Двойственная природа перцептивного образа.
1.
Психология - наука, изучающая психику человека. В переводе с греческого психология означает “наука о душе”. Так как человеческую душу постигнуть до конца никто не смог, то психология ставит перед собой цель изучать наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.
Историю становления психологической науки и ее развитие, можно представить следующим образом:
Люди начали задумываться над существованием некого духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена.
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивидууму, будь то “тень”, обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей. Надо сказать, что огромная часть населения и в наше время верит в сверхъестественное предназначение и тому подобное. Справедливости ради стоит отметить, что это далеко не невежественная часть населения и раз она верует, то на то есть какие-то неизвестные науке причины.
Древнегреческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни
Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в 17 веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.
Научная психология родилась, однако, лишь в конце 19 века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.
В начале 20 века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому укладывается в схему S - R (стимул - реакция).
Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем.
Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам, исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как, по мнению конструктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. Со своей стороны, когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации.
В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение отдельного человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас.
Социально-психологический подход видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей.
В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, так и практическое применение получаемых данных.
Специфика психологического знания.
Специфика психол. знания связана с ее объектом. Метод - косвенное познание и через другие св. с псих. явления - объекты через кот. отраж. психика, общение, поведение (пр.: детектор лжи - косвенное познание). Другие особенности психол. знания: 1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием. 2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь). 3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый). 4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.
Отрасли психологии
Психология нах. в центре наук - опирается на разн. науки, и м. сказать, что она м. б. > гуманитарна, а м.б. > научная (психофизиология). Если формально разделить, то можно выделить: 1. собственно психолог. - общая (занимается анализом психических процессов абстрактного человека. Она дает основания для отделения других ветвей), дифференциальная (индивидуальные различия, конкретными особенностями; возможности и ограничения психических процессов)., отраслевые (развитие, социальная, и др.) и 2. прикладные (военная, общения, управления)
2.
Двойственная природа перцептивного образа.
С одной стороны, образ восприятия результат чувственного познания – качество объекта (А.Н. Леонтьев – чувственная ткань у каждого своя), с другой стороны - предметен по содержанию.
Леонтьев выделил чувственную ткань и предметное содержание. Это значит, что всякая вещь первично положена объективно – в объективных связях предметного мира; что она – вторично – полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах). Из этого нужно исходить и в психологическом исследовании образа, процессов его порождения и функционирования. Факт состоит в том, что когда я воспринимаю предмет, то я воспринимаю его не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении. Когда, например, я бросаю взгляд на ручные часы, то я, строго говоря, не имею образа отдельных признаков этого предмета, их суммы, их "ассоциативного набора". На этом, кстати сказать, и основана критика ассоциативных теорий восприятия. Недостаточно также сказать, что у меня возникает прежде всего картина их формы, как на этом настаивают гештальтпсихологи. Я воспринимаю не форму, а предмет, который есть часы.
Конечно, при наличии соответствующей перцептивной задачи я могу выделить и осознать их форму, отдельные их признаки – элементы, их связи. В противном случае хотя все это и входит в фактуру образа, в его чувственную ткань, но фактура эта может свертываться, стушевываться, замещаться, не разрушая, не искажая предметности образа.
Включенность живых организмов, системы процессов их органов, их мозга в предметный, предметно-дискретный мир приводит к тому, что система этих процессов наделяется содержанием, отличным от их собственного содержания, содержанием, принадлежащим самому предметному миру.
Восприятие - это:
1.субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
2.процесс формирования этого образа. Иногда термином «восприятие» обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.
Восприятие - единство двух разнонаправленных процессов:
1) от внешнего мира к субъекту
2) от субъекта к внешнему миру
Чувственный образ рождается на стыке двух этих процессов. Двойственная природа образов нашла отражение в следующих теориях:
Титченер - чувственная основа и воспринимаемый смысл
Гельмгольц - первичный образ и образ представления
Леонтьев - чувственная ткань и предметное содержание (состав слога и его значение).
Чувственная ткань – образует чувственный состав конкретных образов реальности. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости. Особая функция чувственных образов – придание реальности сознательной картине мира (мир сознается как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное поле и объект его деятельности).
