Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности в.а.ядова
Диспозиционная концепция В. А. Ядова характеризует социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Диспозиция личности – иерархически организованная система, вершину которой образуют общая направленность интересов и система ценностных ориентаций как продукт воздействия общих социальных условий, средние – система общественных социальных установок на многообразные социальные объекты и ситуации, а нижний – ситуативные социальные установки как готовность к оценке и действию конкретных («микросоциальных») условий деятельности.
Диспозиция в концепции В. А. Ядова – осознанная готовность личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленная ее предшествующим опытом.
Диспозиционная иерархическая структура личности:
•низший уровень – элементарная фиксированная установка, социальные фиксированные установки – аттитюд, базовые социальные установки или общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности,
•высший уровень диспозиционной иерархии – ценностные ориентации.
53. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМЫ.В Древней Греции изучение воздействия было связано с областью риторики. Аристотель выделял в качестве основных условий эффективного воздействия доверие к источнику воздействия апелляции к эмоциям и логическую обоснованность. Он также отмечал, что результативность воздействия возрастает, если оно строится на общем основании между воздействующим и объектом воздействия, что предполагает знание особенностей аудитории и ее представлений. Цицерон выделял пять элементов убеждающего воздействия: создание очевидности аргументов, их организация, искусная стилизация, способствование их запоминанию, наконец, их мастерское произнесение. Первые определения воздействия в основном фокусировались на искусстве построения речи и ораторском мастерстве. В последующем внимание начало концентрироваться на особенностях воздействия как процесса. Брембек и Хоуэлл определяют воздействие как осознанную попытку изменения мыслей и действий, посредством манипулирования мотивами человека в отношении желаемого исхода. В 1970-е годы эти же авторы начинают рассматривать воздействие как коммуникацию, направленную на изменение выбора. Фозерингхем определяет воздействие как совокупность эффектов у адресата воздействия. В данном определении акценты смещаются на объект воздействия, который фактически определяет его действенность. Кеннет Барк определяет воздействие как искусное использование ресурсов неопределенности. Он считал, что для идентификации с содержанием воздействия необходимо использовать язык адресата воздействия. Только то, что понятно, причем понятно заданным образом, и приводит к желаемому реагированию.
Ларсон (C. Larson) определяет воздействие как «создание состояния идентификации или ориентации между источником и адресатом, образуемое посредством использования символов»
По мнению В.Н. Куликова, психологическое воздействие по своей сущности представляет «проникновение» одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатами этого «проникновения» является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т. п.).
Для теоретического анализа проблемы необходимо уточнить исходное понятие психологического воздействия в его соотношении с феноменом действия. Нередко они смешиваются. Между тем, по мнению В.Н. Куликова, это разные явления –действие субъекта, направленное на физический объект, выглядит как оперирование этим объектом. Психологическое воздействие имеет иную направленность, не на физический объект, а на индивидуального или группового субъекта. психологическое воздействие выступает как «субъектно-субъектное» отношение. Психологическое воздействие включается в коллективную деятельность людей и представляет одну из форм связей и отношений между ними. При этом, с одной стороны, психологическое воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский), а с другой – от целей, задач и содержания психологического воздействия зависит деятельность людей. Любое воздействие одновременно является и самовоздействием. Убеждающее воздействие предполагает включение механизмов самоубеждения, внушающее воздействие, предполагает включение механизмов самовнушения и т.п.
54. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВОЗДЕЙСТВИЯ.Категория воздействия анализировалась и в рамках бихевиористского подхода, концентрировавшегося на влиянии внешних стимулов на поведенческие реакции. В рамках психодинамической традиции акценты смещались на бессознательную детерминированность поведения. В когнитивной традиции упор делался на процессы переработки информации и рациональную сторону процесса воздействия.
Подход с позиций теории коммуникации. Одной из первых и наиболее фундаментальных моделей является классическая модель Шеннона и Вейвера послужившая отправной точкой для многих ее последующих модификаций
Уровень А (технические проблемы): насколько точно могут быть переданы символы в коммуникации
Уровень В (семантические проблемы): насколько четко переданные символы передают желаемое значение.
Уровень С (проблемы эффективности): насколько эффективно полученные значения влияют на поведение заданным образом.
Наиболее простым является уровень технических проблем. Решение их связано, прежде всего, с возможностями преодоления конкретных технических ограничений продуктивности процесса коммуникации. Проблемы семантического уровня сложнее решить, т.к. возникает проблема семантического сопряжения различных культур и связанных с ними контекстов. Одно и то же понятие в разных культурах наделяется разной семантикой, что зачастую и приводит к проявлению выраженных шумовых искажающих эффектов, приводящих к неадекватности в интерпретации полученной информации, т.е. неадекватности реагирования на произведенное воздействие. К самому сложному уровню исследований относится проблема эффективности влияния коммуникации на поведение адресата воздействия, которая и составляет предмет социально-психологического анализа.
Применительно к исследованиям данного уровня наиболее пригодной и известной является модификация модели Шеннона и Вейвера, предложенная Дэвидом Берло и известная как SMCR модель по аббревиатуре основополагающих элементов коммуникации: S (source) – источник; M (message) – сообщение; C (channel) – канал; R (receiver) – получатель. Канал (C) – путь следования сообщения, включающий возможные искажающие влияния шумов. Источник (S) – кто или что кодирует сообщение. Код может быть вербальным, невербальным, визуальным, музыкальным или какой-либо другой модальности. Сообщение (M) – значения, передаваемые источником посредством кодов. Получатель (R) – тот, кто декодирует сообщение, пытаясь отсеять влияние шумов, и добавляет собственные интерпретации.
Коммуникативный подход к воздействию в его собственно социально-психологическом аспекте рассматривается в Модели коммуникации/воздействия как Матрицы ввода/вывода МакГайра.
Модель МакГайра рассматривает сообщения, направленные на изменения аттитюдов и действий и последовательные шаги поведенческих действий которые сообщение должно вызывать у объекта воздействия в случае актуализации воздействия. Факторы ввода представляют независимые переменные и воздействующие сообщения, которыми манипулируют при построении воздействующей коммуникации.