Результаты апробации методики. Примеры анализа

Дети с нормальным психическим развитием

Исследование показало, дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицировали себя с младенцем и не принимали дальнейшей инструкции. Однако уже к 4 годам почти все дети оказались способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола. Приблизительно 80% обследованных детей этого возраста смогли идентифицировать свой прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве «образа будущего» дети выбирали разные картинки: от картинки с изображением школьника (72%) до картинки мужчины (женщины), комментируя это так: «потом я буду большой, потом я буду мама (папа), потом я буду, как Таня (старшая сестра)». Типичной для детей этого возраста была следующая половозрастная последовательность:

Часть исследования, посвященная определению привлекательного и непривлекательного образов, оказалась трудной для понимания детьми этого возраста. Суммируя наши впечатления, можно заключить, что вопрос «каким бы ты хотел быть?» вызывал недоумение, и в целом дети были довольны своей половозрастной ролью.

Начиная с 5 лет дети уже не делали ошибок при идентификации своего настоящего половозрастного статуса. Все обследованные дети этого возраста смогли правильно построить последовательность идентификации: младенец – дошкольник – школьник. Около половины из них продолжили построение последовательности и идентифицировали себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних «папа» и «мама». Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность:

а 20% детей этого возраста – более укороченную последовательность:

В качестве привлекательного образа эти дети чаще всего указывали образы юности, при этом часто конфузились и смеялись. Часть детей, около 30%, в качестве привлекательного образа указывали образы школьников. Непривлекательными образами дети считали образы старости.

Практически все дети в возрасте 6–7 лет правильно устанавливали последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но многие испытывали затруднение в идентификации себя с образом «старость». Поэтому – только половина из них идентифицировала себя с этим образом. В зависимости от того, посещали они школу или нет, построенные ими последовательности имели вид:

Самым привлекательным образом для детей этой возрастной группы оказался образ школьника (90%), а непривлекательными – образы старости и младенца, причем образ старости указывался первым, но когда детей спрашивали: «А каким бы еще ты не хотел быть?», – многие указывали на «младенца».

Все дети 8 лет оказались способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок.

Они уже идентифицировали себя с будущим образом старости, хотя и считали его самым непривлекательным. Образ «младенца» также оказался для многих непривлекательным. Для 70% детей самым привлекательным был образ юности, а для остальных – образ настоящего, т.е. «школьника».

Дети 9 лет и старше при выполнении данного задания сохранили те же тенденции: они составляли полную идентификационную последовательность, адекватно идентифицировали себя по полу и возрасту, в качестве привлекательного образа выбирали образ будущего (чаще всего следующую возрастную роль), а в качестве непривлекательного – образ старости, на втором месте – образ младенца.

Общей характерной чертой для всех детских возрастов являлась важная, на наш взгляд, тенденция выбирать в качестве привлекательного образ следующей возрастной роли. Эта особенность отражает зачастую неосознанное стремление ребенка к росту и развитию, готовность к принятию новой возрастной и социальной роли.

Дети с отклонениями в психическом развитии

Исследование возможностей половозрастной идентификации у детей с различными отклонениями в развитии показало существенные различия в особенностях идентификации по сравнению с данными, полученными нами при исследовании детей с нормальным ходом психического развития.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) 6–7 лет способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен ребенок соответствующего пола и возраста. Однако, если у ребенка с ЗПР не складываются отношения в школе или он испытывает значительные трудности в учебе, он не идентифицирует себя с образом школьника. В этом случае он чаще всего идентифицирует себя с образом дошкольника, так как, по всей видимости, этот образ сохраняет для ребенка свои привлекательные черты. Причем эта особенность наблюдалась нами даже у детей 9–10 лет с ЗПР.

