Сущность, понятие и типология управленческих решений
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы управленческих решений
Тема 1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Вопрос 1. Сущность, понятие и типология управленческих решений.
Вопрос 2.Качество и варианты управленческих решений.
Вопрос 1.
Сущность, понятие и типология управленческих решений
Вся жизнедеятельность человека включает в себя два основных элемента: решение и практическое действие по его выполнению.
Решение (в общем виде) – результат мыслительной деятельности человека, приводимый к каким-либо или к необходимым действиям.
Решение может приниматься человеком в различных ситуациях: технической, биологической, социальной.
Важнейшей сферой приложения человеческих знаний и практики является сфера управления. Управленческие решения стали предметом изучения после возникновения современной науки об управлении. Её основным достижением является то, что впервые управленческие функции планирования работы и анализа производственной ситуации были отделены от самой работы. Это означало, что процесс принятия управленческого решения стал впервые рассматриваться как самостоятельный акт. Теория управленческих решений в своём становлении прошла три этапа:
1. Первый этап – сороковые годы двадцатого века, когда, во время второй мировой войны, группе учёных в Англии, было поручено решить такие сложные управленческие задачи, как:
а) оптимальное размещение объектов гражданской обороны;
б) размещение огневых позиций;
в) оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов по морю.
Этот период считается началом интенсивного развития теоретических основ принятия управленческих решений.
2. Второй этап – пятидесятые-шестидесятые годы двадцатого века. В этот период, сложившаяся и широко используемая система разработки и принятия управленческих решений, была осмыслена и сформулирована в таких, специально возникших научных дисциплинах, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. В каждую из них, неотъемлемой составной частью входила теория решений.
3. Последняя четверть двадцатого века. Здесь происходит оформление теории управленческих решений в самостоятельную отрасль научного знания.
В России данная учебная дисциплина была введена в Вузовскую программу гостом высшего профобразования в 2000 году.
Управленческое решение (в широком смысле) – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о её функционировании, состоящее в выборе целей, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.
Управленческое решение (в узком смысле) – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели в системе менеджмента.
Управленческое решение составляет основу процесса управления. Управлять – это значит решать. Термин «управленческое решение» выступает для обозначения, как процесса, так и явления. Как процесс, управленческое решение – это поиск, группировка и анализ требуемой информации в интересах разработки, утверждения и реализации задуманного. Как явление, управленческое решение – это план мероприятий, постановление, директива, устное или письменное распоряжение. Сущность управленческого решения имеет ряд аспектов:
1. Экономический аспект проявляется в том, что на разработку и реализацию любого управленческого решения нужны финансовые, материальные и другие затраты, поэтому, каждое управленческое решение имеет реальную стоимость.
2. Организационный аспект состоит в том, что для эффективной работы по принятию и реализации решений, надо сформировать работоспособный коллектив, где исполнители наделяются правами, обязанностями и ответственностью, где отлажена система контроля и выделены необходимые ресурсы.
3. Социальный аспект затрагивает механизм управления персоналом, который предполагает определённые рычаги воздействия, а именно:
а) потребности и интересы;
б) мотивы и стимулы;
в) установки и ценности;
г) тревоги и опасения человека.
4. Правовойаспект состоит в точном соблюдении законодательства, международных обязательств, а также уставных и других документов самой фирмы.
5. Технологический аспект проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими и информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации управленческого решения.
Самое негативное в управленческой деятельности – это не ошибочное решение, а его отсутствие. Наряду с сущностью, управленческое решение характеризуется определенным содержанием, поскольку направленно на следующие элементы:
а) стратегическое планирование;
б) управление управленческой деятельностью;
в) управление человеческими ресурсами;
г) управление производственной и обслуживающей деятельностью;
д) формирование системы управления компании;
е) управленческое консультирование;
ж) коммуникации с внешней средой.