Предметное содержание образа соответствует скорее дистальному стимулу, нежели проксимальному, хотя органы чувств имеют дело с проксимальным, а не дистальным стимулом.
Двойственная природа образа выступает в следующих феноменах:
1) непроизвольность, навязчивость образа, НО: и активная работа по его построению
2) образ - чувственный, НО: и интеллектуальный (знание есть условие восприятия)
3) модальность (зрит., слух. и т.п.), НО: и амодальность (с помощью зрения судим о тяжести и т.п.)
4) зависимость, НО: и относительная независимость от стимуляции (“рожа на обоях”)
5) идентичность у разных людей, НО: и достаточная индивидуальность образов
Основная проблема при выделении чувственной основы образа - невозможность “чистого ощущения”. Правда, это пытались сделать структуралисты с помощью интроспекции.
Еще одним доказательством двойственной природы восприятия могут служить результаты экспериментов на инвертированное зрение. В первые дни ношения очков, “переворачивающих” мир, у испытуемых было четкое ощущения двойственности мира (образы памяти не соответствовали перцептивным образам). Переживание нереальности зрительной картины. Трудность идентификации знакомых предметов и особенно человеческих лиц, аконстантность. Отсутствие прямой отнесенности инвертированного зрительного образа к объективному предметному миру свидетельствуют о том, что на уровне рефлексирующего сознания субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Первое представлено сознательными значимыми образами, второе – собственно чувственной тканью. Адаптация к инвертируемому зрению – восстановление предметного содержания зрительного образа.
Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающие субъекта с внешним предметным миром.
Перцептивный образ имеет двойственную природу: чувственный и предметный план.
1. Куб Неккера. Изображение трёхмерного прозрачного куба может восприниматься двояким образом. Его изображение порождает два различных образа. Но у этих образов одна чувственная основа (один и тот же состав ощущений), но они организованы в разное восприятие.
1. Титченер выделял в образе его чувственную основу и воспринимаемый смысл.
2. Гельмгольц. Различал первичные образы и образы восприятия. Первичные образы содержат только непосредственные чувственные данные. В образах восприятия первичная чувчтвенная форма становится знанием о свойствах мира.
3. Гибсон считал, что в зависимости от установки возможны 2 способа восприятия.
a) Восприятие видимого мира;
b) Восприятие видимого поля.
4. Леонтьев. Выделял в образе восприятия чувственную ткань и предметное содержание. Чувственная ткань возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств. В предметном содержании представлено сознательная картина мира, построенная на основании присвоенных значений.
Все теории можно условно разделись на две большие группы по представлению о детерминантах процесса восприятия. Это субъект- ориентированный и объект-ориентированный подходы.
Выделяются три основных различия между этими подходами:
1. Различие в степени участия S и О внешнего мира в процессе В. внешнего мира, в качестве основных факторов, обуславливающих процесс В. S ----------------> Процесс В. <------------------ O Спор ведется о пропорции участия. -> . Для субъект-ориентированной теории главная детерминанта - субъект (для которого большую роль играет познавательный опыт, мотивы, избирательность сознания, функция внимания - пример: все тот же "Coctail Party"). -> . Для объект-ориентированной главная детерминанта - объект. (образ мира - итог преобразования внешних воздействий в чувственную форму).
2. Различия в содержании процесса В.: -> . Для объективистов: В. - процесс отражения, копирования объективных свойств внешней среды в субъективной форме, пример: если общественный опыт - это тоже явления внешнего мира, то восприятие цвета вполне от него зависит - всех нас просто научили называть траву зеленой (не уверен, что этот пример максимально показателен). -> . Для субъективистов: в образе представлен не только внешний мир, но и наши собственные когнитивные конструкты, наши собственные представления. Примеры: Грегори - пока не открыли кольца Сатурна, воспринимали его как нечто "странной формы". Иллюзия Уоллаха: полосатая линия движется вниз, однако строй полосок задает восприятие движения направо.
