Различия в предмете этнопсихологии и других наук

Крысько В. Г.

К 85 Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

ISBN 5-7695-0949-Х

Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирова­ния психики представителей различных этнических общностей и являет­ся в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспектив­ных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихо­логии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое вни­мание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отно­шений в различных этносах, а также специфике межэтнических конф­ликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллек­тивах.

Книга может быть полезна педагогам, практическим психологам, по­литологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами меж­национального общения.

УДК 159.922.4(075.8) ББК 88.5я73

ОТ АВТОРА

Для любого человека естествен интерес к представи­телям других народов. Привлекают их необычный внеш­ний облик, специфика действий, поведения и образа жизни. И мы начинаем задумываться об особенностях психологии представителей других этнических общно­стей, хотим их осмыслить.

Народов на земном шаре очень много, трудно изу­чить все их психологические характеристики и еще слож­нее их сопоставить и сравнить. Трудно понять и то, как соотносятся национально-психологические черты пред­ставителей разных этнических общностей. На все эти воп­росы ищет и находит ответы этническая психология — одна из интереснейших, но и сложнейших наук.

Этническая психология — еще и одна из самых моло­дых и перспективных наук, поскольку она может внести свой вклад в решение еще существующих сегодня меж­национальных конфликтов и в строительство такого будущего мироустройства, где прогнозируемое многи­ми учеными стирание различии между социальными группами будет происходить с учетом их национально-психологических особенностей.



ISBN 5-7695-0949-Х

Крысько В.Г., 2002

Издательский центр «Академия», 2002

Глава первая

ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Проблематика: специфика предмета этнической психо­логии и других наук; методология этнопсихологии; своеобразие задач этнопсихологии как самостоятельной области знаний; связь этнопсихологии с другими науками.

Информация к размышлению. Психологию представите­лей различных этнических общностей изучают многие науки. Очень ча­сто они допускают слишком вольное или просто неточное толкование собственно психологических феноменов. Кроме того, национальная психика людей должна изучаться и осмысливаться на основе психоло­гических, а не каких-то других закономерностей.

РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДМЕТЕ ЭТНОПСИХОЛОГИИ И ДРУГИХ НАУК

Этническая психология — это самостоятельная, довольно моло­дая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на сты­ке таких наук, как психология, социология (философия), культу­рология и этнология (этнография), которые в той'или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.

Философия (от греч. phileo — люблю + sophia — мудрость), буду­чи колыбелью, из которой вышли все другие науки, методологи­чески и теоретически осмысливает главным образом социальное и частично психологическое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межнациональное взаимодействие и обще­ние людей. Представители отечественной теории наций и межна­циональных отношений и многие их коллеги за рубежом давно уже признают наличие специфических черт национального ха­рактера и их особого сочетания (находящего выражение в психи­ческом складе) у членов той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

Социология (от лат. societas — общество + греч. logos — наука, учение) и культурология (от лат. cultura — развитие + греч. logos — наука, учение), в свою очередь, всегда изучали качественные ха-

рактеристики национальных групп как социальных и культурных общностей, разрабатывали социологические и культурологичес­кие концепции их развития. Вот почему они не могли оставлять без внимания также психологическое содержание и объяснение этих феноменов. Социология и культурология с помощью своих исследований стремятся продемонстрировать наиболее общие тен­денции и закономерности взаимодействия и культурных отноше­ний между различными этносами. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов — изменений общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивно­сти и глубины межнациональных и социальных контактов» [14. — С. 64].

Этнология (этнография) (этнология от греч. ethnos — племя, на­род + logos — наука, учение; этнография от греч. ethnos + grapho — пишу) как отрасль научных знаний была изначально ориентиро­вана на изучение материальной культуры, систем родства, жиз­необеспечения, воспитания, социальной и политической струк­туры различных народов; проблем их этногенеза, этничности и межкультурных контактов; расселения этносов, демографических процессов в них; сравнение культурных черт (культурных измене­ний) того или иного народа [143].

Современная этнология предоставляет этнографии концепту­альный аппарат.

Этнография же как таковая — в большей мере описательная наука, и этнология является ее теорией.

В то же время этнология (этнография) не могла также не ис­следовать и национальные традиции, привычки и вкусы, специ­фические особенности поведения и действий представителей раз­личных этносов. Она всегда непосредственно сталкивалась с про­явлением в этих феноменах психологического своеобразия, не могла не комментировать его специфику, в определенной мере ее изучать и описывать.