Поскольку, управленческие решения принимаются в различных сферах деятельности фирмы, а также в условиях постоянно изменяющейся ситуации, требуется определенная классификация разнообразного множества управленческих решений. Эта классификация строится по многим основаниям:
1. По основному элементу сознания различают:
а) интуитивные решения;
б) решения на основе суждения;
в) рациональные решения.
2. По функциональной направленности:
а) планирующие;
б) организующие;
в) активизирующие;
г) координирующие;
д) контролирующие;
е) информирующие управленческие решения.
3. По своей организации встречаются:
а) индивидуальные;
б) коллегиальные (групповые);
в) корпоративные решения.
4. По вызывающим причинам:
а) ситуационные;
б) программные;
в) инициативные;
г) предписанные;
д) сезонные управленческие решения.
5. По повторяемости выполнения:
а) однотипные;
б) разнотипные;
в) инновационные решения (когда нет альтернатив).
6. По масштабам воздействия:
а) общее;
б) частное решение.
7. По времени действия:
а) стратегические;
б) оперативные;
в) тактические решения.
8. По прогнозируемым результатам:
а) решения с определённым результатом;
б) решения с вероятностным исходом.
9. По характеру разработки и реализации:
а) уравновешенные;
б) импульсивные;
в) инертные;
г) рискованные;
д) осторожные решения.
10. По методам переработки информации:
а) алгоритмические;
б) эвристические.
11. По числу критериев:
а) однокритериальные;
б) многокритериальные решения.
12. По направлению воздействия:
а) внутренние;
б) внешние решения.
13. По глубине воздействия:
а) одноуровневые;
б) многоуровневые.
14. По ограничениям на ресурсы:
а) решения с ограничениями;
б) решения без ограничений («патронов не жалеть»).
15. По способу фиксации:
а) письменные;
б) устные решения.
Вопрос 2.
Качество и варианты управленческих решений
Управленческое решение лишь тогда будет иметь успех, когда станет отвечать определённым требованиям:
1. Соответствие действующему законодательству и уставу;
2. Обеспечение своевременности;
3. Наличие чёткой целевой направленности и адресности;
4. Отсутствие в тексте противоречий, как между отдельными пунктами, так и противоречий по отношению к предыдущим решениям;
5. Возможность организационной выполнимости;
6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения решения;
7. Учёт возможных отрицательных последствий при реализации пунктов решения;
8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий для реализации решения;
9. Наличие возможности обоснованного положительного результата.
Важнейшей проблемой в подготовке и принятии решений является обеспечение его высокого качества. К основным условиям обеспечения качества управленческого решения следует отнести:
1. Применение научных подходов;
2. Изучение влияния экономических законов на эффективность решения;
3. Обеспечение лица, принимающего решения, достоверной информацией;
4. Применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
5. Структуризация проблемы и построение дерева целей;
6. Правовая обоснованность;
7. Автоматизация процесса сбора и обработки информации, а также процесса разработки и реализации решений;
8. Разработка системы ответственности и мотивации;
9. Наличие механизма реализации решения;
10. Обеспечение многовариантности решений и их сравнимости;
Для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения, надо соблюдать следующие правила:
а) количества вариантов должно быть не менее трёх;
б) в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант, а остальные варианты приводятся к базовому с помощью корректирующих коэффициентов;
в) формирование альтернативных вариантов следует осуществлять на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;
г) для сокращения времени и снижения затрат, надо шире применять методы и средства информационного обеспечения процесса принятия решения.
Альтернативные варианты управленческих решений приводятся в сопоставимый вид по следующим факторам (за каждым пунктом кроются определённые расчёты):
1. Фактор времени;
2. Фактор качества объекта;
3. Фактор масштаба или объема производства товара или услуги;
4. Уровень освоенности товара в производстве;
5. Метод получения информации;
6. Условия эксплуатации товара или предоставления какой-то услуги;
7. Фактор инфляции;
8. Фактор риска и неопределённости.