Результаты апробации методики. Примеры анализа
Дети с нормальным психическим развитием
Исследование показало, дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицировали себя с младенцем и не принимали дальнейшей инструкции. Однако уже к 4 годам почти все дети оказались способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола. Приблизительно 80% обследованных детей этого возраста смогли идентифицировать свой прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве «образа будущего» дети выбирали разные картинки: от картинки с изображением школьника (72%) до картинки мужчины (женщины), комментируя это так: «потом я буду большой, потом я буду мама (папа), потом я буду, как Таня (старшая сестра)». Типичной для детей этого возраста была следующая половозрастная последовательность:
Часть исследования, посвященная определению привлекательного и непривлекательного образов, оказалась трудной для понимания детьми этого возраста. Суммируя наши впечатления, можно заключить, что вопрос «каким бы ты хотел быть?» вызывал недоумение, и в целом дети были довольны своей половозрастной ролью.
Начиная с 5 лет дети уже не делали ошибок при идентификации своего настоящего половозрастного статуса. Все обследованные дети этого возраста смогли правильно построить последовательность идентификации: младенец – дошкольник – школьник. Около половины из них продолжили построение последовательности и идентифицировали себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних «папа» и «мама». Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность:
а 20% детей этого возраста – более укороченную последовательность:
В качестве привлекательного образа эти дети чаще всего указывали образы юности, при этом часто конфузились и смеялись. Часть детей, около 30%, в качестве привлекательного образа указывали образы школьников. Непривлекательными образами дети считали образы старости.
Практически все дети в возрасте 6–7 лет правильно устанавливали последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но многие испытывали затруднение в идентификации себя с образом «старость». Поэтому – только половина из них идентифицировала себя с этим образом. В зависимости от того, посещали они школу или нет, построенные ими последовательности имели вид:
Самым привлекательным образом для детей этой возрастной группы оказался образ школьника (90%), а непривлекательными – образы старости и младенца, причем образ старости указывался первым, но когда детей спрашивали: «А каким бы еще ты не хотел быть?», – многие указывали на «младенца».
Все дети 8 лет оказались способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок.
Они уже идентифицировали себя с будущим образом старости, хотя и считали его самым непривлекательным. Образ «младенца» также оказался для многих непривлекательным. Для 70% детей самым привлекательным был образ юности, а для остальных – образ настоящего, т.е. «школьника».
Дети 9 лет и старше при выполнении данного задания сохранили те же тенденции: они составляли полную идентификационную последовательность, адекватно идентифицировали себя по полу и возрасту, в качестве привлекательного образа выбирали образ будущего (чаще всего следующую возрастную роль), а в качестве непривлекательного – образ старости, на втором месте – образ младенца.
Общей характерной чертой для всех детских возрастов являлась важная, на наш взгляд, тенденция выбирать в качестве привлекательного образ следующей возрастной роли. Эта особенность отражает зачастую неосознанное стремление ребенка к росту и развитию, готовность к принятию новой возрастной и социальной роли.
Дети с отклонениями в психическом развитии
Исследование возможностей половозрастной идентификации у детей с различными отклонениями в развитии показало существенные различия в особенностях идентификации по сравнению с данными, полученными нами при исследовании детей с нормальным ходом психического развития.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) 6–7 лет способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен ребенок соответствующего пола и возраста. Однако, если у ребенка с ЗПР не складываются отношения в школе или он испытывает значительные трудности в учебе, он не идентифицирует себя с образом школьника. В этом случае он чаще всего идентифицирует себя с образом дошкольника, так как, по всей видимости, этот образ сохраняет для ребенка свои привлекательные черты. Причем эта особенность наблюдалась нами даже у детей 9–10 лет с ЗПР.