Психологическая наука, а также ее отрасль социальная психоло­гия (от лат. socialis — общественный + греч. psyche — душа + logos — наука, учение) в силу своего предназначения должны заниматься конкретным анализом национальных особенностей психики лю­дей, в том числе как представителей конкретных социальных групп, и выявлением закономерностей их проявления и функционирова­ния. «Национальная (этническая) принадлежность индивида, — отмечает Г.М.Андреева, — является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях кото­рой формируется личность» [10. — С. 219]. А так как сфера прояв­ления национальных особенностей психики индивида достаточно обширна, правомерно вторгается в макросреду и в то же время

весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания (общественного бытия), закономерно выделилась и стала продук­тивно развиваться особая отрасль социальной психологии — эт­ническая психология (от греч. ethnos — племя, народ + psyche — душа + logos — наука, учение).

Вместе с тем сегодня существует настоятельная необходимость правильного понимания разницы в подходе, с одной стороны, психологии, а с другой — вышеперечисленных наук, в первую очередь этнологии (этнографии), к объяснению сущности, со­держания и специфики проявления и функционирования этно­психологических феноменов.

Отечественная этнография (как и зарубежная этнология), воз­никнув как наука, нацеленная на анализ и объяснение ритуалов, обычаев и верований, образа жизни и быта представителей раз­личных этносов, специфики их культурных связей с другими людь­ми, не могла обойти своим вниманием и собственно психологи­ческие их характеристики. Правда, ее больше должны были инте­ресовать (что, как правило, и имело место) не столько психоло­гическая, сколько культурная специфика, исторический опыт концентрации последней в социальных и исторических ценнос­тях, формирующихся в ходе жизни и деятельности определенных народов. В крайнем случае это мог быть общий механизм истори­ко-культурной социализации индивида, приобщения его к нра­вам и традициям конкретной национальной общности. В рамках этой области знаний не случайно сформировалось научное на­правление, называемое этносоциологией.

Так в действительности и было, однако этнографы активно брались и за изучение сопутствующих проблем, в частности пси­хологических, которые они, однако, не могли решить верно, по­скольку последние относились к области совершенно другой ме­тодологии, специфическим особенностям функционирования ка­чественно иных феноменов.

Именно потому, что социальная и культурная специфика всег­да составляла предмет исследования этнографии, что не могло не изучаться ею даже в те периоды российской истории, когда пра­вильное осмысление жизни наций было под строгим запретом (например, в годы культа личности), эта отрасль науки намного раньше, чем все другие, вышла в своих интересах сначала на изу­чение национальных в целом, а затем и национально-психологи­ческих особенностей людей.

Однако подходы этнографов к пониманию сущности этнопси­хологических феноменов основываются на знании и учете социо­логических и культурных, а не психологических закономерностей проявления индивидуального и общественного сознания людей, что не позволяет в окончательном итоге методологически очень точно и практически верно осмыслить содержание собственно

психологической сущности и механизмов их формирования, про­явления и функционирования. Отсюда сложились не всегда вер­ные представления о гносеологическом аспекте психологической активности представителей этнических общностей, когда их вос­приятие внешнего мира, интеллектуально-познавательные про­цессы, определенные психологические свойства личности и со­циальное поведение сознательно и без достаточно убедительных специальных исследований лишаются некоторыми учеными на­циональной специфики или трактуются не психологически [218. — С. 219].

Активное вступление представителей отечественной психоло­гической науки в деятельность по изучению и анализу националь­но-психологических явлений несколько поколебало эту позицию1, однако она тем не менее часто является водоразделом между со­циологическим и психологическим подходами к этническим фе­номенам. Безусловно, психологическая наука должна аккумули­ровать в своей теории и конкретных прикладных исследованиях те находки и достижения, которые имеют место в других областях знаний.

Так и происходит на самом деле. Известно, что за рубежом указанные подходы, с одной стороны, также имеют место, а с другой — они уже значительно дистанцированы друг от друга, используются в сугубо прикладных целях. Совершенно очевидно, что объяснять сущность и специфику функционирования явле­ний, психологических по своему содержанию и, кроме того, со­ставляющих предмет изучения психологической науки, последняя должна на основе именно психологических закономерностей. Со­циологический же и этнографический подходы к изучению этих явлений могут лишь дополнять научные представления об их про­исхождении, факторах и источниках формирования, а не претен­довать на роль истины в последней инстанции.

Этническая психология, конечно же, должна развиваться в тес­ном сотрудничестве с другими науками. Ее взаимодействие с ними обусловливается необходимостью объединения усилий многих ис­следователей в интересах изучения сходного объекта — явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотно­шений и поведения людей в составе этнических общностей.