3. Свойства процесса В.: -> . Для объективистов: процесс В. происходит вне зависимости от субъекта - в это вкладывалось два смысла: а. процесс протекает автоматически по неким непреложным законам, он детерминирован внешним миром. б. процесс, его механизм, одинаков для всех субъектов, они (S'ы) взаимозаменяемы. Образ индифферентен по отношению к объекту. -> . Для субъективистов: В. - активный процесс построения образа, тесно связан с познавательными и жизненными задачами субъекта. Пример: эксперимент Ярнуса - Репин "Не ждали", в зависимости от разных инструкций по-разному объясняли картину. Процесс В. - активный, индивидуально-пристрастный процесс, зависит от конкретной личности, ее эмоционального состояния, опыта, целей. Подобная, четко прослеживаемая двойственная природа процессов восприятия подчеркивает прежде всего разнородность этих самых процессов. Вот несколько примеров подобных раздвоений: - наши образы являются произвольными, они носят навязчивый характер, с другой стороны они все-таки результат определенной активности с нашей стороны: смотрим семантику - слышать или слушать? смотреть или видеть? ;) - с одной стороны образ восприятия является чувственным образом, т.к. напрямую зависит от органов чувств, однако при этом он является и интеллектуальным образом. - образ восприятия во многом сходен для всех людей, однако у каждого "сове видение". Короткая схемка для запоминания: (где схемка ― неясно)
Терии | ООП | СОП |
Что представляет собой субъект восприятия | Физическое тело либо техническое устройство по прееработке информации | Целеполагающий субъект |
Функция восприятия | Отражение внешнего мира | Представление знаний субъекта о мире |
Чем детерминируется восприятие | Внешнее воздействие | Цель |
Что есть восприятие. Его свойства | Пассивный процесс Индифферентность | Активный процесс Пристрастность |
4.
Теория | Структур-зм | Гештальт | Гибсон |
Какие феномены изучает | Сенсорн. кач-ва | Конфигурат. Феномены | Сенс.кач-ва Конфигур. Констант-сть Предмет-сть |
Что есть воздейст-я внешнего мира | Отдельные виды физич. энергии | Потоки физич. Энергии | Структурные характ-ки потока физич. энергии |
Мех-зм порожд-я перцепт. Образов | Две ступени: 1) возникн. ощущения 2) суммация ощущ-й по законам НС | 1. Закон перцеп. орг-ции 2. Взмд-е разнонапр. сил 3. Принцип изоморфизма | Акт извлечения информации |
5.
Теория | Гельмгольц | Брунер | Найссер |
Изучаемые феномены | Предмет-сть Конфигур. | Предмет-сть Установка | Установка Предмет-сть |
Что есть знание субъекта о мире | Образ представ-ния | Система категорий | Когнитивная схема |
Механизм порождения перцепт. Образов | Бессознат. умозаключ-я | Процесс категоризац. (4 стадии) | Перцептивн. цикл |
3.
Ощущение —психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы “воротами” нашего познания.
Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду совершенно однородный цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.
Ощущения —это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды.
Ощущения и возникшие на их основе восприятия и представления есть и у животных, и у человека. Однако ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т.е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове (“красный”, “холодный”) , мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями, обобщенным опытом индивида.
В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.) , их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.
Ощущение —превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.
Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов.
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания.
В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).
К основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.
Качество – это специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности.
Например, к качествам зрительной модальности относятся
· яркость,
· насыщенность,
· цветовой тон.
Качества слуховых ощущений:
· высота,
· громкость,
· тембр;
Качества тактильных ощущений:
· твердость,
· шероховатость и т.д.
В зарубежной литературе синонимом понятия «качества ощущения» выступает термин «субмодальность».
Интенсивность ощущения – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора. это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой.
Длительность ощущения – его временная характеристика, определяемая длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состоянием анализатора.
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя определенный отрезок времени, получивший название «латентный (скрытый) период ощущения». Для тактильных ощущений латентный период составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, для вкусовых – 50 мс.
При прекращении действия раздражителя ощущение не исчезает одновременно с ним, но продолжается еще некоторое время в его отсутствие. Этот эффект получил название «последействие (или инерция) ощущения». Непродолжительное по времени сохранение сенсорного следа воздействия раздражителя осуществляется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам вызвавшему его стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например, окрашенным в дополнительный цвет).
