Введение в деловое общение. Основные
Л. Н. Цветков
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ
Программа, планы семинаров,
практические задания
Изд-во АлтГТУ
Барнаул · 2013
Цветков Л. Н.Социально-психологические основы общения: программа, планы семинаров, практические задания / Л. Н. Цветков; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2013. – с.
Даны программное содержание курса, развернутая программа лекций, планы семинарских занятий и дополнительные темы для докладов и сообщений, список рекомендуемой литературы, вопросы для самоконтроля и обсуждений, тесты к отдельным занятиям и задания на СРС.
Предназначены для студентов заочного обучения строительного факультета АлтГТУ.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………..4
Развернутое содержание курса....……………………………………… 5
Примерная тематика рефератов для студентов заочного обучения…..12
Литература ………………………………………………………………..14
Вопросы для оценки качества знаний студентов ……….………….... 18
Предисловие
Целью курса является формирование у студентов целостного представления о социально-психологических основах общения и выработка умений и навыков строить отношения с людьми, находить к ним подходы для обеспечения жизненного и профессионального успеха.
Задания для контрольных работ опираются на многочисленные литературные источники до 2013 года. Многие авторы работ и названия отдельных статей выделены жирным шрифтом. Эти работы подготовлены электронном виде и представлены в виде приложений к заданиям на электронных носителях (DVD – дисках) и в компьютерной сети ЦДО АлтГТУ.
Автор надеется, что представленные материалы заинтересуют всех причастных к преподаванию и изучению данной дисциплины, помогут научному осмыслению проблем делового общения и их успешного регулирования.
Развернутое содержание курса
Дисциплина «Социально-психологические основы общения», развивающая искусство делового общения, основанного на знании психологических особенностей и применении психологических методов, необходима специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, располагать их к себе лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
Поскольку единой универсальной типологии общения в науке до сих пор не существует, представляется оптимальным сосредоточиться на наиболее часто встречающемся в жизни деловом межличностном общении.
Деловое общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Деловое общение формирует и развивает способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков.
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
1. Иметь представление:
■ об основных характеристиках делового общения;
■ о роли личности в деловом общении;
■ о невербальных аспектах делового общения;
■ об основных формах делового общения;
■ о психологических приемах и принципах делового общения;
■ о культуре ведения споров;
■ об управлении конфликтными ситуациями;
■ об основных правилах делового этикета;
■ об общих правилах оформления документов.
2. Знать:
■ определение и функции общения;
■ структуру общения;
■ стили общения;
■ виды общения;
■ уровни и средства общения;
■ основные стратегии общения;
■ определение понятий «личность»; «архетип», «взаимодействие»,
■ основные концепции личности;
■ защитные механизмы личности;
■ психологические типы, типы акцентуации характера;
■ национально-психологические типы;
■ особенности общения через переводчика;
■ принципы делового общения;
■ определение, цели, методы ведения деловых переговоров;
■ определение понятия «спор», целей и подходов к ведению спора;
■ особенности критики в споре;
■ принципы ведения спора;
■ определение понятия «конфликт», его структуру и типы;
■ причины конфликтов;
■ модель конфликтного процесса и его последствия;
■ правила, методы и стратегии управления конфликтной ситуацией;
■ основные понятия об этикете;
■ правила приветствия;
■ основные понятия дисциплины «Деловое общение».
Уметь:
■ применять на практике синтоническую модель общения;
■ использовать основные закономерности проксемики;
■ использовать основные закономерности такесики;
■ применять основные законы общения;
■ преодолевать барьеры общения;
■ применять правила раскрепощения в деловом общении;
■ учитывать гендерные особенности деловых партнеров;
■ применять основы графологии в деловом общении;
■ использовать основы кинесики в деловом общении;
■ вести деловую беседу;
■ использовать рекомендации по приему подчиненных;
■ вести деловые переговоры;
■ вести деловые совещания и собрания;
■ готовить и проводить публичные слушания;
■ применять на практике основы документационного обеспечения;
■ использовать психологические приемы влияния на партнера;
■ слушать в процессе делового общения;
■ использовать технику убеждения партнера;
■ корректно вести телефонный разговор;
■ учитывать специфику подготовки к деловому завтраку, обеду, ужину.
Деловое общение связано с такими дисциплинами, как философия, психиатрия, психология, педагогика, этика, социология, информатика, русский язык и культура речи, иностранный язык, маркетинг, менеджмент, связь с общественностью и др. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» (и «деловое общение» в частности) свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, с одной стороны, связана с его вездесущностью; с другой — попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. Именно поэтому возникает необходимость выделения делового общения в самостоятельную дисциплину.
Введение в деловое общение. Основные