Этнология (этнография) и социология помогают психологам; методологически верно и всесторонне более грамотно осмысли­вать потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, традиции, привычки и нравы представителей различных нацио­нальных групп; осознавать, как они влияют и в каком соотноше­нии находятся с национально-психологическими особенностями

различия в предмете этнопсихологии и других наук - student2.ru 1 См. результаты дискуссии по этим вопросам, прошедшей на страницах жур­нала «Советская этнография» в 1983 г.

людей, как последние проявляются в процессе их социального и культурного бытия. В связи с этим предметом исследований соци­ологов и этнографов выступают не собственно национально-пси­хологические особенности, отличающие одних людей от других, а социокультурные феномены — материальная культура народов, их структура, родство и система жизнеобеспечения, а также со­циальная специфика внутригрупповых и межгрупповых этничес­ких отношений [143. — С. 8—9].

Историческая наука дает возможность психологам точно ин­терпретировать факторы и источники формирования националь­но-психологических особенностей представителей тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных проявлений психики этих людей на различных исторических этапах их разви­тия.

В то же время эти и другие науки, например педагогика (от греч. paidagogike — наука о воспитании детей), политология (от греч. politike — искусство управления государством + logos — наука, учение), нуждаются в результатах исследований психологов, по­скольку без них не могут быть правильно объяснены конкретные явления, относящиеся к областям их собственных интересов. Так, политология с помощью этнопсихологов может более точно опи­сывать специфику протекания политических процессов в кон­кретных национальных регионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления национально-психологических особенно­стей народов, в них проживающих. А педагогам этнопсихология способна подсказать, например, более подходящее содержание воспитательных мероприятий, так как оно во многом определяет­ся спецификой национального опыта конкретной этнической общ­ности.

Кроме того, в настоящее время из конкретных наук выдели­лись прикладные отрасли знаний, ориентированные на изучение национальной специфики многочисленных социальных явлений и процессов, без анализа результатов исследований которых не может обойтись этническая психология. Вместе с тем эти отрасли знаний отличаются своим предметом и соответственно специфи­кой исследований.

Так, этносоциология (от греч. ethnos — племя, народ + лат. societas — общество + греч. logos — наука, учение) — научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии, занимается изучением социальных явлений, происходящих в раз­личных этнических общностях. Некоторые представители этой науки, как уже говорилось, считают, что она должна исследовать национальное сознание и самосознание, этнопсихологические особенности людей, проявляющиеся в национальных отношени­ях, межличностном социальном взаимодействии, общении и по-

ведении, т. е. охватывать большую часть предмета этнической пси­хологии. На самом же деле очень часто представители этой науки не видят четкой грани между понятиями «социальное» и «психо­логическое» и не стремятся объяснить их соответственно социо­логическими и психологическими закономерностями, как прави­ло, смешивая их.

Этнокультурология (от греч. ethnos — племя, народ + лат. cultura — развитие + греч. logos — наука, учение) — отрасль культурологи­ческой науки, которая считает влияние культурной среды опре­деляющим фактором этнопсихологических характеристик наро­дов. По ее мнению, культура начинается с того, что на поведение людей накладываются ограничения, так как целостность культур­ной среды предполагает выработку единых правил поведения, наличие общей национальной памяти, единой картины мира у представителей одного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культур­ных ценностей, которые используются его членами для выраже­ния своего этнического сознания.

Культурная антропология (от лат. cultura — развитие + греч. anthropos — человек + logos — наука, учение) — отрасль науки, возникшая на стыке культурологии и этнографии (социальной антропологии); занимается изучением человека как представите­ля различных культур, национальных общностей. Культурная ант­ропология исследует индивида как члена определенной этничес­кой группы, рассматривая последнюю как часть целого — конк­ретной культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному народу, обществу.

Этнопедагогика (от греч. ethnos — племя, народ + paidagogike — наука о воспитании детей) — отрасль педагогической науки, ко­торая занимается: 1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, тради­ционных для конкретных народов; 2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; 3) ана­лизом влияния национальной психологии на обучение и воспита­ние представителей тех или иных этнических общностей; 4) уче­том закономерностей этого процесса в организации и осуществ­лении педагогического, и обучающего воздействия. Этнопедагоги­ка тесно связана с этнической психологией. Но их нельзя отожде­ствлять, как это иногда делается.

Этнопсихолингвистика (от греч. ethnos — племя, народ + psyche — душа + лат. lingua — язык) — отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики эт­носа рассматривает влияние его языка и мышления, которые на­капливают и отражают исторический опыт этноса. По мнению пред­ставителей этой науки, любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания,

которые несут в себе значительную этническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка определяет и структуру мышления представителей конкретной национальной общности, а специфическая функция языка (речи) влияет на своеобразие развития их психических процессов.

Наши рекомендации