В качестве примера можно привести девочку с задержкой психического развития, неуверенную в себе, плохо адаптированную к школе. После полугода обучения в английской спецшколе она отказалась ее посещать. При исследовании половозрастной идентификации девочка идентифицировала себя с образом дошкольницы, а при выборе привлекательного образа (какой бы ты хотела быть), сказала: «Хочу, чтобы мне было 0 лет», – и показала на картинку с изображением младенца. Ее мама подтвердила, что дочка неоднократно высказывала желание быть маленькой, лежать в коляске, играть, чтобы от нее ничего нельзя было потребовать, хотя на момент обследования ей было 8 лет. В других, менее резко выраженных ситуациях можно увидеть две основные особенности. Дети с задержкой развития обнаруживают возможности к идентификации, характерные для детей более младшего возраста: строят часть последовательности, позже начинают идентифицировать себя с образом «старость», путают местами некоторые картинки или составляют последовательность, включая в нее картинку из другого набора (кладут 2 картинки с изображением младенца). Если дети учатся в школе и им сопутствует неудача, то они не идентифицирует себя с образом школьника, а если и идентифицируют, то в качестве привлекательного указывают образ дошкольника (страх перед будущим) или реже образ юности.

Консультируя детей с задержкой психического развития и занимаясь с ними коррекционной работой, мы обратили внимание на то, что если ситуация в школе у ребенка каким-то образом налаживается, то идентификация изменяется, становится адекватной как возрастной, так и социальной роли.

Апробация методики на умственно отсталых детях показала следующие результаты.

Умственно отсталые дошкольники 5–6 лет не могут идентифицировать свой образ с образом на картинке. Один шестилетний мальчик, посмотрев на картинки, сказал: «Тут меня нет». По всей видимости он был способен идентифицировать себя только со своим фотографическим изображением.

Умственно отсталые дети 7 лет в большинстве случаев идентифицируют себя с образом дошкольника, часто фиксируясь на деталях: «У меня тоже есть такая машинка», «А у меня тоже есть кукла».

Построение последовательности идентификации редко бывает полным и осознанным. Они могут перепутать картинки юности и зрелости или не включить какую-то картинку, как правило, не включают в последовательность картинки с образами старости.

В качестве привлекательного образа у них нередко (примерно в 30% случаев) выступает образ настоящего, но часто и образы будущего: школьника или юноши. Девочек чаще привлекает образ девушки в нарядном платье с букетом, а мальчиков – образ юноши (около 40%). Для остальных привлекательным является образ школьника.

Умственно отсталые дети 7–8 лет затрудняются в определении самого непривлекательного образа; создается впечатление, что им трудно понимание смысла самого вопроса. Воображение этих детей мало развито и им трудно представить, какими им не хотелось бы быть.

Для умственно отсталых детей более старшего возраста характерны те же тенденции, что и для детей с более легким интеллектуальным дефектом. Раньше или позже они начинают составлять полную последовательность идентификации, хотя и в подростковом возрасте мы встречали случаи непонимания возможности идентификации с образом «старость». В то же время при определенных проблемах в школе умственно отсталые дети перестают идентифицировать себя с образом школьника или считают его непривлекательным.

Дети с проблемами в развитии

Как известно, часто и у детей с нормальным умственным развитием и даже с опережающим развитием возникают невротические реакции, связанные со школьными проблемами. Конфликты с одноклассниками и учителями могут привести к серьезным переживаниям, вплоть до отказа посещать школу. Нами был исследован мальчик 11 лет, успевающий, который обучался на дому, так как категорически отказывался посещать школу. Учитель математики, который с ним занимался, отмечал высокий уровень способностей по своему предмету. Наш обследуемый не идентифицировал себя ни с одним образом последовательности. Вместо этого он составил почти полную последовательность идентификации, выбросив из нее лишь образ школьника, и прокомментировав это словами: «надеюсь, таким я не буду никогда». В последующей беседе мальчик сказал, что самым непривлекательным образом для него является образ школьника, а с остальными образами идентификации он согласен.

