Периодизация русской литературы ХI-ХVI вв. Характеристика каждого из периодов
Возникновение русской литературы тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства. Подчиненная политическим задачам укрепления основ феодального строя, она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI-XVII вв. Древнерусская литература-это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию. По установившейся традиции в развитии древнерусской литры выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства:
I. Литра древнерусского государства XI - первой половины XIII вв. Литру этого периода часто именуют литрой Киевской Руси.
II. Литра периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII -первая половина XV вв.).
III. Литра периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI-XVII вв.).
Периодизация Лихачёва.
Первые дошедшие до нас памятники древнерусской письменности известны лишь со второй половины XI в.: Остромирово евангелие (1056-1057 гг.), <Изборник великого князя Святослава 1073 г.>, <Изборник 1076 г.>. Большинство произведений, создававшихся в XI-XII вв., сохранились лишь в поздних списках XIV-XVII вв. Однако интенсивное развитие письменности на Руси, очевидно, началось после официального принятия христианства в 988 г. Христианство – книжная культура. Служба идёт по книге. Тогда же возникла определенная система образования. Все это позволяет выделить конец X-первую половину XI в. в качестве первого, начального, периода формирования древнерусской литературы. Правда, о круге произведений этого периода, их тематике, идеях, жанрах и стилях можно говорить лишь гипотетически. Преобладающее место в литературе этого периода занимали, повидимому, книги религиозно-нравственного содержания: Евангелия, Апостол, Служебные Минеи, Синаксари. В этот период был осуществлен перевод греческих хроник, на основе которых был составлен <Хронограф по великому изложению>. Художественной вершиной данного периода и началом нового явилось <Слово о законе и благодати> Илариона. У русской литературы нет периода ученичества. Она трансплантировала с Византии около 100 жанров. И на основе византийских образцов сразу создаются произведения высокого уровня (цикл произведений о Борисе и Глебе, Слово о полку Игореве).
Второй период- середина 11 - первой половины XII в.в. - литература Киевской Руси. Это период расцвета оригинальной древнерусской литературы, представленной жанрами дидактического <слова> (Феодосий Печерский, Лука Жидята), жанровыми разновидностями оригинальных житий (<Сказание> и <Чтение> о Борисе и Глебе, <Житие Феодосия Печерского>, <Память и похвала князю Владимиру>), историческими сказаниями, повестями, преданиями, составившими основу летописи, которая в начале XII в. получает название <Повести временных лет>. Тогда же появляется первое <хождение> - путешествие игумена Даниила и такое самобытное произведение, как <Поучение> Владимира Мономаха. Переводная литература в этот период широко представлена философско-дидактическими и нравственно-дидактическими сборниками, патериками, историческими хрониками, апокрифическими произведениями. Центральной темой оригинальной литературы становится тема Русской земли, идея ее величия, целостности, суверенности. В этот период развиваются различные стили: эпический, документально-исторический, дидактический, эмоционально-экспрессивный, агиографический, которые подчас присутствуют в одном и том же произведении.
Третий период вторая половина XII - первая пол. 13 в.в. Это литература периода феодальной раздробленности, когда <лоскутная империя Рюриковичей> распалась на ряд
самостоятельных феодальных полугосударств. Развитие литературы приобретает областной характер. На основе литры Киевской Руси создаются местные литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево-Черниговская, Галицко-Волынская, Полоцко-Смоленская, Турово-Пинская, которые затем станут источником формирования литры трех братских славянских народов - русского, украинского и белорусского. В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, эпидейктического красноречия ("слова" Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Серапиона Владимирского), начинает складываться "Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери". Трудами Владимирского епископа Симона и монаха Поликарпа создается "Киево-Печерский патерик". Вершиной литры этого периода стало "Слово о полку Игореве", прочно связанное с уходящими традициями героического дружинного эпоса. Оригинальными яркими пр-ями являются "Слово" Даниила Заточника и "Слово о погибели Русской земли". Состав переводной литры пополняется творениями Ефрема и Исаака Сириных, Иоанна Дамаскина. Формируется четий сборник "Торжественник" и "Измарагд". В результате культурных связей с южными славянами появляются эсхатологическая повесть "Сказание о двенадцати снах царя Шахаиши" и утопическое "Сказание об Индии богатой".