В качестве примера можно привести девочку с задержкой психического развития, неуверенную в себе, плохо адаптированную к школе. После полугода обучения в английской спецшколе она отказалась ее посещать. При исследовании половозрастной идентификации девочка идентифицировала себя с образом дошкольницы, а при выборе привлекательного образа (какой бы ты хотела быть), сказала: «Хочу, чтобы мне было 0 лет», – и показала на картинку с изображением младенца. Ее мама подтвердила, что дочка неоднократно высказывала желание быть маленькой, лежать в коляске, играть, чтобы от нее ничего нельзя было потребовать, хотя на момент обследования ей было 8 лет. В других, менее резко выраженных ситуациях можно увидеть две основные особенности. Дети с задержкой развития обнаруживают возможности к идентификации, характерные для детей более младшего возраста: строят часть последовательности, позже начинают идентифицировать себя с образом «старость», путают местами некоторые картинки или составляют последовательность, включая в нее картинку из другого набора (кладут 2 картинки с изображением младенца). Если дети учатся в школе и им сопутствует неудача, то они не идентифицирует себя с образом школьника, а если и идентифицируют, то в качестве привлекательного указывают образ дошкольника (страх перед будущим) или реже образ юности.
Консультируя детей с задержкой психического развития и занимаясь с ними коррекционной работой, мы обратили внимание на то, что если ситуация в школе у ребенка каким-то образом налаживается, то идентификация изменяется, становится адекватной как возрастной, так и социальной роли.
Апробация методики на умственно отсталых детях показала следующие результаты.
Умственно отсталые дошкольники 5–6 лет не могут идентифицировать свой образ с образом на картинке. Один шестилетний мальчик, посмотрев на картинки, сказал: «Тут меня нет». По всей видимости он был способен идентифицировать себя только со своим фотографическим изображением.
Умственно отсталые дети 7 лет в большинстве случаев идентифицируют себя с образом дошкольника, часто фиксируясь на деталях: «У меня тоже есть такая машинка», «А у меня тоже есть кукла».
Построение последовательности идентификации редко бывает полным и осознанным. Они могут перепутать картинки юности и зрелости или не включить какую-то картинку, как правило, не включают в последовательность картинки с образами старости.
В качестве привлекательного образа у них нередко (примерно в 30% случаев) выступает образ настоящего, но часто и образы будущего: школьника или юноши. Девочек чаще привлекает образ девушки в нарядном платье с букетом, а мальчиков – образ юноши (около 40%). Для остальных привлекательным является образ школьника.
Умственно отсталые дети 7–8 лет затрудняются в определении самого непривлекательного образа; создается впечатление, что им трудно понимание смысла самого вопроса. Воображение этих детей мало развито и им трудно представить, какими им не хотелось бы быть.
Для умственно отсталых детей более старшего возраста характерны те же тенденции, что и для детей с более легким интеллектуальным дефектом. Раньше или позже они начинают составлять полную последовательность идентификации, хотя и в подростковом возрасте мы встречали случаи непонимания возможности идентификации с образом «старость». В то же время при определенных проблемах в школе умственно отсталые дети перестают идентифицировать себя с образом школьника или считают его непривлекательным.
Дети с проблемами в развитии
Как известно, часто и у детей с нормальным умственным развитием и даже с опережающим развитием возникают невротические реакции, связанные со школьными проблемами. Конфликты с одноклассниками и учителями могут привести к серьезным переживаниям, вплоть до отказа посещать школу. Нами был исследован мальчик 11 лет, успевающий, который обучался на дому, так как категорически отказывался посещать школу. Учитель математики, который с ним занимался, отмечал высокий уровень способностей по своему предмету. Наш обследуемый не идентифицировал себя ни с одним образом последовательности. Вместо этого он составил почти полную последовательность идентификации, выбросив из нее лишь образ школьника, и прокомментировав это словами: «надеюсь, таким я не буду никогда». В последующей беседе мальчик сказал, что самым непривлекательным образом для него является образ школьника, а с остальными образами идентификации он согласен.