Пространственная локализация – это характеристика ощущения, позволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной.
Классификация ощущений
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.
Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений: экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи); А)Дистальные – запах, слух, обоняние
Б)Контактные – вкус, тактильная чувствительность
проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов. возникают во внутренних органах, регулируют процессы обмена и гомеостаза. Чувство голода, болевые ощущения: “бок болит”.
Существуют генетический подход X. Хэда. к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности:
- протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства – голод, жажда и др.);
- эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.
Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.
Классификация рецепторов:
ЭКСТЕРОРЕЦЕПТОРЫ. Воспринимают сигналы внешней среды. В большинстве своем мономодальные. К ним относят:
ü Фоторецепторы (сетчатка глаза)
ü Фонорецепторы (кортиев орган)
ü Вкусовые рецепторы (язык)
ü Обонятельные рецепторы (нос)
ü Тактильные
ü Температурные кожа и слизистые оболочки
ü Болевые
ИНТЕРОРЕЦЕПТОРЫ предназначены для детекции сигналов внутренней среды и представляют собой различные хемо-, механо-, термо- и вестибулорецепторы, а также ноцицепторы внутренних органов.
Разновидность интерорецепторов являются проприорецепторы – мышечные веретена, сухожильные и суставные рецепторы, т.е. рецепторы опорно-двигательного аппарата. Мультимодальные.
Разница в порогах восприятия у мономодальных выше, чем у полимодальных рецепторов.
Стимул.
Стимул есть "толчок", воздействие внешней среды на наши органы чувств. По Гибсону основная характеристика стимула - его структура. Стимул - это код, благодаря которому внешний мир сообщает о своих свойствах.
Для зрения принято различать дистальный и проксимальный стимулы. В классической теории (не-гибсон) считается, что глазу доступен лишь световой поток, отражённый от дистального стимула, а собственно стимул – это какие-либо параметры или структура потока, которые называются проксимальным стимулом
4.
Образ - это субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, составляет целостное и интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные персептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.п.), это чувственная форма психического явления, содержащей в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику, это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Различают несколько видов образных явлений:
Мысленные образы — образы памяти и воображения. Их основная характеристика состоит в том, что, несмотря на возможную ясность1 и отнесенность к определенной модальности, они лишены чувственной основы.
Образы памяти возникают в отсутствие относящихся к ним объектов и являются следом прошлых восприятий, имевших под собой конкретную чувственную основу. Они менее реальны, менее конкретны, более обобщены и схематизированы по сравнению с образами восприятия.
- образ восприятия - отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), которое влияет на органы чувств;
- образ воображения - вымышленный образ, который подан в представлении;
Компоненты образа воображения берутся из образов прошлых восприятий и перекомбинируются, формируя тем самым новые представления и фантазии. Иногда люди используют образы воображения для творческих решений, как, например, архитектор, который формирует образ новой идеи системы канализации. Кроме того, люди используют воображаемые образы, чтобы помечтать.
- послеобраз - модифицированное произвольное восприятие объекта представляется и недавно рассматривался при строго неподвижном взгляде;
Это остаточное явление, сохраняющееся после удаления внешнего стимула. Есть «негативные» и «позитивные» послеобразы. Например, если в течение нескольких секунд пристально смотреть на объект красного цвета, а затем перевести взгляд на белую стену, то можно «увидеть» спроецированный на эту стену зеленый цвет, противоположный красному на цветовом кругу – это негативный. Но может появиться и позитивный послеобраз-остаточное впечатление красноты.
- эйдетичный образ - четкое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течение определенного времени после прекращения его рассмотрения, отличается от послеобраза независимостью от движения глаз и стабильностью во времени; Л.С.Выготский писал, что человек, обнаруживающий эйдетические способности, может «видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами»
- фосфена - спонтанные световые ощущения; Они представляют собой локализованные на сетчатке и не имеющие предметного характера световые ощущения в виде отдельных точек, пятен или узоров. Фосфены могут появляться при механическом или электрическом раздражении глаза или других отделов зрительного анализатора
- фантом - ощущение утраченной части тела;
Это вариант нарушения образа тела, настолько своеобразный, что получил отдельное клиническое название. Переживание фантомной конечности следует за ампутацией или потерей части тела. Например, около четверти женщин, удаливших одну грудь, сообщают об ощущениях фантомной груди.