Четвёртый период - вторая пол. 13 - 15 в.- литра периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного Русского государства, становления великорусской народности. Развитие литры в этот период протекает в таких ведущих культурных центрах, как возвышающаяся Москва, Новгород, Псков, Тверь. Осознание необходимости борьбы с иноземными поработителями привело к сплочению народных сил, и эта борьба идет рука об руку с политическим объединением Руси вокруг единого центра, которым становится Москва. Важной вехой в политической и культурной жизни Руси явилась победа, одержанная рус. народом на поле Куликовом в сентябре 1380 г. над полчищами Мамая. Она показала, что у Руси есть силы для решительной борьбы с поработителями, и эти силы способна сплотить и объединить централизованная власть великого князя московского. Литра и изобразительное искусство раскрывают нравственный идеал личности, способной преодолеть "рознь века сего" - главное зло, препятствующее сплочению всех сил для борьбы с ненавистными завоевателями. Епифаний Премудрый возрождает и поднимает на новую ступень художественного совершенства эмоционально-экспрессивный стиль, разрабатывавшийся литрой Киевской Руси. Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования. В историческое повествование шире начинают проникать занимательность, художественный вымысел. Появляются вымышленные сказания, принимаемые за исторические (повести о Вавилоне граде, "Повесть о мутьянском воеводе Дракуле", "Повесть об Иверской царице Динаре", "Повесть о Басарге"). В этих сказаниях усиливаются публицистические, политические тенденции, подчеркивающие значение Руси и ее центра Москвы - политической и культурной преемницы правящих мировых держав. В XV в. достигает своего расцвета новгородская литра, ярко отразившая острую борьбу классов внутри феодальной городской республики. Новгородское летописание и агиография с ее демократическими тенденциями сыграли важную роль в развитии древнерусской литры. Развитие стиля "идеализирующего биографизма" намечается в литре Твери. С демократической городской культурой связано "Хожение за три моря" Афанасия Никитина.
Пятый период развития древнерусской литры - вторая пол. 15 - 16. Это период литры централизованного Русского государства. В развитии литры он отмечен процессом слияния местных областных литератур в единую общерусскую литру, к-рая давала идеологическое обоснование централизованной власти государя. Острой внутриполитической борьбой за укрепление единодержавной власти великого князя, а затем государя всея Руси обусловлен небывалый доселе расцвет публицистики. Официальным стилем эпохи становится репрезентативный пышный велеречивый стиль макарьевской литературной школы. Полемическая публицистическая литра рождает более свободные, живые литературные формы, связанные с деловой письменностью, повседневным бытовым укладом. В литре этого времени отчетливо прослеживаются две тенденции: одна-соблюдение строгих правил и канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада; другая - нарушение этих правил, разрушение традиционных канонов. Последняя начинает проявляться не только в публицистике, но и в агиографии и историческом повествовании, подготавливая торжество новых начал.
Шестой период - XVII век. Характер литературного развития позволяет выделить в этом периоде два этапа: 1-й -от начала века до 60-х годов, 2-й -60-е годы -конец XVII, первая треть XVIII вв.
1-ый этап связан с развитием и трансформацией традиционных исторических и агиографических жанров древнерусской литры. Событиями первой Крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией был нанесен удар по религиозной идеологии, провиденциалистским воззрениям на ход исторических событий. В общественной, политической и культурной жизни страны усилилась роль посада -торгово-ремесленного населения. Появился новый демократический читатель. Отвечая на его запросы, литра расширяет сферу охвата действительности, изменяет ранее сложившуюся жанровую систему, начинает освобождаться от провенденциализма, символичности, этикетности - ведущих принципов художественного метода средневековой литры. Житие превращается в бытовое жизнеописание, демократизируется жанр исторической повести.
2-ой этап развития русской литры 2-ой половины XVII в. связан с церковной реформой Никона, с событиями исторического воссоединения Украины с Россией, после чего начался интенсивный процесс проникновения в древнерусскую литру литры западноевропейской. Историческая повесть, утрачивая связи с конкретными фактами, становится занимательным повествованием. Житие становится не только бытовым жизнеописанием, но и автобиографией - исповедью горячего мятежного сердца.
Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии: церковная служба пародируется в службе кабаку, житие святого - в житии пьяницы, челобитная и "судное дело" в "Калязинской челобитной" и "Повести о Ерше Ершовиче". Широкой волной в литру устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные пр-я. Самосознание личности находит отражение в новом жанре - бытовой повести, в которой появляется новый герой - купеческий сын, захудалый безродный дворянин. Изменяется характер переводной литры.
17 век - это условная дата окончания древнерусской литературы. Средневековая литература не исчезла. Исчезли некоторые жанры - летопись трансформировалась в историческую науку (Карамзин - последний летописец, первый историк). Др. рус. Лит сущ-ет до сих пор, верхней границы нет. Система жанров др.рус.лит бытует сейчас в старообрядческой среде )оценка событий с христ. Точки зрения).
Литература:
- Кусков В.В. История древнерусской литературы.5-7-е изд. / Под ред. Д.С. Лихачева. - М., 1989; 2002.
- Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы ХI – ХVII веков. (Архетипы русской культуры.) Учеб. пособие. Красноярск, 2006.