Другой пример, показывающий иную тенденцию. Девочка 7 лет была задержана родителями с началом школьного обучения из-за соматического заболевания и находилась дома. Она сильно переживала ситуацию, так как все ее подруги пошли учиться в школу, а она, будучи к тому же высокого роста, должна была сидеть дома. При составлении последовательности идентификации девочка идентифицировала себя с образом школьницы («Я хотя и не учусь в школе, но могла бы»), а в качестве самого непривлекательного образа выбрала образ дошкольника.
Дети, у которых обнаруживались некоторые семейные проблемы, иногда также имели нарушения половозрастной идентификации в прошлом или будущем. Так, девочка-подросток, переживающая рождение в семье второго ребенка и присутствие отчима, идентифицировала себя адекватно в настоящем, но отбросила картинки с изображением младенца и дошкольника, мотивируя это так: «У них (у матери с отчимом) я никогда не была маленькой».
Мальчик 10 лет в качестве самого непривлекательного образа выбрал образ мужчины (папы), так как «папы часто бьют детей».
Необычная картина половозрастной идентификации была обнаружена при обследовании детей с двигательными нарушениями (ДЦП), посещающими специальный детский сад. Так, мальчик 7 лет, не являющийся по мнению психоневролога умственно отсталым, идентифицировал себя с девочкой-дошкольницей и построил смешанную последовательность идентификации (перемешав мужской и женский варианты развития). Девочка 8 лет, идентифицировав себя с девочкой-дошкольницей, составила последовательность так, что «она будет папой, потому что не хочет быть мамой», а самым непривлекательным образом назвала образ «мамы». Такого рода «девиации» половозрастной идентификации, отражающие своеобразие психического развития и микросоциальных условий, показали все дети данной группы.
Методика показала свою эффективность и при обследовании подростков, воспитывающихся в детском доме и имеющих трудности в поведении. Например, девочка 11 лет с ранним половым созреванием идентифицировала себя с более старшим возрастом, а в качестве самого привлекательного образа выбрала картинку с изображением мужчины, по-своему поняв предложенную инструкцию. Другая девочка-подросток 13 лет с инфантильными чертами характера идентифицировала себя со школьницей, а в качестве привлекательного образа назвала образ дошкольницы, прокомментировав: «Как хорошо быть маленькой». Несколько мальчиков-подростков в качестве привлекательного образа выбрали картинку с изображением школьника, обнаруживая страх перед будущим, когда они должны будут покинуть детский дом и выйти в самостоятельную жизнь.
Мы представили здесь лишь некоторые результаты апробации предлагаемой методики. По-видимому, она может найти и более широкое применение. Отдельные наши наблюдения показывают, что методика может быть использована и для работы с другими видами нарушений детского развития, например, при обследовании детей с нарушением слуха и речи.
Коррекционная работа по формированию половозрастной идентификации
Стимульный материал методики «половозрастная идентификация» и идеи, заложенные в процедуру обследования, позволяют использовать данную методику в качестве коррекционной. Ниже изложены результаты таких опытов, относящиеся главным образом к работе с детьми, у которых была диагностирована задержка психического развития (ЗПР).
Если представления о смене своих возрастных ролей у детей с ЗПР к школьному возрасту в какой-то степени формируются, то представления о прошлых и будущих возрастных ролях родителей, бабушек и дедушек складываются с большими трудностями.
За всем этим лежит глубокий морально-нравственный аспект, без которого трудно представить полноценное развитие ребенка. Кроме того, для подлинного осознания половозрастной идентификации необходимо, чтобы ребенок понял, что закон роста и развития применим ко всем людям, и сделал соответствующее обобщение. Он должен осознать, что и его родители, и его педагоги были маленькими и испытывали определенные трудности этого периода. Неслучайно дети так интересуются детством родителей, а факт, что бабушка тоже была когда-то маленькой девочкой повергает их в крайнее изумление.
Для коррекции и развития понятия смены половозрастных ролей можно предложить следующий метод. Он сочетает в себе беседу, работу с методикой и работу с семейными альбомами. Желательно, чтобы в этой работе участвовали и члены семьи каждого ребенка.
