активизация реализации спортсменом когнитивного ресурса на соревнованиях.
Развитие и совершенствование психологической структуры соревновательной деятельности. Вполне естественно, что на этапе начальной спортивной специализации сформировать устойчивую структуру соревновательной деятельности у спортсменов не представляется возможным. Поэтому решение данной задачи продолжается на этапе углубленной спортивной специализации в тех же направлениях, что и на предыдущем этапе.
Совершенствование психологической структуры соревновательной деятельности предусматривает: 1) обучение спортсменов целеполаганию перед каждым соревнованием; 2) совершенствование самоконтроля своего состояния и поведения на соревнованиях; 3) формирование адекватной самооценки своей подготовленности; 4) актуализацию соревновательной мотивации.
Решение первой, второй и третьей задач осуществляется по методике, описанной в предыдущем параграфе.
Решение четвертой задачи – актуализация соревновательной мотивации спортсменов на данном этапе добавляется следующим содержанием. Существенное внимание уделяется внешнему управлению соревновательной мотивацией.
Под внешним управлением формированием спортивной мотивации понимается воздействие со стороны тренера, психолога на процесс мотивации спортсмена. При этом в процессе управления решаются задачи: инициация мотивационных процессов; вмешательство в уже начатый процесс формирования мотива; стимуляция, увеличение силы действующих мотивов.
Внешние воздействия, влияния представляют собой просьбу, требование, совет, внушение, намек и т. д. Все они принимают характер информирования, инструктирования, стимулирования, запрета. Управление формированием спортивной мотивации у спортсменов протекает в форме диалога и реже – монолога. При этом следует исходить из известных в психологии общения принципов и методов, которые могут быть использованы в работе со спортсменами.
Убеждение является наиболее действенным методом при формировании мотивации. Этот метод характеризуется воздействием на сознание субъекта через обращение к его собственному критическому суждению. В основе этого метода лежит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение значимости решения того или иного вопроса. Убеждение апеллирует к аналитическому мышлению, при котором преобладает сила логики, доказательность и достигается убедительность приводимых доводов. Убеждение призвано создать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения. Особенно велика роль метода убеждения при проведении тренингов причинных схем.
Сила убеждения основана на том, что доводы, приводимые тренером, убеждают спортсмена сильнее, чем аналогичные доводы, приводимые спортсменом самому себе. Убеждение желательно проводить диадическим (сократическим) методом, при котором спортсмен вовлекается в дискуссию.
В психологии выделяются несколько методов убеждения, которые можно использовать при управлении формированием спортивной мотивации. К ним относятся:
- фундаментальный метод – представляет собой прямое обращение к спортсмену, при котором ему сообщается вся информация, составляющая основу доказательства правильности предлагаемого;
- метод противоречия, основанный на выявлении противоречий в доводах спортсмена и на тщательной проверке аргументов тренера;
- метод «извлечения выводов» основан на том, что аргументы излагаются не все сразу, а шаг за шагом, добиваясь согласия на каждом шаге;
- метод акцентирования используется при расстановке акцентов на приводимых спортсменом доводах («ты же сам говоришь, что…»);
- метод кажущейся поддержки. При этом методе доводы спортсмена не опровергаются, а приводятся новые аргументы в их поддержку. Затем через некоторое время приводятся контраргументы.
При использовании метода убеждения в процессе формирования у спортсменов мотивации необходимо исходить из того, что убеждение наиболее эффективно в следующих случаях:
- на фоне малой интенсивности эмоций спортсменов;
- когда речь не идет о переориентации потребностей;
- когда тренер сам уверен в правильности предлагаемого спортсмену решения;
- когда предлагается аргументация не только тренера, но и рассматривается аргументация спортсмена;
- когда аргументация начинается с обсуждения тех доводов, по которым легче добиться согласия;
- когда разработан план аргументации, учитывающий контраргументы со стороны спортсмена.
