Сущность научных подходов к управлению

Сущность системного подхода.

Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

• интеграция научных знаний, рост числа междисциплинар­ных проблем;

• комплексность проблем и необходимость их изучения в един­стве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

• усложнение решаемых проблем и объектов;

• рост числа связей между объектами;

• динамичность изменяющихся ситуаций;

• дефицитность ресурсов;

• повышение уровня стандартизации и автоматизации элемен­тов производственных и управленческих процессов;

• глобализация конкуренции, производства, кооперации, стан­дартизации и т.д.;

• усиление роли человеческого фактора в управлении и др.
Перечисленные черты вызывают неизбежность применения

системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его ос­нове можно обеспечить качество управленческих решений. Сис­темный подход — это методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнего ок­ружения, включающего в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь; 2) внутренней структуры, т.е. совокупности взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы.

Производственная система — это единство материальных и не­материальных компонентов анализируемого объекта, его внешних и внутренних связей, обеспечивающих рациональность информа­ционных, производственных, управленческих и других процессов

Сущность научных подходов к управлению

К подходам к управлению любыми объектами относятся системный подход, институциональный, логический, подход ценителя эксклюзивного сервиса, воспроизводственно-эволюционный, стратегический, глобальный, стандартизационный, эксклюзивный, функциональный, процессный, структурный, ситуационный, нормативный, оптимизационный, директивный, поведенческий, мотивационный, комплексный, маркетинговый, деловой, аналитический, традиционный, новаторский, формальный, предпринимательский, инновационный, профилактический, прагматический, экологический, экономический, социальный, правовой, ресурсный, рыночный, региональный, национальный, международный, исторический, адаптивный, интеграционный, однодис-циплинарный, многодисциплинарный, индивидуальный, корпоративный подход и др.

Мы перечислили 45 подходов к управлению, из которых половина являются научными сложными, а половина — прагматичными простыми. Сущность научных подходов надо раскрывать с разных точек зрения и разрабатывать механизм их применения, а простые по содержанию и структуре подходы можно применять без предварительной разработки механизма. Так, например, наиболее сложный — системный подход связан с изучением и проектированием различных биологических, технических, производственных, социально-экономических систем, по которым необходимо разрабатывать понятийный аппарат, классификации, формулировать конкретные средства для конкретных классов систем и правила их применения. Все перечисленные составляющие систем необходимо рассматривать с различных точек зрения, т.е. применять комплексный и другие подходы. Вместе с тем системный подход следует применять при решении любых проблем, большинства задач. Научные подходы не дублируют друг друга, а дополняют, позволяют расширить число граней исследуемой проблемы. Ниже приводится краткое содержание научных подходов.

Прагматичные простые подходы к управлению уточняют позицию исследователя или лица, принимающего решение, на какой-либо один аспект проблемы или процесса. Например, аналитический подход основан на применении различных методов анализа, позволяющих глубже изучить процессы и явления. При применении термина «аналитический подход» сами методы анализа не рассматриваются, а обращается внимание на необходимость применения методов анализа при решении проблемы. Или традиционный подход основан на использовании отработанных, проверенных практикой, старых методов и операций. Альтернативой традиционному подходу является новаторский подход.

Некоторые прагматичные подходы составляют понятия одного класса, области применения. Так, экологический, технический, экономический, ресурсный, социальный и правовой подходы освещают разные аспекты проблемы, и они могут быть интегрированы в один сложный комплексный подход. Национальный, региональный и международный подходы можно объединить в один сложный — территориальный, однако перечисленные простые подходы могут применяться и самостоятельно. Например, национальный подход — подход, который предусматривает при решении любых международных и государственных вопросов отдавать приоритет текущим и будущим национальным интересам, учитывающим национальные особенности и менталитет населения, интересы будущих поколений.

Из научных подходов системный подход в связи с его важностью и сложностью выделен в самостоятельную тему. Комплексный подход был рассмотрен в п. 1.1, институциональный — в п. 2.1, маркетинговый подход будет рассмотрен в п. 5.2. Воспроизводственно-эволюционный, стратегический, глобальный, эксклюзивный, процессный, оптимизационный, инновационный научные подходы нами рекомендуется применять при проведении стратегического маркетинга и НИОКР*. Рассмотрим сущность остальных научных подходов.

Подход ценителя эксклюзивного сервиса — подход покупателя к покупке товара (услуги), ожидающего, что: 1) изготовитель на стадии стратегического маркетинга изучил его потенциальную потребность; 2) разработчик и изготовитель применили научные подходы к управлению; 3) продавец честен и профессионален; 4) документация (стандарты, технические условия, сертификат, паспорт на изделие, инструкция по эксплуатации и др.) объективно отражает уровень качества товара, качество будущего сервиса, безопасность его применения, ресурсоемкость в сфере потребления и другие параметры; 5) изготовитель, торговые и сервисные организации — не временщики, а постоянные профессиональные партнеры, стремящиеся качественно, с минимальными затратами и своевременно удовлетворить потребности потребителя; 6) органы власти защитят покупателя от несправедливости.

Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта следующая: потребности -» функции -» показатели будущего объекта -> изменение (совершенствование) или формирование структуры объекта. В настоящее время применяется в основном предметный подход к управлению, при котором совершенствуется или изменяется существующий объект. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой поиска работы для сложившихся коллективов или отдельных работников. При применении функционального подхода идут от обратного — от потребностей, от требований выхода системы, возможностей на ее входе. При этом абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, учитывающие запросы потребителей, ищут совершенно новые организационно-технические решения для удовлетворения существующих или потенциальных потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего с системным, маркетинговым и воспроизводственно-эволюционным.

Структурный подход к проблемам управления — это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в совокупности с целью установления их рационального соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Разновидностью структурного подхода, точнее определяющего важность факторов в их совокупности, является более сложный метод ранжирования, который подробно описан в специальной литературе. Приведем примеры применения структурного подхода.

Соотношение стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего дня менеджера высшего звена (руководителя фирмы и его заместителей) рекомендуется принимать равным 5 : 2 : 3, а в структуре менеджера низшего звена — 1:2:7, т.е. руководители

 
 

должны больше заниматься разработкой стратегических задач, а мастера — их исполнением. Значимость факторов достижения конкурентоспособности товара — качества, цены, качества сервиса, затрат у потребителя, качества управления — должна быть примерно следующей 3:2:1:1:3, т.е. в распределении ресурсов при формировании стратегий приоритет должен быть отдан обеспечению качества товаров и качества управления. Прежде чем применить структурный подход, рекомендуется провести структуризацию проблемы, например построить дерево показателей конкурентоспособности товара.

Ситуационный (вариантный) подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время. В силу многообразия факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (плана и т.д.), на учете непредвиденных обстоятельств. Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

а) содержанию (технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.);

б) виду управленческого решения во времени (стратегические, тактические и оперативные);

в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

г) методам реализации управленческих решений.
Сущность нормативного подхода заключается в установлении

нормативов управления по всем подсистемам системы управления и факторам конкурентоспособности объектов. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем — целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности и перспективности применения по масштабу и во времени.

Сущность директивного (административного) подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указании, стандарты, инструкции, планы, программы, положения, методики и т.п.). В основе директивного подхода лежат методы принуждения, которые опираются на:

систему законодательных актов страны и региона;

систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;

систему планов, программ и заданий;

систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании его возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой и психологии. Основной задачей этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и принуждать, побуждать и убеждать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике различные методы управления и принципы мотивации. Мотивация — это процесс побуждения работников к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Деловой подход является наиболее комплексным (после системного) и сложным, так как у каждого свое понимание этого подхода, связанное с индивидуальным характером, воспитанием и образованием. Полнота и глубина практического применения делового подхода при разработке управленческого решения определяются объективными (для лица, принимающего или выполняющего решения) и субъективными факторами. Поскольку деловой подход к решению любых проблем применяют только люди или группа людей, то полнота и глубина его применения (соблюдения) будут определяться внешней средой и человеком (группой). К объективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, относятся:

конкурентоспособность внешней среды (для региона — это страна; для организации — страна, регион и отрасль; для специалиста — организация, система образования и т.д.);

сила конкуренции на данном рынке (рынке труда, товаров, технологий и т.д.);

качество систем управления на всех уровнях иерархии;

качество информационных связей (через Интернет и т.д.) организации или физического лица с поставщиками и потребителями;

качество правового и методического обеспечения процесса разработки и реализации управленческого решения;

система учета, контроля и мотивации обоснованных решений;

система ценностей, организационная культура и миссия организации и др.

Будем считать, что специалист и исполнитель не могут оказывать влияния на перечисленные факторы, поэтому они отнесены к объективным факторам. Руководитель организации может оказывать влияние на некоторые перечисленные факторы. В целом качество перечисленных факторов определяется государством. К субъективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода к управлению, относят:

уровень культуры и национальные традиции;

системность и логичность мышления работника;

его деловые качества;

уровень автоматизации информационного обеспечения и организации управления;

систему мотивации и ответственности;

темперамент работника (для руководителя, принимающего индивида на работу,— это субъективный фактор, а для самого конкретного индивида — объективный);

характер работника;

его способности;

целенаправленность личности;

эмоциональность работника и др.

Исходя из перечисленных объективных и субъективных факторов можно сделать вывод, что деловой подход — это широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие качества.

В заключение приведем некоторые рекомендации по реализации на практике делового подхода к управлению. В 1912 г. российскими предпринимателями были приняты семь принципов ведения дел:

уважай власть;

будь честен и правдив;

уважай право частной собственности;

люби и уважай человека;

будь верен своему слову;

живи по средствам;

будь целеустремленным.

Позже эти принципы были дополнены еще тремя: оказывай уважение старшим, уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни, будь постоянен в сексуальных отношениях [Н. Макнай-ер]. Перечисленные десять принципов предлагаем дополнить еще тремя: 1) стремись быть конкурентоспособным, поддерживай и развивай свои конкурентные преимущества, постоянно работай над собой, думай; 2) соблюдай всюду и всегда законы, общепринятые нормы поведения; 3) стремись выполнять «программу трех 3» (здоровье, знания и забота о ближнем).

Наши рекомендации