Другой пример, показывающий иную тенденцию. Девочка 7 лет была задержана родителями с началом школьного обучения из-за соматического заболевания и находилась дома. Она сильно переживала ситуацию, так как все ее подруги пошли учиться в школу, а она, будучи к тому же высокого роста, должна была сидеть дома. При составлении последовательности идентификации девочка идентифицировала себя с образом школьницы («Я хотя и не учусь в школе, но могла бы»), а в качестве самого непривлекательного образа выбрала образ дошкольника.

Дети, у которых обнаруживались некоторые семейные проблемы, иногда также имели нарушения половозрастной идентификации в прошлом или будущем. Так, девочка-подросток, переживающая рождение в семье второго ребенка и присутствие отчима, идентифицировала себя адекватно в настоящем, но отбросила картинки с изображением младенца и дошкольника, мотивируя это так: «У них (у матери с отчимом) я никогда не была маленькой».

Мальчик 10 лет в качестве самого непривлекательного образа выбрал образ мужчины (папы), так как «папы часто бьют детей».

Необычная картина половозрастной идентификации была обнаружена при обследовании детей с двигательными нарушениями (ДЦП), посещающими специальный детский сад. Так, мальчик 7 лет, не являющийся по мнению психоневролога умственно отсталым, идентифицировал себя с девочкой-дошкольницей и построил смешанную последовательность идентификации (перемешав мужской и женский варианты развития). Девочка 8 лет, идентифицировав себя с девочкой-дошкольницей, составила последовательность так, что «она будет папой, потому что не хочет быть мамой», а самым непривлекательным образом назвала образ «мамы». Такого рода «девиации» половозрастной идентификации, отражающие своеобразие психического развития и микросоциальных условий, показали все дети данной группы.

Методика показала свою эффективность и при обследовании подростков, воспитывающихся в детском доме и имеющих трудности в поведении. Например, девочка 11 лет с ранним половым созреванием идентифицировала себя с более старшим возрастом, а в качестве самого привлекательного образа выбрала картинку с изображением мужчины, по-своему поняв предложенную инструкцию. Другая девочка-подросток 13 лет с инфантильными чертами характера идентифицировала себя со школьницей, а в качестве привлекательного образа назвала образ дошкольницы, прокомментировав: «Как хорошо быть маленькой». Несколько мальчиков-подростков в качестве привлекательного образа выбрали картинку с изображением школьника, обнаруживая страх перед будущим, когда они должны будут покинуть детский дом и выйти в самостоятельную жизнь.

Мы представили здесь лишь некоторые результаты апробации предлагаемой методики. По-видимому, она может найти и более широкое применение. Отдельные наши наблюдения показывают, что методика может быть использована и для работы с другими видами нарушений детского развития, например, при обследовании детей с нарушением слуха и речи.

Коррекционная работа по формированию половозрастной идентификации

Стимульный материал методики «половозрастная идентификация» и идеи, заложенные в процедуру обследования, позволяют использовать данную методику в качестве коррекционной. Ниже изложены результаты таких опытов, относящиеся главным образом к работе с детьми, у которых была диагностирована задержка психического развития (ЗПР).

Если представления о смене своих возрастных ролей у детей с ЗПР к школьному возрасту в какой-то степени формируются, то представления о прошлых и будущих возрастных ролях родителей, бабушек и дедушек складываются с большими трудностями.

За всем этим лежит глубокий морально-нравственный аспект, без которого трудно представить полноценное развитие ребенка. Кроме того, для подлинного осознания половозрастной идентификации необходимо, чтобы ребенок понял, что закон роста и развития применим ко всем людям, и сделал соответствующее обобщение. Он должен осознать, что и его родители, и его педагоги были маленькими и испытывали определенные трудности этого периода. Неслучайно дети так интересуются детством родителей, а факт, что бабушка тоже была когда-то маленькой девочкой повергает их в крайнее изумление.

Для коррекции и развития понятия смены половозрастных ролей можно предложить следующий метод. Он сочетает в себе беседу, работу с методикой и работу с семейными альбомами. Желательно, чтобы в этой работе участвовали и члены семьи каждого ребенка.