При использовании метода убеждения целесообразно следующее:
- показать спортсмену важность предложения, возможность его осуществления;
- представить различные точки зрения и сделать разбор прогнозов;
- увеличить значимость достоинств предложенного и уменьшить величину его недостатков;
- учитывать индивидуальные особенности спортсмена, его образовательный и культурный уровень;
- не парировать доводы спортсмена тотчас же, ибо он воспримет это как неуважение;
- аргументировать максимально ясно, проверяя, правильно ли понимает собеседник посланное ему сообщение;
- включить спортсмена в обсуждение и принятие решения.
Следующим методом, который может с успехом использоваться при формировании мотивации, является внушение, воздействующее на эмоции спортсмена, а не на логику. При внушении спортсмен верит в доводы тренера, высказываемые без доказательств. В этом случае он ориентируется не столько на содержание внушения, сколько на его форму и источник. Принимаемое внушение становится его внутренней установкой, которая направляет и стимулирует активность спортсмена при формировании намерений.
Выделяются три вида внушения: сильное уговаривание, давление, эмоционально-волевое воздействие.
По способу воздействия внушение делится на прямое (открытое) и косвенное (скрытое). Прямое внушение характеризуется открытостью (ясностью) цели внушения, императивностью, прямой направленностью. При этом используются фразы предельно краткие, произносимые твердо, настойчиво, не допуская сомнений. Для усиления воздействия рекомендуется использовать невербальные средства общения: немигающий взгляд прямо в глаза, наклон вперед и др. При косвенном (опосредованном) внушении используются более мягкие формулировки, меньшая категоричность в суждениях. Этот способ внушения более эффективен в случае активного сопротивления спортсмена. Характерной особенностью этого способа внушения является то, что спортсмен сам приходит к принятию решения.
При косвенном внушении используются следующие приемы:
- спортсмену рассказывают о других спортсменах или событиях, при этом ключевая фраза акцентируется с различной интенсивностью и «прозрачностью»;
- в присутствии спортсмена обращаются к другим спортсменам, а текст содержит фразу или сюжет, намекающий на определенные выводы, которые должен сделать сам спортсмен;
- высказывание в форме: «если … (совершить какое-то действие), то … (результаты будут такие)»;
- использование неоконченных фраз: заканчивает ее сам спортсмен;
- произнесение ключевой фразы, а за ней следует другая фраза, отвлекающая внимание спортсмена и не дающая осмыслить первую фразу, которая загоняется в подсознание.
Наиболее эффективно внушение осуществляется при следующих условиях: 1) характер сложившихся отношений между тренером и спортсменом; 2) содержание внушения, способ его конструирования и подачи спортсмену; 3) обстоятельства, при которых происходит процесс внушения; 4) особенности личности тренера (авторитет, статус и т. п.); 5) особенности личности спортсмена (внушаемость, конформность, негативизм). Первые два свойства личности способствуют внушению, третье (негативизм) затрудняет, противодействует внушению.
В практике спорта нередко используется метод манипуляции, под которым понимается скрытое от спортсмена побуждение его к изменению отношения к занятиям спортом, участию в соревновании, к выполнению тренировочных заданий и т. п. При использовании этого метода важным является то, чтобы спортсмен считал выдаваемые ему мысли собственными, так же, как решения и действия. При манипуляции используются следующие приемы:
- подзадоривание: «Вряд ли ты можешь на это решиться»;
- «невинный» обман, введение в заблуждение;
- поддразнивающие высказывания: «Неужели ты ему проиграешь»;
- замаскированные под малозначительные и случайные высказывания оговор или клевета;
- «невинный» шантаж (намеки на промахи, ошибки, допущенные в прошлом спортсменом);
- преувеличенная демонстрация слабости противников или преувеличенная сложность предстоящих спортивных упражнений.
Следует помнить, что манипуляцией нужно пользоваться осторожно, предвидя при этом поведение и действия спортсмена.
При использовании выше перечисленных методов при управлении процессом формирования спортивной мотивации важным моментом является учет индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена. То, что является эффективным при работе с флегматиками, может давать отрицательный эффект при работе с холериками. То, что может использоваться при работе с экстерналами, может не дать эффекта при работе с интерналами. В этом и заключается индивидуальный подход при работе со спортсменами.
