Становление предмета социальной психологии. Теоретические и практические задачи отрасли
СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Часть I
Учебное пособие
Допущено в качестве учебного пособия
для студентов всех профилей, обучающихся по направлению
050100 «Педагогическое образование»
Под общей редакцией
Г.С. Степановой
ВОРОНЕЖ
Воронежский государственный педагогический университет
УДК 316.6 ББК Ю9 С692 | Издано по решению учебно-методического совета ВГПУ. Протокол №9 от 18.06.2014 г. |
Авторы:
докт. психол. наук Н.Б. Трофимова – глава I;
канд. пед. наук Н.В. Щиголева – глава II (2.1, 2.2);
канд. пед. наук Е.В. Поленякина– глава II (2.3, 2.4);
канд. психол. наук Н.В. Ланина – глава III;
канд. биол. наук М.В. Рогов – глава IV (4.1, 4.2);
канд. пед. наук Т.Ф. Пушкина– глава IV (4.3, 4.4);
канд. психол. наук Г.С. Степанова – глава V.
Под общей редакцией
Г.С. Степановой
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор,Л.В. Абдалина;
доктор педагогических наук, профессор,Н.И. Вьюнова
С692 | Социальная психология : учебное пособиедля студентов всех профилей, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование». Часть I / Н.Б. Трофимова [и др.] ; под общ. ред. Г.С. Степановой. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2014. – 368 с. |
ISBN 978-5-00044-179-4
Учебное пособие раскрывает основные вопросы социальной психологии. Рассматривается история становления науки, социально-психологические особенности личности и закономерности общения, психология малых групп и больших общностей, массовые явления и конфронтации. Издание включает анализ современных социально-психологических проблем.
Учебное пособие предназначено для студентов всех профилей, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование». Содержание соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
УДК 316.6
ББК Ю9
© Трофимова Н.Б., Щиголева Н.В., Поленякина Е.В.,
Ланина Н.В., Рогов М.В., Пушкина Т.Ф., Степанова Г.С., 2014
© Воронежский государственный педагогический университет,
ISBN 978-5-00044-179-4 редакционно-издательская обработка, 2014
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современной ситуации политических, экономических, исторических преобразований постоянно усиливается интерес к тому, как влияет на людей широкое социальное окружение. Бурно развивающиеся общественные процессы затрагивают все стороны жизни человека, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, влияния их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.
Одной из наук, ищущей ответы на эти вопросы, является социальная психология – отрасль современного знания, которая изучает закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (групп) как различных общностей.
Социальная психология сегодня востребована обществом. В силу этого она быстро развивается, расширяя поле деятельности своих прикладных исследований и увеличивая количество самостоятельных отраслей, многие из которых, например, этнопсихологию, политическую, историческую психологию, психологию религии и другие мы только начинаем осмысливать.
Этнопсихология как отрасль социальной психологии дает нам важное знание о роли этнокультурной специфики в развитии общества и о многообразии вариантов развития. Стремительно расширяющаяся этнокультурная конфронтация требует изучения социально-психологических механизмов межэтнических конфликтов. Этническая идентичность является разновидностью социальной категоризации, основой формирования чувства «Мы» и структурным компонентом интегральной индивидуальности. Знание специфики этнической идентичности представителей различных групп способствует выстраиванию эффективных, бесконфликтных коммуникаций.
В современных социально-психологических исследованиях все чаще обращают внимание на тесную связь психологии и истории и на их взаимную детерминацию. Историческая психология изучает историческую детерминацию и рассматривает человека как носителя исторических норм и ценностей, как объекта и субъекта исторического процесса. Психический мир наших предков отражается в нашей жизни как непосредственно, так и трансформированно; представлен в культуре, обычаях, психике, исторической памяти, менталитете, стереотипах поведения современного человека.
Политическая психология – междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях, предупреждению терроризма, межэтнической конфронтации.
Самостоятельное значение приобретает в последнее время такая прикладная отрасль, как социальная психология образования.
Освоение студентами – будущими педагогами психологического знания предполагает умение видеть социально-психологические детерминанты психических явлений. Учитель как представитель старшего поколения играет ключевую роль в передаче исторического социокультурного опыта и социокультурных ценностей подрастающему поколению, способствуя интеграции учащегося в сложную структуру современного, стремительно меняющегося, полиэтничного российского общества. Все более актуализирующиеся проблемы поликультурного образования требуют от студента компетентного знания во всех отраслях социальной психологии.
