Понятие малой группы в социальной психологии
Тематический план практических (семинарских) занятий
№ п/п | Темы семинарских занятий | Кол-во часов |
3 курс 6 семестр | ||
Методы социально-психологического исследования | ||
История и современные направления развития социальной психологии | ||
Природа, понятие и сущность психологии общения | ||
Функции, механизмы, средства, структура общения | ||
Общение как обмен информацией | ||
Перцептивная сторона общения | ||
Интерактивная сторона общения | ||
Межличностные конфликты | ||
Конфликт и способы его предупреждения | ||
Конструктивное разрешение конфликтов | ||
Персональные взаимоотношения людей | ||
Проблема группы в социальной психологии | ||
Коллектив и стадии его развития | ||
Динамические процессы в малой группе | ||
Психология больших социальных групп | ||
4 курс 6 семестр | ||
Массовидные явления психики | ||
Психология межгрупповых отношений | ||
Проблема личности в социальной психологии | ||
19, 20 | Социальные установки, атрибутивные процессы и убеждения | |
Социально-психологические аспекты социализации | ||
Личность в группе, социальная идентичность | ||
Итого |
Содержание практических (семинарских) занятий
Семинар № 1.
Тема: Методы социально-психологического исследования(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика методов современной социальной психологии.(Царегородцева)
2. Классификация социально-психологических методов.(Чепайкина)
3. Опросные методы. Виды опроса.(Сергеева)
4. Тесты в социальной психологии. (степанова)
5. Методы моделирования в социальной психологии.(Соловьева)
6. Методы социально-психологического воздействия.(Сурова)
Задания 1-3:
1. Подготовить конспект источника:
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – С. 49 - 54.
2. Сделать схему методов социальной психологии.
3. Ответить на контрольные вопросы на стр. 53-54 в учебнике Немов Р.С., Алтунина И.Р. . Социальная психология:
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология, 2006. – С. 47 – 68.
2. Битянова Н.Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 43 - 46.
3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 30 - 40.
4. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева,
А.Н. Сухова. – М., 1995. – С. 13 – 45.
5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971. – С. 26 – 51.
6. Социальная психология. Практикум / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006. – С. 10 – 198.
Семинар № 2.
Тема: История и современные направления развития
социальной психологии(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российских ученых.
2. Вклад различных психологических школ в разработку проблем социальной психологии.
3. Основные этапы развития отечественной социальной психологии.
4. Современное состояние социальной психологии как науки.
5. Связь социальной психологии с другими науками.
6. Прикладные исследования социальной психологии.
Задания 4-5:
1) Подготовить конспект двух источников:
Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1996;
Лебон Г., Тард Г. Психология толп. – М., 1998.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 2006. – С. 47 – 68.
2. Битянова Н.Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 11- 48.
3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 40 – 87.
4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб, 2000. – С. 7 – 68.
5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 2000. – С. 313
– 355.
Семинар № 3.
Тема: Природа, понятие и сущность психологии общения(1 час)
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема психологии межличностного общения в трудах российских ученых.
2. Речевые средства общения.
3. Позиции и барьеры в общении.
4. Стили общения. Техники общения.
5. Роль общения в психическом развитии человека.
Задания 6-7:
Подготовить конспект источника по психологии общения (на выбор студента).
Например: Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 109 – 126.
Подготовить аннотацию на один из учебников по социальной психологии.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.
2. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. – М.; Воронеж, 1996. – С. 10 – 98.
3. Коломинский. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2001. – С. 26 - 41.
4. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я… Психология значимых отношений. – М. , 1989. – С. 59 – 173.
5. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. – С. 34 - 36.
Семинар № 4.
Тема: Функции, механизмы, средства, структура общения(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Детерминация поведения личности в деловом общении.
2. Функции общения: инструментальная, интегративная, самовыражения, трансляционная, экспрессивная, социального контроля, социализации.
3. Ролевое поведение в процессе общения.
4. Манипулирование в общении.
5. Средства и механизмы общения.
6. Социальное поведение и общение.
Задания 8-9:
1) Привести примеры на каждую функцию общения.
2) Сделать обзор 5 электронных ресурсов по психологии общения.
Литература
1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей (теория развития мотивов и мотивации социального поведения). – М., 2005. – С. 14 – 99.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М. 1997.
3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 88 – 110.
4. Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 1992. – С. 62 – 116.
5. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – С. 119 – 243, 273 – 309.
6. Шострам Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. Минск: Полифакт, 1992.
Семинар № 5.
Тема: Общение как обмен информацией(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Роль общения в межличностных отношениях.
2. Специфика деловых и личных взаимоотношений.
3. Невербальное общение как «язык тела».
4. Роль невербальных средств в передаче информации.
5. Виды жестов: жесты-регуляторы, жесты-отношения, жесты-эмблемы, жесты-адаптеры, жесты-иллюстраторы.
6. Умение говорить и умение слушать.
Задание 10:
1) Подготовить конспект источника:
Богомолова Н.Н. Современные модели убеждающей коммуникации // Мир психологии. 1999. № 3. С. 46 – 51.
или
Богомолова Н.Н. Современные модели убеждающей коммуникации // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 463 с. – С. 74 – 79.
Литература
1.Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. – М., 1988.
2.Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М., 1987. – С. 19 – 33, 63 – 70.
3.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных
взаимоотношений. – Минск, 1984. – С. 12 – 42, 110 – 193.
4.Кон И.С. Дружба. – М., 1987. – С. 13 – 327.
5.Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. – С.41 – 43.
6.Парыгин Б. Д. Анатомия общения. – СПб,1999. – С. 28 – 104, 236 – 242.
