Введение в деловое общение. Основные

Л. Н. Цветков

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

Программа, планы семинаров,

практические задания

Изд-во АлтГТУ

Барнаул · 2013

Цветков Л. Н.Социально-психологические основы общения: программа, планы семинаров, практические задания / Л. Н. Цветков; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2013. – с.

Даны программное содержание курса, развернутая программа лекций, планы семинарских занятий и дополнительные темы для докладов и сообщений, список рекомендуемой литературы, вопросы для самоконтроля и обсуждений, тесты к отдельным занятиям и задания на СРС.

Предназначены для студентов заочного обучения строительного факультета АлтГТУ.

 
  Введение в деловое общение. Основные - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………..4

Развернутое содержание курса....……………………………………… 5

Примерная тематика рефератов для студентов заочного обучения…..12

Литература ………………………………………………………………..14

Вопросы для оценки качества знаний студентов ……….………….... 18

 
  Введение в деловое общение. Основные - student2.ru

Предисловие

Целью курса является формирование у студентов целостного представления о социально-психологических основах общения и выработка умений и навыков строить отношения с людьми, находить к ним подходы для обеспечения жизненного и профессионального успеха.

Задания для контрольных работ опираются на многочисленные литературные источники до 2013 года. Многие авторы работ и названия отдельных статей выделены жирным шрифтом. Эти работы подготовлены электронном виде и представлены в виде приложений к заданиям на электронных носителях (DVD – дисках) и в компьютерной сети ЦДО АлтГТУ.

Автор надеется, что представленные материалы заинтересуют всех причастных к преподаванию и изучению данной дисциплины, помогут научному осмыслению проблем делового общения и их успешного регулирования.

Развернутое содержание курса

Дисциплина «Социально-психологические основы общения», развивающая искусство делового общения, основанного на знании психологических особенностей и применении психологических методов, необходима специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, располагать их к себе лежит в основе жизненного и профессионального успеха.

Поскольку единой универсальной типологии общения в науке до сих пор не существует, представляется оптимальным сосредоточиться на наиболее часто встречающемся в жизни деловом межличностном общении.

Деловое общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Деловое общение формирует и развивает способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

1. Иметь представление:

■ об основных характеристиках делового общения;

■ о роли личности в деловом общении;

■ о невербальных аспектах делового общения;

■ об основных формах делового общения;

■ о психологических приемах и принципах делового общения;

■ о культуре ведения споров;

■ об управлении конфликтными ситуациями;

■ об основных правилах делового этикета;

■ об общих правилах оформления документов.

2. Знать:

■ определение и функции общения;

■ структуру общения;

■ стили общения;

■ виды общения;

■ уровни и средства общения;

■ основные стратегии общения;

■ определение понятий «личность»; «архетип», «взаимодействие»,

■ основные концепции личности;

■ защитные механизмы личности;

■ психологические типы, типы акцентуации характера;

■ национально-психологические типы;

■ особенности общения через переводчика;

■ принципы делового общения;

■ определение, цели, методы ведения деловых переговоров;

■ определение понятия «спор», целей и подходов к ведению спора;

■ особенности критики в споре;

■ принципы ведения спора;

■ определение понятия «конфликт», его структуру и типы;

■ причины конфликтов;

■ модель конфликтного процесса и его последствия;

■ правила, методы и стратегии управления конфликтной ситуацией;

■ основные понятия об этикете;

■ правила приветствия;

■ основные понятия дисциплины «Деловое общение».

Уметь:

■ применять на практике синтоническую модель общения;

■ использовать основные закономерности проксемики;

■ использовать основные закономерности такесики;

■ применять основные законы общения;

■ преодолевать барьеры общения;

■ применять правила раскрепощения в деловом общении;

■ учитывать гендерные особенности деловых партнеров;

■ применять основы графологии в деловом общении;

■ использовать основы кинесики в деловом общении;

■ вести деловую беседу;

■ использовать рекомендации по приему подчиненных;

■ вести деловые переговоры;

■ вести деловые совещания и собрания;

■ готовить и проводить публичные слушания;

■ применять на практике основы документационного обеспечения;

■ использовать психологические приемы влияния на партнера;

■ слушать в процессе делового общения;

■ использовать технику убеждения партнера;

■ корректно вести телефонный разговор;

■ учитывать специфику подготовки к деловому завтраку, обеду, ужину.

Деловое общение связано с такими дисциплинами, как философия, психиатрия, психология, педагогика, этика, социология, информатика, русский язык и культура речи, иностранный язык, маркетинг, менеджмент, связь с общественностью и др. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» (и «деловое общение» в частности) свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, с одной стороны, связана с его вездесущностью; с другой — попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. Именно поэтому возникает необходимость выделения делового общения в самостоятельную дисциплину.

Введение в деловое общение. Основные

Наши рекомендации