Цикл бесед, которые мы рекомендуем проводить с детьми, начинается с темы: «Как я был маленьким». Дети обычно с удовольствием припоминают эпизоды из своего более раннего детства, этим они эмоционально активизируют свою память, иногда смеются над собой, с интересом слушают других. Мы советуем и педагогам рассказывать эпизоды из своего детства, этим самым они добьются доверительного отношения детей к себе и продемонстрируют единство и общность детей и взрослых.
Важно, что и взрослые, вспоминая эпизоды своего детства, меняются в глазах ребенка. Детям бывает интересно и полезно понаблюдать, как их строгая учительница смеется над своими детскими страхами и переживаниями или делится своей детской мечтой.
Мы рекомендуем и родителям почаще рассказывать детям о своем детстве, но не с назидательной целью, а с целью объяснения ребенку временности детских проблем и демонстрации понимания и готовности прийти на помощь. Если ребенок узнает, что его родители и учителя испытывали нечто подобное в своем детстве, он будет гораздо доверчивее и откровеннее и будет меньше бояться порицаний.
К сожалению, классические семейные альбомы ушли в прошлое, но, тем не – менее, в каждой семье найдется немало фотографий, изображающих членов семьи в разные возрастные периоды. Интересно и полезно показать детям детство мамы, папы, бабушки и дедушки, дав необходимые пояснения. Важно показать фотографии, на которых члены семьи изображены в том же возрасте, что и ребенок. Если есть несколько фотографий, то желательно установить их возрастную последовательность. Можно сравнить фотографии мамы, папы, бабушки и ребенка в одном и том же возрасте, соотнести их с образами последовательности, предлагаемой в нашей методике, или построить другие аналогии.
Вторая часть работы относится к настоящему в жизни ребенка.
Темы для бесед: «Что мне нравится в школе?» и соответственно «Что не нравится?», «Что меня веселит?», «Что меня огорчает и чего я боюсь?» С некоторыми детьми лучше беседовать индивидуально, хорошо, если эти беседы проводит психолог. Некоторые дети с удовольствием принимают участие в общей беседе. Если беседа не получается, можно провести ее на основе семейных фотографий, задавая ребенку разные вопросы.
В беседах с детьми любого возраста необходимо подчеркнуть важность и ценность данного возрастного периода. Отметить не только связанные с ним трудности, но и его необходимость. В семейных альбомах надо найти фотографии, относящиеся к школьному возрасту разных членов семьи. Допустимо обсудить с детьми все проблемы их настоящего и показать перспективу будущего, когда многое может быть преодолено и решено.
Третья часть работы состоит в обсуждении планов детей на будущее, их желаний, их надежд. Темы для бесед: «Каким бы я хотел быть?», «Что я буду делать, когда вырасту?», «Кто из взрослых мне больше всего нравится». Эти беседы развивают воображение, способствуют осознанию желаний и потребностей. Одновременно учителя и родители могут многое узнать о детях. Учителя и родители могут поделиться с детьми своими детскими мечтами и планами на будущее.
Формирование половозрастной идентификации имеет значение и для возникновения личностной готовности к позиции ученика, школьника. Учителя и родители в своих беседах, как правило, подчеркивают всю значимость для них роста и взросления детей, строят планы на ближайшее и дальнейшее будущее. Полезно, если одновременно дети получают информацию о детстве своих родителей, о их учебе в школе, о их работе, что дает возможность ребенку понять и обобщить тот процесс роста и развития, который происходит и с ним. Осознание значимости позиции школьника и принятие половозрастной роли ученика помогут создать мотивацию учения.
В результате всего этого у ребенка не только формируется осознание своей возрастной роли, вырабатывается понимание процесса роста и развития других людей, но и возникают аналогии, улучшается ориентировка во времени и пространстве, возникает чувство ответственности.
Ребенок осознает себя человеком среди других людей, с большим уважением и пониманием начинает относиться к старшим.
Обобщая опыт коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, мы предположили, что он может представлять интерес и для работы с детьми других категорий.
