Процесс и характеристика самовоспитания.
Самовоспитание — целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание — непременное условие совершенствования человека.
Среди содержательных компонентов самовоспитания в первую очередь следует выделить глубок о осознанные цели и задачи;выра6отанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программысамосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; идейно-политические,профессиональные, психолого-педагогические, этические и другие знания о протекании, содержании и методике самовоспитания и умение заниматься имв любых условиях и обстоятельствах жизни; наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессиональною развития; определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в трудных исложных ситуациях и экстремальных условиях. Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы — сложные иглубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.
Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности: идейно-политический, профессиональный,нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический ,и др. Каждый из них требует специальной практической работы но самовоспитании) специфических качеств и связан составлениемпрограммы по самовоспитанию, предусматривающей развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения.
В то же время эти сферы развития личности тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексною подхода к их самовоспитанию, а также постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им.
Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, уровню развития своих личностных качеств, состоянию, возможностям, духовным и физическим силам.
Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которойневозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.
Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание предполагаетопределенный уровень развития личности, се готовность и способность к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, готовность к самокритичному отношению к своей деятельности, а также выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.
Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человекасамовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в его сознании, отношениях, поведении и действиях. В этом случае самовоспитание выступает в качестве внутренней основы процесса самостоятельного перевоспитания личности.
Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание — сложныйинтеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Он требует глубоко осознанного, целенаправленного и самокритичного отношения человека как к самому себе, так и к действиям окружающих его людей, осознания (а в связи с этим и определенного чувства переживания) недостатка образования и воспитания, а также больших, иногда предельно волевых усилий в достижении поставленных целей по саморазвитию.
Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим из них относятся самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др.
Самообязательствавключают осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.
В соответствии с самообязательствами разрабатываются принципы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации личной жизни.учебной, служебной и общественно-политической деятельности человека.
Известны многие факты разработки и эффективного использования таких правил, например: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше»; или: «Для того чтобы достигнуть необходимой высоты, нужно держаться правила: семь раз примерь, один раз отрежь»; «Надо взять за правило: лучше числом поменьше, да качеством повыше» и др.
Часто человек сам формулирует для себя личные правила, которых стремится придерживаться в целях самосовершенствования-, самоорганизации. Это могут быть правила, вытекающие из основ христианской морали и нравственности или заимствованные у великих людей прошлого и современности.
В практической деятельности по самовоспитанию можно руководствоваться следующими правилами — всегда и во всем:
— умей сосредоточить свое внимание на начатом деле;
— не отвлекайся во время работы:
— подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом:
— не закончив начатого дела, не переходи к другому;
— старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно;
— встретишь на пути трудности - не прекращай работу;
— умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не случится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»;
— проявляй терпение в трудных и экстремальных ситуациях;
— думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в сложных обстоятельствах;
— со всеми проявляй вежливость и тактичность;
— избегай грубости даже с теми, кто тебе грубит;
— веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная, попроси слова и выскажи свое мнение;
— сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной;
— учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприятную обстановку;
— внимательно слушай указания и советы старших, высказывания товарищей, это поможет избежать многих ошибок;
— подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сделаны замечания.
Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложны, многообразны и изменчивы, что предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого себя необходимо постоянно.
Занятие № 21