Кроме вышеописанных методов, предлагаются и другие методы, предложенные А. П. Шумилиным применительно к борьбе дзюдо:
1) учет в работе со спортсменами (особенно на соревнованиях) особенностей подросткового возраста (дружба, любовь, чувство взрослости, самостоятельности и др.);
2) разъяснение по поводу возникновения проблемы на тренировках, соревнованиях: от проблемы не надо уходить, а надо ее признать и пытаться разрешить;
3) программирование предстоящей схватки самим спортсменов в случаях наличия информации о сопернике и при отсутствии таковой;
4) использование релаксационных моментов до и после поединков (на тренировках и соревнованиях) с целью восстановления энергетического потенциала. В качестве упражнений рекомендуется подражание животным и птицам: расслабленная ходьба по татами, имитируя тигра; взмахи при ходьбе ,имитируя птицу; ходьба в позе медведя и т. п.;
5) посвящение предстоящего выигрыша в схватке другу, подруге, родным, себе;
6) использование системы поощрений за участие в соревнованиях (за волю к победе, за лучшую борьбу в стойке, за честность, за красивый бросок и т. д.);
7) стимулирование спортивного роста спортсмена (в средствах массовой информации, поездкой на соревнования, награждение спортивной формой и т. п.);
8) использование системы разрядных нормативов и присвоение поясов;
9) проведение анализа прошедшего соревнования с демонстрацией по видео;
10) использование системы наставничества (юный спортсмен прикрепляется к опытному мастеру);
11) ведение спортсменом спортивного дневника с систематическим самоанализом, самоконтролем и анализом достигаемых результатов с тренером;
12) информирование юных спортсменов о достижениях российских спортсменов на международных соревнованиях.
Использование вышеописанных приемов в работе с юными спортсменами в соревновательном периоде позволяет укреплять у них уверенность, коллективизм, чувство собственного достоинства, положительное отношение к занятиям и тренеру, готовность к дальнейшему совершенствованию в спорте.
Выявление доминирующих и актуальных состояний спортсменов на предсоревновательном этапе и факторов, их обусловливающих.Решение данной задачи описано в предыдущем параграфе. Факторы, обусловливающие характер состояния, определяются путем опроса, беседы.
Совершенствование умений психической саморегуляции осуществляется следующим образом.
Средства, используемые для формирования и совершенствования умений психорегуляции должны носить индивидуальный характер и приобретать специализированное содержание применительно к конкретному виду спорта. Данный возрастной этап характеризуется тем, что приобретение знаний, формирование умений и навыков у человека осуществляется в результате его собственной деятельности, проявлении психической активности, активного взаимодействия между обучающимися и обучающим. В этой связи можно считать, что стержневым принципом обучения психорегуляции спортсменов на этапе углубленной специализации должен быть общепедагогический принцип активности, предусматривающий: формирование положительной учебной мотивации, создание стимулирующих ситуаций, заинтересованность обучающихся в выполнении даваемых заданий, мобилизацию психических ресурсов.
При совершенствовании у юных спортсменов навыков психорегуляции важным является получение обратной информации с целью коррекции содержания занятий, объема упражнений и т. п. Знание степени усвоения спортсменами заданий (упражнений), позволяет управлять этим процессом. Поэтому, процесс совершенствования умений психорегуляции необходимо строить на основе реализации принципа обратной связи.
На этапе углубленной спортивной специализации развитие и совершенствование умений психорегуляции включает базовую часть и индивидуально-специализированную. Индивидуально-специализированная часть психорегуляции осуществляется по индивидуальным вариантам, разработанным с учетом вида спорта, индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей поведения и психического состояния спортсменов на соревнованиях. Базовая часть обучения психорегуляции спортсменов по В. Н. Смоленцевой, используемая на занятиях, описана в предыдущем параграфе.
При совершенствовании умений психорегуляции важным моментом является учет индивидуально-психологических особенностей личности и реализация на этой основе индивидуального подхода к обучающимся спортсменам, осуществляемого в следующих формах:
- дозировка выполняемых упражнений;
- составление дополнительных заданий в связи с недостаточным развитием умений психорегуляции;
- индивидуальные беседы и занятия;
- контроль за развитием психических функций (внимания, представления, воображения, дифференцировки мышечных усилий);
- описание спортсменами индивидуальных характеристик своего предстартового состояния.