Таким образом, методика «Половозрастная идентификация» рекомендуется как для диагностической, так и для коррекционной работы, и может применяться для детей и подростков с различными отклонениями в психическом развитии.
Бланк протокола
Дата обследования «_
Ф.И.О. ребенка
Возраст лет Пол м/ж
Социальный статус: (подчеркнуть) дошкольник (дома) дошкольник (д/с)
Школьник класса
I – ПОСТРОЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
1-й выбор (идентификация)
2-й выбор (кем был раньше)
3-й и последующие выборы (кем будешь потом)
Итоговая последовательность:
1 2 3 4 5 6
младенец дошкольник школьник юноша мужчина старик
младенец дошкольница школьница девушка женщина старуха
Объяснения ребенка:
Комментарий:
II – ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Привлекательный образ Непривлекательный образ
Выборы:
Объяснения ребенка:
Комментарий:
Полоролевой опросник (С.С. Бем)
Назначение теста
Диагностика маскулинности – фемининности испытуемых.
Инструкция. «Ответьте на каждое утверждение «да» (+) или «нет» (-), оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств».
1. Верящий в себя. | 31. Быстрый в принятии решений. |
2. Умеющий уступать. | 32. Сострадающий. |
3. Способный помочь, | 33. Искренний. |
4. Склонный защищать свои взгляды. | 34. Полагающийся только на себя (самодостаточный), |
5. Жизнерадостный. | 35. Способный утешать. |
6. Угрюмый. | 36. Тщеславный. |
7 Независимый. | 37. Властный. |
8. Застенчивый. | 38. Имеющий тихий голос. |
9. Совестливый. | 39. Привлекательный. |
10. Атлетический. | 40. Мужественный. |
11. Нежный. | 41. Теплый, сердечный. |
12. Театральный. | 42. Торжественный, важный. |
13. Напористый. | 43. Имеющий собственную позицию. |
14. Падкий на лесть. | 44. Мягкий. |
15. Удачливый. | 45. Умеющий дружить. |
16.Сильная личность. | 46. Агрессивный. |
17. Преданный. | 47. Доверчивый. |
18.Непредсказуемый. | 48. Малорезультативный. |
19. Сильный. | 49. Склонный вести за собой. |
20. Женственный. | 50. Инфантильный. |
21. Надежный. | 51. Адаптивный, приспособляющийся. |
22. Аналитический. | 52. Индивидуалист. |
23. Умеющий чувствовать. | 53. Не любящий ругательств. |
24. Ревнивый. | 54. Несистематичный. |
25.Способный к лидерству. | 55. Имеющий дух соревнования. |
26. Заботящийся о людях. | 56. Любящий детей. |
27. Прямой, правдивый. | 57. Тактичный |
28. Склонный к риску. | 58. Амбициозный, честолюбивый. |
29. Понимающий других. | 59. Спокойный. |
30. Скрытный. | 60. Традиционный, подверженный условностям. |
Бланк ответов
№ | ответ | № | ответ | Ш | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ |
ЬВ | |||||||||||
Ключ к опроснику
Маскулинность (ответ «да») | 1,4, 7, 10, 13,16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43,46, 49, 52,55,58 |
Фемининность (ответ «да») | 2,5,8,11, 14, 17,20,23,26,29,32,35,36,41,44,47, 50,53,56,59 |
Обработка результатов.
За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами:
Основной индекс IS определяется как IS = (F – М) * 2,322,
Интерпретация.
Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1 (IS < -1), то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 (IS > 1) – о фемининности.
При этом в случае, когда IS < -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если IS > +2,025 – о ярко выраженной фемининности.
На основании полученных данных выделяют четыре полоролевых типа:
· маскулинный – высокие показатели маскулинности и низкие – фемининности;
· фемининный – высокие показатели фемининности и низкие – маскулинности;
· андрогинный – высокие показатели как маскулинности, так и фемининности;
· недифференцированный – низкие показатели и маскулинности, и фемининности.