- галлюцинация - иллюзорное восприятие предмета, который реально отсутствует, субъективно неотделимо от образа восприятия.
Это образ внутреннего происхождения, который кажется столь же действительным, ярким и внешним, как и восприятие объекта. Этот эпизод почти всегда считается непроизвольным переживанием, а не результатом преднамеренного процесса мышления. Галлюцинации происходят в любой сенсорной модальности. Больные шизофренией, например, чаще сообщают о слуховых галлюцинациях, чем о зрительных. Не все галлюцинации неприятны, и некоторые люди получают большое удовольствие, и даже приходят в восторг, от своих видений. Галлюцинации возникают в любом состоянии сознания, в том числе при полном бодрствовании.
Синестезия- смесь образов более чем одной модальности. например, услышав имя Маша, я вижу в моем сознании зеленое пятнышко слева и желтое пятнышко справа, их края зазубрены.
ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИЯ. Все тоже, что при галлюцинациях, но образы воспринимаются не как предметы, а именно как «образы предметов», т.е. воспринимаются субъективно.
Специфика перцептивного образа
1. Отличие перцептивных образов от всех перечисленных образных явлений состоит в том, что они формируются под действием реально присутствующего объекта
2. Процесс формирования именно таких образов мы и будем называть восприятием.
Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта. Понимание способствует скорейшему возникновению правильного перцептивного образа. Первичный образ - совокупность впечатлений, формирующихся без каких бы то ни было реминисценций - и прежнего опыта и содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Все в нашем чувственном восприятии, что может быть преодолено и обращено в свою противоположность, не является ощущением. Все, что может быть обращено в свою противоположность - это продукт опыта и тренировки. Чистое ощущение - это только качества ощущения.
Перцептивным образом является фигура в перцептивном пространстве. В отличие от ощущений, которым соответствуют свойства, признаки, параметры внешних воздействий, в восприятии получает воспроизведение объективная целостная связность явления. Если ощущения локализованы в пространстве, центром координатных осей которого является человеческое тело (определенный анализатор), то для восприятий в первую очередь характерна отнесенность к объективному пространству, вынесенность, проецированность образов вовне. Но возможность изучения восприятия как определенного рода психического феномена мы получаем лишь тогда, когда мы способны дифференцировать субъективные и объективные составляющие образа. Образ восприятия является, как правило, продуктом интеграции сенсорных данных, получаемых от многих рецепторов, и собственной активности субъекта, его перцептивных действий. В этом смысле образы восприятия более субъективны, чем ощущения, которые возникают как эффект преимущественно экстрапсихического воздействия. Однако будучи спроецированными во внешнее пространство, их свойства переживаются именно как свойства самого объекта.
К основным свойствам перцептивных образов относят предметность, целостностность, константность. Предметность при этом трактуется как воспроизводимость в перцептивном образе связности его свойств как свойств самого объекта. Иначе говоря, восприятие тогда полноценно, когда итогом субъективных действий является возможность дифференциации объективных и субъективных компонентов образа. (Воспринимая края (границы) образа размытыми, я понимаю, что это следствие дефекта моего зрения. Оценивая пищу как аппетитную или неаппетитную, я понимаю, что это может быть в значительной мере обусловлено тем, насколько я голоден.) В понятие предметности восприятия включается и такое его свойство, как опознаваемость, т.е. осознание производности образа, отдельных его свойств от свойств объекта как источника его образа, его характеристик. (Можно говорить о восприятии звука, когда я воспринимаю его, например, как звук проезжающей машины; о восприятии цвета, когда я воспринимаю его, например, как цвет спелой вишни и т.д.)
