Предмет психологии профессионализма
ТЕКСТЫ
для курса «Введение в психолого-педагогическую деятельность»
(хрестоматия)
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996………………2 стр.
Битянова М.Р. Организация психологической работы
в школе. – М.: Совершенство, 1998. Издание второе, исправленное...28 стр.
Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учебное
пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Смысл, 2003……………………………………………….…47 стр.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в
образовании. Москва, «Владос», 1995г………………………………..72 стр.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996…..74 стр.
Я работаю психологом…Опыт, размышления,
советы / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1999………………………….82 стр.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
(Стр. 2 – 48)
Аннотация
В книге излагается разрабатываемая автором психологическая концепция профессионализма. Впервые в систематическом сводном виде для массового читателя описаны психологические критерии, уровни, этапы, ступени продвижения человека труда к профессионализму, виды профессиональной компетентности. Изложен задачно-личностный подход к построению профессиограммы. Приведена индивидуальная профессиональная психологическая диагностическая карта. Обобщены психологические факторы, способствующие и препятствующие профессиональному росту специалиста.
Книга адресована широкому кругу читателей:
- каждому работающему человеку, размышляющему об итогах и перспективах своего профессионального развития и в особой мере молодому человеку, только начинающему свой профессиональный путь;
- специалистам (психологам, социальным работникам), оказывающим конкретную помощь людям при разрешении проблем их профессионального роста;
- руководителям учреждений, осуществляющим оценивание и аттестацию уровня профессионализма работников;
- преподавателям разных видов профессиональных учебных заведений, читающим курс введения в специальность;
- научным работникам, исследующим проблемы профессионализма.
Введение (от автора)
Читая лекции и проводя занятия в различных аудиториях, автор этой книги неоднократно убеждалась в том, что люди из разных сфер и слоев общества, представители всех взрослых возрастов стремятся узнать, что такое профессионализм, как оценить уровень своего профессионализма, как стать профессионалом, как наметить и реализовать сценарий своей будущей профессиональной жизни. Интерес к этим вопросам не случаен. Он вызван тем, что наступает, как хочется многим надеяться, время профессионалов, когда все, что по-настоящему профессионально, дорого ценится (и в моральном, и в материальном плане), когда в обществе складывается своеобразный культ профессионализма. Для обновления и процветания России необходима психологическая личностная зрелость и высокий профессионализм большинства ее граждан. Если каждый человек на своем рабочем месте ответственно, с приложением мастерства и творчества выполняет свою работу, то это не только обеспечивает прогресс общества, но и является залогом достойного существования самого человека, ограждает его от потери работы, стрессов, бедности.
О профессионализме надо знать каждому трудящемуся человеку, хотя эта необходимость и не всегда осознается. Пока работник трудится только для добывания хлеба насущного, он обычно не задумывается над теоретическими вопросами. Но как только человек начинает ставить перед собой задачи самореализации своей личности в труде, он неизбежно обращается к самоосознанию себя как профессионала, начинает рефлексировать по поводу своего вклада в опыт профессии. Здесь без знаний в области психологии профессионализма ему не обойтись. Профессиональная рефлексия в процессе труда необходима как начинающему работнику, так и специалисту на вершине профессиональной зрелости. Каждому из них, хотя и в разных формах, надо уметь оценивать свои профессиональные планы и устремления, выявлять имеющиеся профессиональные способности и резервы личности, изучать опыт своего профессионального прошлого и настоящего, «просчитывать» профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества и т.д. Это профессиональное самоизучение требует опоры на знания о профессионализме, где содержатся определенные эталоны для самоанализа и самооценивания. Такого рода знания и сведения из многих источников приводятся в этой книге.
Автор попыталась создать своего рода пособие по психологии профессионализма, опираясь при этом на многочисленные научные публикации (см. списки литературы), а также на результаты своих собственных исследований; внекоторых случаях суждения автора имеют характер предположений, ибо более определенное освещение вопроса требует новых научных разработок.
Теоретические задачи автора этой книги состояли в том, чтобы построить по возможности целостное системное понимание профессионализма (выделить составляющие профессионализма — его мотивационную и операциональную сферу, наметить критерии, уровни, этапы, ступени продвижения работника к профессионализму, определить факторы, способствующие и препятствующие профессиональному росту и т.д.), а также показать профессионализм в развитии, в становлении, в возрастной и индивидуальной динамике, обозначить противоречивые тенденции в профессиональном развитии. Этот обобщенный целостный и динамический подход к профессионализму может быть приложим к решению многих конкретных задач, ряда практических вопросов.
