Техники поддержания контакта и снижения
Ориентировочные основы
эмоционального напряжения у собеседника»
1. Улыбка, обращение по имени.
2. Поддержание контакта глаз.
3. Вербализация или сообщение о своем восприятии собеседника, его чувств, установок, эмоционального состояния. Примеры: «Мне кажется, что Вы чувствуете...»; «Не чувствуете ли Вы себя несколько...»; «Мне показалось, что Вас несколько расстроили мои слова о том, что...»
4. Вербализация или сообщение о своем эмоциональном состоянии (в данный момент) в связи с высказываниями собеседника. Примеры: «Мне обидно слышать, что в ответ на мои слова Вы...»; «Мне больно, что...»; «Я в растерянности, не знаю, что и сказать в связи с Вашим предложением о том, чтобы...»
5. Проявление дружеского расположения.
6. Установление и поддержание адекватной психологической дистанции (социальный и физический аспекты)
7. Предоставление возможности выговориться.
8. Сохранение самообладания.
9. Подчеркивание значимости собеседника для вас.
10. Подчеркивание общности с собеседником (сходство интересов, мнений и т. д.).
11. Проявление интереса, сочувствия к проблемам собеседника.
12. Уважение мнения, точки зрения собеседника.
13. Обращение к социально одобряемым мотивам поступков.
14. Признание перед собеседником своей неправоты раньше его.
15. Обращение к фактам.
16. Объяснение, оправдание.
17. Проявление внешнего согласия.
18. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
19. Избегание обвинений, негативных оценок собеседника.
20. Уточнения, прояснения своих слов, действий для собеседника.
21. Незамыкание во время беседы на себе, на своем состоянии, своих мыслях: нужно попытаться мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние, попытаться почувствовать, каково было бы самому в этом состоянии.
22. Анализ своих переживаемых эмоций, мыслей, ассоциаций, возникающих при общении с другим человеком, и попытка найти их источник.
23. Позитивность: попытка найти позитивные стороны ситуации, юмор.
24. Обеспечение для себя и для собеседника комфортных условий посредством мебели, угощений, освещения, музыки и т. п.
25. Наблюдение за невербальным общением собеседника.
«Поведение, способствующее нарушению контакта, возрастанию эмоционального напряжения, возникновению конфликта»
1.Перебивание собеседника.
2. Принижение собеседника, негативная оценка его личности.
3. Выведение собеседника из состояния равновесия:
а) негативными оценками в отношении собеседника, его
слов, поступков;
б) мелочными придирками;
в) созданием дефицита времени для решения проблем;
г) непониманием собеседника;
д) преуменьшением вклада собеседника в общее дело;
е) избеганием контакта глаз;
ж) избеганием пространственной близости (наличие преграды, например, стола между собеседниками);
з) подчеркиванием разницы между собой и партнером;
и) неприветливым видом;
к) демонстрацией своей занятости, несвоевременности прихода собеседника;
л) отвлечение на третье лицо, другие дела; м) разговор «на бегу».
4. Отсутствие или потеря эмоционального контакта.
5. Нападение: когда вы нападаете на собеседника, защищаете себя, оскорбляете собеседника, реагируете с отрицательной эмоцией.
6. Утаивание: вы скрываете эмоциональное состояние, при этом содержание ваших слов противоречит невербальным проявлениям (мимике, жестам, позе, голосу и т. д.).
7. Двойственность: на словах вы говорите, что понимаете собеседника, соглашаетесь с ним, а на самом деле ни понимания, ни согласия нет.
8. Психологическое давление. Общение с позиции «Родителя» по отношению к «Ребенку».
9. Излишняя настойчивость, требовательность без учета интересов собеседника.
10. Эгоцентрическая позиция: неспособность встать на место другого человека; психологическая «слепота» и «глухота» в отношении информации, передаваемой собеседником.
11. Неосознаваемое использование защитных психологических механизмов: проекции, отрицания, расщепления и влияние переноса.
12. Наличие негативной установки по отношению к собеседнику. Предубеждение в отношении его компетентности, способностей, характера и проч.
13. Слабая способность переключения с внутреннего диалога с собой на внешний диалог с собеседником, некоторая интравертированность, погруженность в свой внутренний мир.
14. Резкое увеличение темпа беседы.
15. Преувеличение своего и приуменьшение вклада партнера в общее дело.
16. Негативная установка по отношению к партнеру, к беседе.