Свойство целостности перцептивного образа обнаруживается тогда, когда, например, неполнота или выпадение, искажение каких-либо деталей изображения объекта не мешают его узнаванию (слово, написанное с "ошипкой"), когда мы группируем разрозненные детали, структурируем нерасчлененную совокупность так, что они образуют осмысленное целое (фразанаписаннаябезпропусковмеждусловами), либо, наоборот, воспринимаем некоторое изображение как изображение невозможного объекта (например, фигуры Пенроуза). Свойство целостности восприятия впервые экспериментально-психологически было изучено представителями гештальтпсихологии. В их исследованиях целостность восприятия была осмыслена именно как свойство самого процесса восприятия, как механизм, который по присущим ему законам упорядочивает многообразие отдельных сенсорных данных, как гештальт. Были сформулированы законы гештальта: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка этих частей в направлении максимальной простоты и близости, тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму (прегнантность).
6.
ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ (англ. thresholds of sensations) - основные характеристики любого анализатора.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.
Не всякий раздражитель, воздействующий на рецепторные окончания того или другого анализатора, способен вызвать ощущение. Для этого необходимо, чтобы раздражитель имел определенную величину или силу.
Нижним абсолютным порогом ощущенияназывается минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.
Абсолютная чувствительность того или другого органа чувств характеризуется величиной нижнего порога ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Большинство анализаторов обладает очень высокой чувствительностью. Например, абсолютный нижний порог слухового ощущения, измеряемый в единицах давления воздушных звуковых волн на барабанную перепонку, равняется у человека в среднем 0,001 бора. Насколько велика эта чувствительность, можно судить по тому, что один бор равняется одной миллионной части нормального атмосферного давления. Еще выше чувствительность зрительного анализатора. Абсолютный нижний порог ощущения света равняется 2,5—10"" эрг/сек. При такой чувствительности человеческий глаз может заметить на расстоянии одного километра свет, интенсивность которого составляет всего несколько тысячных долей нормальной свечи.
Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.
В величинах абсолютных порогов ощущения наблюдаются значительные индивидуальные различия. У одних людей они выше, у других ниже. Изменяется величина порогов также и с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет 15 000 колебаний в секунду и ниже.
Разностным порогом ощущения(порогом различения) называется минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Не всякая разница в интенсивности двух однородных раздражителей ощущается. Необходимо, чтобы эта разница достигала определенной величины. Например, звуки в 400 и 402 колебания в секунду воспринимаются как звуки одинаковой высоты; два груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми.
Величиной разностного порога ощущения определяется разностная чувствительность, или чувствительность различения. Чем меньше величина разностного порога, тем выше способность данного анализатора дифференцировать раздражения.
Чувствительность анализаторов повышается или понижается в зависимости: а) от внешних условий, сопутствующих основному раздражителю (острота слуха более высока в тишине и понижается при наличии шумной обстановки); б) от состояния рецептора (глаз, утомленный интенсивным светом, снижает свою чувствительность); в) от состояния центральных отделов анализаторов (при болезненном состоянии организма, при наличии значительного умственного утомления или при перетренировке чувствительность снижается).
Немецкий анатом и физиолог Э.Г.Вебер (1795—1878), исследуя зависимость интенсивности ощущений от изменений интенсивности раздражений, установил (1846, 1851), что между величиной раздражения и вызываемой им интенсивностью ощущения нет прямого соответствия. Например, чтобы ощутить едва заметное различие в тяжести, необходимо груз в 100 г увеличить или уменьшить примерно на 10 г. Но едва заметная разница в ощущении для груза в 1000 г будет вызываться прибавкой к основному грузу уже не 10, а 100 г. Это показывает, что величина разностного порога зависит не от абсолютной, а от относительной величины раздражителей: чем больше интенсивность исходного раздражителя, тем больше его надо увеличить, чтобы получить едва заметную разницу в ощущениях.
Увеличение интенсивности раздражителя, способное вызвать едва заметное увеличение интенсивности ощущения, всегда составляет определенную часть первоначальной величины или силы раздражителя. Например, для ощущений света эта прибавка составляет 0,01 первоначальной величины раздражителя, а для слуховых ощущений 0,1; для ощущений тяжести (при взвешивании на руке) —1/17 первоначального груза, для ощущения давления — 1/30 исходного давления и т. д.