Прикладные задачи автора книги заключались в том, чтобы показать пути использования психологического подхода к профессионализму в разных сферах социальной практики - при оказании психологом практической помощи начинающему и зрелому специалисту, при осуществлении управленцем профессиональной аттестации кадров, при построении учебного процесса в профессиональном учебном заведении под углом зрения формирования психологических качеств будущего специалиста.
Одна из важных прикладных задач книги состояла в том, чтобы подчеркнуть для каждого работающего человека возможность самосозидания им себя как профессионала. Основы профессионализма закладывает вчеловеке общество, которое постоянно обучает работника в течение его жизни в разных формах профессионального образования накопленным в профессиях нормам трудовой деятельности. Но окончательно формирует и шлифует себя как профессионала сам человек, который, опираясь на социально принятые нормы труда, вместе с тем стремится определить свою индивидуальную профессиональную «нишу», вырабатывает оптимальные для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессионального поведения. Для осуществления этой внутренней работы над собой нужно также обладать знаниями по психологии профессионализма.
Книга снабжена таблицами, которые в сжатом виде представляют содержание текста. Иногда таблицы содержат дополнительную информацию и нуждаются в специальном прочитывании...
Выражаю искреннюю признательность доктору психологических наук, профессору А.А. Деркачу, чьи научные идеи в области акмеологии и психологии профессиональной деятельности, а также атмосфера научного общения руководимого им коллектива способствовали обращению автора этой книги к проблемам психологии профессионализма.
А.К. Маркова, доктор психологических наук, профессор.
Москва, 1995 г.
Глава 1
ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Психология профессионализма — это один из разделов психологии труда.
Психология труда — это система психологических знаний о труде как деятельности и о трудящемся человеке как о ее субъекте (10). Психология труда изучает проявления и развитие психики человека в ходе труда, а также соответствие процесса и результата труда, качеств отдельного человека требованиям профессии. Кроме того, психология труда рассматривает профориентацию, профотбор, охрану труда, профессиональное обучение и проектирование развития специалиста, профадаптацию, профессиональную аттестацию и т.д. (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.).
Новая психологическая наука акмеология (А.Н. Рыбников, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач и др.) имеет своим предметом наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерности психического развития личности в период его расцвета (акме); многопартийность процесса восхождения к профессионализму.
Психология профессионализма выявляет условия и закономерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики человека в процессе восхождения к профессионализму. Психология профессионализма в нашем понимании (см. оглавление книги) обсуждает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути человека к профессионализму, показатели профессионализма, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала; факторы, вызывающие снижение профессионализма (профессиональное старение, профессиональные деформации и т.д.), пути их преодоления.
Психология профессионализма находится на стыке психологии труда и акмеологии.
Ряда других наук изучают те или иные аспекты труда. Так, профессиоведение, профессиография занимаются описанием профессий, их классификацией, профессиология выявляет закономерности изменений в мире профессий, в строении трудового процесса.
Социология труда рассматривает общественный труд, функционирование социальных общностей, объединенных профессиональными признаками; социально-профессиональный контекст и фон труда; социология профессий изучает социальную престижность профессий и т.д.
Эргономика (эргология) изучает оптимизацию содержания условий и средств труда, выявляет факторы повышения эффективности труда при одновременном облегчении труда, уменьшении усилий, сохранении здоровья и обеспечении развития личности человека, включает вопросы проектирования техники с учетом психофизиологических возможностей человека.
Статистика труда охватывает массовые явления и процессы в области труда с помощью системы различных количественных показателей (состав и численность трудовых ресурсов, состав и численность занятых в народном хозяйстве по отраслям, показатели рабочего времени, уровня и динамики производительности труда, качества труда и его эффективности).
Профессиональная экология приступает к изучению влияния профессиональной среды на человека, возможностей создания комфортной профессиональной среды,
Физиология труда исследует функциональные сдвиги в организме в процессе труда, разрабатывает рекомендации по организации труд: в оптимальном режиме труда.
Психогигиена труда осуществляет изучение и предупреждение психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью.
Гигиена труда рассматривает санитарные условия и факторы трудового процесса, рабочего места.
Профессиональная патология как отрасль медицины изучает профессиональные заболевания, а также условия труда, которые могут стать причиной профессиональных болезней.
Трудовое право имеет своим предметом юридическое оформление трудовых отношений, формы оплаты, меры взыскания за нарушения трудовой дисциплины, трудовые конфликты.
Со всеми науками о труде психология профессионализма, безусловно, должна контактировать, уделяя вместе с тем главное внимание качественным (позитивным и негативным) изменениям психики человека при тех или иных его профессиональных переходах и превращениях.