Цикл бесед, которые мы рекомендуем проводить с детьми, начинается с темы: «Как я был маленьким». Дети обычно с удовольствием припоминают эпизоды из своего более раннего детства, этим они эмоционально активизируют свою память, иногда смеются над собой, с интересом слушают других. Мы советуем и педагогам рассказывать эпизоды из своего детства, этим самым они добьются доверительного отношения детей к себе и продемонстрируют единство и общность детей и взрослых.

Важно, что и взрослые, вспоминая эпизоды своего детства, меняются в глазах ребенка. Детям бывает интересно и полезно понаблюдать, как их строгая учительница смеется над своими детскими страхами и переживаниями или делится своей детской мечтой.

Мы рекомендуем и родителям почаще рассказывать детям о своем детстве, но не с назидательной целью, а с целью объяснения ребенку временности детских проблем и демонстрации понимания и готовности прийти на помощь. Если ребенок узнает, что его родители и учителя испытывали нечто подобное в своем детстве, он будет гораздо доверчивее и откровеннее и будет меньше бояться порицаний.

К сожалению, классические семейные альбомы ушли в прошлое, но, тем не – менее, в каждой семье найдется немало фотографий, изображающих членов семьи в разные возрастные периоды. Интересно и полезно показать детям детство мамы, папы, бабушки и дедушки, дав необходимые пояснения. Важно показать фотографии, на которых члены семьи изображены в том же возрасте, что и ребенок. Если есть несколько фотографий, то желательно установить их возрастную последовательность. Можно сравнить фотографии мамы, папы, бабушки и ребенка в одном и том же возрасте, соотнести их с образами последовательности, предлагаемой в нашей методике, или построить другие аналогии.

Вторая часть работы относится к настоящему в жизни ребенка.

Темы для бесед: «Что мне нравится в школе?» и соответственно «Что не нравится?», «Что меня веселит?», «Что меня огорчает и чего я боюсь?» С некоторыми детьми лучше беседовать индивидуально, хорошо, если эти беседы проводит психолог. Некоторые дети с удовольствием принимают участие в общей беседе. Если беседа не получается, можно провести ее на основе семейных фотографий, задавая ребенку разные вопросы.

В беседах с детьми любого возраста необходимо подчеркнуть важность и ценность данного возрастного периода. Отметить не только связанные с ним трудности, но и его необходимость. В семейных альбомах надо найти фотографии, относящиеся к школьному возрасту разных членов семьи. Допустимо обсудить с детьми все проблемы их настоящего и показать перспективу будущего, когда многое может быть преодолено и решено.

Третья часть работы состоит в обсуждении планов детей на будущее, их желаний, их надежд. Темы для бесед: «Каким бы я хотел быть?», «Что я буду делать, когда вырасту?», «Кто из взрослых мне больше всего нравится». Эти беседы развивают воображение, способствуют осознанию желаний и потребностей. Одновременно учителя и родители могут многое узнать о детях. Учителя и родители могут поделиться с детьми своими детскими мечтами и планами на будущее.

Формирование половозрастной идентификации имеет значение и для возникновения личностной готовности к позиции ученика, школьника. Учителя и родители в своих беседах, как правило, подчеркивают всю значимость для них роста и взросления детей, строят планы на ближайшее и дальнейшее будущее. Полезно, если одновременно дети получают информацию о детстве своих родителей, о их учебе в школе, о их работе, что дает возможность ребенку понять и обобщить тот процесс роста и развития, который происходит и с ним. Осознание значимости позиции школьника и принятие половозрастной роли ученика помогут создать мотивацию учения.

В результате всего этого у ребенка не только формируется осознание своей возрастной роли, вырабатывается понимание процесса роста и развития других людей, но и возникают аналогии, улучшается ориентировка во времени и пространстве, возникает чувство ответственности.

Ребенок осознает себя человеком среди других людей, с большим уважением и пониманием начинает относиться к старшим.