7.Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 109 – 126.
8. Коммуникация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azps.ru/articles/soc/indexcm.html
Семинар № 6.
Тема: Перцептивная сторона общения(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о социальной перцепции.
2. Восприятие и роль социального стереотипа.
3. Механизмы межличностного восприятия и понимания.
4. Ошибки восприятия в межличностном общении.
5. Роль социальной установки в процессе восприятия.
Задание 11:
1) Подготовить конспект источника:
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностная аттракция // Межличностное общение. СПб. 2001. – С. 197 – 210.
или
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностная аттракция // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 463 с. – С. 128 – 136.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пос. для студ. высш.пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», - 2004. – С. 203 – 214.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М. – 1982. – С. 32 – 99.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983. – С. 85 – 265.
5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 109 – 126.
Семинар № 7.
Тема: Интерактивная сторона общения (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Трансакционный анализ Э.Берна.
2. Формы трансакций: дополнительные, пересекающиеся, скрытые.
3. Открытость и закрытость в общении.
4. Схема Бейлса.
5. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.
6. Психологическая совместимость в процессе взаимодействия.
Задания 12-13:
1) Составить 5 вопросов по источнику:
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М. 1997.
Ответить на вопросы, составленные другим студентом.
2) Творческая работа № 1.
«Особенности общения и взаимоотношений в молодой семье». Используется не менее 5 источников 2005-2010 года. Оформляется в виде теоретического анализа литературы с указанием фамилий цитируемых авторов с подстрочными ссылками. Объем -5-6 стр.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 2006. – С. 101 – 116.
2. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М.: Знание, 1980.
3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2001. – С. 26 – 41.
4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 135 – 148.
5. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
6. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 272 - 396.
Семинар № 8.
Тема: Межличностные конфликты(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и сущность конфликта.
2. Основные причины возникновения межличностных конфликтов.
3. Возможности использования психологических защитных механизмов в конфликте.
4. Метод картографии конфликта: теория и практика.
5. Снятие эмоционального напряжения в конфликте.
Задания 14-15:
1) Подготовить конспект первоисточника о межличностных конфликтах:
Например: Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.: Амалдея, 1997.
2) Привести 2-3 примера конфликтных ситуации с вариантами их решения.
Литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2008. – С. 137 – 201, 223 – 313.
2. Вагин И.О. Уроки психологической защиты. – СПб.: Питер, 2001.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2003.
4. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М., 1982.
5. Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб,, 2001. – С. 67 – 76, 113 – 164.
Семинар № 9.
Тема: Конфликт и способы его предупреждения(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Основные причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе.
2. Виды конфликтов в педагогическом коллективе.
3. Профилактика конфликтов.
4. Роль психолога в профилактике конфликтов.
5. Разработка программ по профилактике конфликтов.
Задание 16:
1) Творческая работа № 2. Подготовить свой конспект разработки классного часа (тренинга) по теме: «Профилактика конфликта» или проанализировать конспекты, составленные другими студентами. Представить свою работу на одном из семинаров.
Литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2008. – С. 137 – 201, 223 – 313.
2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 631 – 637.
3. Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб,, 2001. – С. 67 – 76, 113 – 164, 173 – 202, 366 – 429.
4. Столяренко Л.Д. Социальная психология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 228 – 235.
5. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. – Кишинев, 1997.
6. Конфликт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azps.ru/articles/soc/indexcn.html
Семинар № 10.
Тема: Конструктивное разрешение конфликтов(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Формы и критерии завершения конфликта.
2. Методы разрешения конфликта: метод творческой визуализации, рационально-интуитивный метод, метод декартовых координат.
3. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта.
4. Стратегии и способы разрешения конфликта
5. Стили поведения в конфликте.
6. Структурные методы разрешения конфликта в организации.
Задание17:
Творческая работа № 3 (коллективная). Составить тестовые задания или кроссворды по теме: «Профилактика и разрешение конфликтов». Организовать работу в микрогруппе с использованием подготовленных заданий. Собрать все задания для контроля в папку с файлами для работы со студентами других групп.
Литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2008. – С. 137 – 201, 223 – 313.
2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 631 – 637.
3. Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб, 2001. – С. 67 – 76, 113 – 164, 173 – 202, 366 – 429.
4. Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. – М., 2001.
5. Столяренко Л.Д. Социальная психология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – С. 235 – 249.
Семинар № 11.
Тема: Персональные взаимоотношения людей(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Исследование происхождения аффилиации как формы социального поведения.
2. Понятие привязанности и ее виды.
3. Дружба, ее цели. Нормы, которыми руководствуются люди в своих дружеских отношениях
4. Любовь, ее виды.
5. Теория альтруизма.
6. Мотивы власти.
7. Отношения вражды и агрессивности.
Задания 18-19:
1) Подготовить доклады по различным видам персональных отношений, используя первоисточники, например: Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990. – С. 27 – 43.
2) Творческая работа № 4 (коллективная). Подготовить творческие работы (по микрогруппам) по психологии общения для сдачи на проверку. Работа должна содержать краткое изложение материала по теме, анализ литературы, тесты, рекомендации и др.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.
2. Гозман Л.Я. , Ажгихина Н.И. Психология симпатий. – М., 1988.
3. Кон И.С. Дружба. – М., 1987. – С. 13 – 327.
4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. _ М., 1988. – С. 36 – 74.
5. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – М.; СПб., 2007.
6. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. С. 46 – 54.
7. Психология эмоций: тексты. – М., 1984. – С. 235 – 237.
Семинар № 12.
Тема: Проблема группы в социальной психологии(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
Понятие малой группы в социальной психологии.