Кроме того, студенту – будущему педагогу необходимо знать и уметь применять на практике как личностные, так и групповые социально-психологические феномены, что позволит избежать ошибок в межличностном восприятии, общении и руководстве детскими коллективами.
Предлагаемое учебное пособие содержит изложение основных социально-психологических феноменов, знание которых необходимо в процессе получения профессионального образования. Приложение к учебному пособию направлено на расширение знания в области социально-психологических проблем образования, закономерностей общения, ошибок социальной перцепции, основ исторической и этнической психологии.
Канд. психол. наук Г.С. Степанова
ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1.2. Становление предмета социальной психологии. Теоретические и практические задачи социальной психологии.
1.3. История социально-психологического знания за рубежом.
1.4. История отечественной социальной психологии.
1.5. Методология и методы социально-психологического исследования. Эксперимент в социальной психологии.
Становление предмета социальной психологии. Теоретические и практические задачи отрасли
Социальная психология возникла в конце XIX века на стыке психологии и социологии. Как самостоятельная отрасль знания она оформилась в середине XX века.
Возникнув на стыке психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, т.к. фактически все современные отрасли психологии при рассмотрении феноменов так или иначе обращаются к социальным факторам их формирования.
Своеобразной датой рождения социальной психологии принято считать 1908 год, когда одновременно появились на свет работы В. Мак-Дугалла (1871–1938 г.) «Введение в социальную психологию» в Лондоне и Э. Росса (1866–1951 г.) «Социальная психология» в Нью-Йорке. При этом на протяжении столетия можно было наблюдать противоборство различных точек зрения на предмет социальной психологии как за рубежом, так и в отечественной науке. Так, еще французский психолог Габриель Тард (1843–1904 г.) утверждал, что предметом социальной психологии может быть только отдельный индивид или личность, но никак не группа, общность или масса людей. Напротив, немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832–1920) и другой французский психолог Гюстав Лебон (1841–1931 г.) считали, что именно большие социальные группы, народы и массы должны быть и являются действительным предметом социальной психологии. Их основными аргументами были следующие положения:
1. Отдельный индивид смертен. Народ же, его психология – мифы, обычаи, язык, традиции – бессмертны. Отдельный индивид, рождаясь, лишь усваивает духовные ценности народа и временно пользуется их богатством.
2. Даже если рушатся сложившиеся духовные ценности общества и народа, то на арену истории выходит безличная и необузданная в своей силе масса.
В 20-е годы ХХ векавотечественной науке такжевелась активнаядискуссия о предмете социальной психологии. Ее итогом оказалось признание в качестве предмета лишь одной из обозначенных трактовок социальной психологии – учения о социальной детерминации психики. В этом понимании предмета фактически отсутствовал самостоятельный статус социальной психологии, и попытки построения ее как особой дисциплины (или хотя бы как особой части психологической науки) прекратились на довольно длительный срок. Социология в эти годы также оказалась под ударом, поэтому вопрос о существовании социальной психологии в ее рамках вообще не ставился. Более того, тот факт, что социальная психология в то же время продолжала развиваться на Западе, притом в рамках немарксистской традиции, привел некоторых психологов к отождествлению социальной психологии вообще лишь с ее «буржуазным» вариантом, исключив саму возможность существования данной науки в нашей стране. Само понятие «социальная психология» стало интерпретироваться как синоним реакционной дисциплины, как атрибут лишь буржуазного мировоззрения. Поэтому и говорят об относительном «перерыве»: не было самостоятельной науки, однако были исследования, продиктованные потребностями общественной практики, прежде всего педагогической, где проводилось, например, изучение вопросов коллектива А.С. Макаренко, А.С. Залужным. Точно так же ряд проблем социальной психологии продолжал разрабатываться в рамках философии, в частности проблемы общественной психологии классов и групп.
Развитие социально-психологической мысли имело место и в рамках психологической науки в целом. Важнейшую роль здесь сыграли исследования Л.С. Выготского: учение о высших психических функциях, которое в значительной степени решало задачу выявления социальной детерминации психики (т.е., выражаясь языком дискуссии 20-х гг., «делало всю психологию социальной»). Начав с идеи об историческом происхождении высших психических функций, Л.С. Выготский развил далее мысль о культурно-исторической детерминации развития всех психических процессов. Две его известные гипотезы (об опосредованном характере психических функций человека и о происхождении внутренних психических процессов из деятельности, первоначально «интерпсихической») позволили сделать вывод, что главный механизм развития психики – это механизм усвоения социально-исторических форм деятельности.