Обобщая опыт коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, мы предположили, что он может представлять интерес и для работы с детьми других категорий.

Таким образом, методика «Половозрастная идентификация» рекомендуется как для диагностической, так и для коррекционной работы, и может применяться для детей и подростков с различными отклонениями в психическом развитии.

Бланк протокола

Дата обследования «_

Ф.И.О. ребенка

Возраст лет Пол м/ж

Социальный статус: (подчеркнуть) дошкольник (дома) дошкольник (д/с)

Школьник класса

I – ПОСТРОЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

1-й выбор (идентификация)

2-й выбор (кем был раньше)

3-й и последующие выборы (кем будешь потом)

Итоговая последовательность:

1 2 3 4 5 6

младенец дошкольник школьник юноша мужчина старик

младенец дошкольница школьница девушка женщина старуха

Объяснения ребенка:

Комментарий:

II – ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Привлекательный образ Непривлекательный образ

Выборы:

Объяснения ребенка:

Комментарий:

Полоролевой опросник (С.С. Бем)

Назначение теста

Диагностика маскулинности – фемининности испытуемых.

Инструкция. «Ответьте на каждое утверждение «да» (+) или «нет» (-), оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств».

1. Верящий в себя. 31. Быстрый в принятии решений.
2. Умеющий уступать. 32. Сострадающий.
3. Способный помочь, 33. Искренний.
4. Склонный защищать свои взгляды. 34. Полагающийся только на себя (самодостаточный),
5. Жизнерадостный. 35. Способный утешать.
6. Угрюмый. 36. Тщеславный.
7 Независимый. 37. Властный.
8. Застенчивый. 38. Имеющий тихий голос.
9. Совестливый. 39. Привлекательный.
10. Атлетический. 40. Мужественный.
11. Нежный. 41. Теплый, сердечный.
12. Театральный. 42. Торжественный, важный.
13. Напористый. 43. Имеющий собственную позицию.
14. Падкий на лесть. 44. Мягкий.
15. Удачливый. 45. Умеющий дружить.
16.Сильная личность. 46. Агрессивный.
17. Преданный. 47. Доверчивый.
18.Непредсказуемый. 48. Малорезультативный.
19. Сильный. 49. Склонный вести за собой.
20. Женственный. 50. Инфантильный.
21. Надежный. 51. Адаптивный, приспособляющийся.
22. Аналитический. 52. Индивидуалист.
23. Умеющий чувствовать. 53. Не любящий ругательств.
24. Ревнивый. 54. Несистематичный.
25.Способный к лидерству. 55. Имеющий дух соревнования.
26. Заботящийся о людях. 56. Любящий детей.
27. Прямой, правдивый. 57. Тактичный
28. Склонный к риску. 58. Амбициозный, честолюбивый.
29. Понимающий других. 59. Спокойный.
30. Скрытный. 60. Традиционный, подверженный условностям.

Бланк ответов

ответ ответ Ш ответ ответ ответ ответ
           
           
           
           
           
           
           
           
          ЬВ  
           

Ключ к опроснику

Маскулинность (ответ «да») 1,4, 7, 10, 13,16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43,46, 49, 52,55,58
Фемининность (ответ «да») 2,5,8,11, 14, 17,20,23,26,29,32,35,36,41,44,47, 50,53,56,59

Обработка результатов.

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами:

Основной индекс IS определяется как IS = (F – М) * 2,322,

Интерпретация.

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1 (IS < -1), то дела­ется заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 (IS > 1) – о фемининности.

При этом в случае, когда IS < -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если IS > +2,025 – о ярко выраженной фемининности.

На основании полученных данных выделяют четыре полоролевых типа:

· маскулинный – высокие показатели маскулинности и низкие – фемининности;

· фемининный – высокие показатели фемининности и низкие – маскулинности;

· андрогинный – высокие показатели как маскулинности, так и фемининности;

· недифференцированный – низкие показатели и маскулинности, и фемининности.

Наши рекомендации