Психологическая характеристика стресса
Впервые слово стресс употребил известный канадский учёный- физиолог Ганс Селье в193б году. Он определил такие определения стресса- это напряже-ние, тревога, боль, угроза, беда. Селье разработал научную концепцию стресса, объединил усилия учёных многих стран в решении проблем по преодолению стрессовых ситуаций. С тех пор ведутся глубокие исследования в области пси-хологии стресса, но в последнее время слово «стресс » всё чаще упоминается не только в специальной литературе, но и в обиходной речи, оно звучит всюду — на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах. Распространенная прежде фраза «все болезни от нервов» теперь звучит иначе - «все болезни от стрессов
Что же всё-таки такое стресс ? Стресс—это состояние психическогонапряжения, возникающее у человека в трудных условиях под действием внеш-них раздражителей - стрессоров. Организм отвечает на них реакциями защиты: учащением пульса, повышением артериального давления и рядом других, по-следствия стрессового воздействия на организм могут быть очень серьёзными. Может развиться депрессия, стресс может перейти в дистресс- страдание, не-домогание, тяжёлое состояние. Психическое перенапряжение чаще всего при-водит к психосоматическим заболеваниям, таким как гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, сахарный диа-бет.
Стрессовые ситуации провоцируются не только личными, семейными про-блемами и неурядицами, но и кризис в экономике, угроза безработицы, скачки цен, снижение уровня жизни, ухудшение экологической обстановки, ломка привычных социальных стереотипов и ряд других факторов, из которых скла-дывается наша повседневная жизнь. Наша действительность не располагает к покою, а хронический стресс, которым страдает большая половина населения земли это беда 21 века!
Конечно, нужно остерегать отрицательных эмоций, но в умеренных коли-чествах стресс может быть и полезен. Он способствует повышению сил орга-низма, Г. Селье называет его «острой приправой к повседневной жизни » Никто не может в своей жизни обойтись без эмоций, без напряжения, поэтому необхо-димо научится разумно управлять своей психикой и эмоциями, уметь сдержи-ваться в напряженных ситуациях освоить приёмы и навыки саморегуляции ду-шевного состояния. Оказывать себе самопомощь необходимо при первых при-знаках развития стресса - невротических расстройствах, повышенной раздра-жительности, быстрой утомляемости, неуверенности в себе, плохом настрое-нии, бессоннице, апатии. Если вовремя не снять нервное напряжение, то может обнаружиться нарушение деятельности во внутренних органах, которые надо устранять незамедлительно, пока они не перешли в стойкое заболевание. Мно-гие люди успешно противостоят стрессовым ситуациям благодаря врождённо-му дару стрессоустойчивости, либо применяя свой жизненный опыт, психоло-гические знания.
Различают физиологические и. психологические стрессоры. К физиологиче-
ским относятся болевые воздействия,чрезмерная физическая нагрузка, -экстремальные температуры . К психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт. Факторы могут быть как реально действующими так и вероятными. Наиболее разруши-тельны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмо-циональные (проявляются в конфликтных ситуациях).
Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной осоз-нанием человека ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса наступает перерас-пределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счёт второстепенных задач. Нередко в тяжёлой стрессовой ситуации человек ведёт себя сдержанно, полностью контролирует своё психологическое состоя-ние, принимает точные и ответственные решения, однако его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.
Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя из-бежать. Разные люди реагируют на одинаковые нагрузки по разному. У одних реакция активная - при стрессе эффективность их деятельности продолжает
расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная — эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). Психологи установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личными особенностями, а также психическим климатом, в котором он живёт и работает. Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствую-щее его реальным возможностям, обладает завышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у людей с вы-раженной целеустремлённостью, честолюбием и нетерпимости к своему бли- жайшему окружению. Установлено что к гипертонии может привести недо-оценка личности окружающими.
Дня больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким характерным особенностям, как индивидуа-лизм, неудовлетворённость своим положением в жизни, конфликтность, при-страстие к «выяснению отношений».
Для больных язвенной болезнью характерны: тревожность, раздражитель-ность, повышенная исполнительность и обострённое чувство долга. Им свойст-венна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе , и, в тоже время, за-вышенная требовательность к себе, мнительность . Такие люди стремятся сде-лать значительно больше, чем могут реально. Дня них типична тенденция к ак - тивному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.
Мощность органических изменений при стрессе определяется обобщённой оценкой обстоятельств, а она тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело. Признаки эмоционального напряжения , обнаружи-вающиеся в ответственных ситуациях, особенно усиливаются в тех случаях, ко-гда отсутствует физическая нагрузка.
Психическое напряжение, неудачи, страх, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают, кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, пси-хические следствия эмоционального перенапряжения — неврозы. Невроз воз-никает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о воз-можности выхода из ситуации, мучительной для человека.