Немецкий врач и философ Г.Т.Фехнер (1801 —1887), продолжая исследования Вебера по измерению ощущений, выразил вскрытую Вебером закономерность в математической формуле (1860), показав, что ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражения. По этому психофизическому закону зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя может быть выражена следующим образом:интенсивность ощущений изменяется в арифметической прогрессии, тогда как интенсивность соответствующих раздражений изменяется в геометрической прогрессии (закон Вебера — Фехнера).
Основные факты, положенные в основу закона Вебера — Фехнера, не могут вызывать сомнения: действительно, величина разностного порога относительна и в пределах средних интенсивностей раздражителей меняется в зависимости от абсолютной величины раздражителя. Однако попытка придать исследуемой закономерности строго математическое выражение оказалась несостоятельной, поскольку едва заметные различия в ощущениях не являются постоянными величинами. Нельзя считать, что едва заметное ощущение различия грузов в 100 и 110 г равняется едва заметному ощущению при сравнении грузов в 1000 и 1100 г. Таким образом, закон Вебера — Фехнера должен рассматриваться как имеющий всего лишь относительное значение для раздражителей средней интенсивности. В этих пределах он имеет большое практическое значение. Например, разностный порог при подъеме штанги будет неминуемо возрастать по мере увеличения ее веса; мышечная чувствительность борца ухудшается при встрече с противником более тяжелого веса; точность зрительной оценки расстояний при игре с мячом (футбол, хоккей, теннис и др.) меняется в связи с дальностью этих расстояний; сопротивление воздуха при прыжках на лыжах с трамплина ощущается с разной степенью точности в зависимости от силы ветра и т. д.
Как абсолютные, так и разностные пороги имеют большое значение в практической деятельности человека. Например, усвоение сложных видов физических упражнений облегчается в тех случаях, когда спортсмен имеет высокий разностный порог мышечно - двигательной и вестибулярной чувствительности. Это позволяет ему заметить и исправить малейшие отклонения в совершаемых им движениях.
Абсолютный порог ощущения.
Например, если человека слегка уколоть иголкой в руку, когда у него закрыты глаза, он может не почувствовать укола (сила раздражения в данный момент ниже порога ощущения). Если постепенно увеличивать интенсивность укола, в конце концов, настанет момент, когда воздействие укола станет ощутимым. Отсюда мы можем определить абсолютный порог ощущения. Наименьший по интенсивности стимул, способный вызвать ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Он не одинаков у разных людей и может изменяться у одного и того же человека в зависимости от функционального состояния организма.
Дифференциальный порог или порог различения.
Например, перед человеком находятся красные нитки разных оттенков, человек пытается подобрать нитку по цвету одинаковую с цветом его красной кофты. Этот выбор так же зависит от порога ощущения, и в данном случае порог ощущения называется порогом различения или дифференциальным порогом. Между красными нитками есть такие оттенки, которые очень похожи друг на друга, и они кажутся просто одинаковыми, хотя имеют небольшое различие оттенка цвета с физической точки зрения (например, это волны света разной длины). И только если отличия в раздражителе достаточной разницы для субъекта, то есть он отличает один цвет от другого. То есть новый раздражитель должен быть такой силы, чтобы быть ощутимым.
Субсенсорный диапазон. Соколов, Гершуни. Они больше всего работали с улитково-зрачковым рефлексом. Звук появляется – диаметр зрачка изменяется, при этом звука не слышно. Это было нужно для того, чтобы можно было наблюдать как человек (например после кантузии, который стал плохо слышать) поправляется.
Современная психология различает у человека два диапазона восприятия информации: сенсорный (осознанный) и субсенсорный (неосознанный), при котором информация усваивается, минуя сознание. Так, например, при проецировании на экран слайдов (диапозитивов), содержащих информацию, с частотой смены кадров равной 1 кадр/с, восприятие информации будет происходить в режиме осознанного восприятия, так как сознание человека будет успевать осознанно усваивать эту информацию. Если те же самые слайды предъявлять испытуемому с частотой 25 кадр/с, то сознание человека не будет успевать воспринимать эту информацию. На первый взгляд кажется, что информация, предъявляемая с такой большой частотой, должна безвозвратно утрачиваться для человеческой памяти, однако не все так просто с нашим бессознательным, и оно нам может выдавать различные сюрпризы. Считается, что 97% психической деятельности человека происходит на уровне подсознания и только 3% на уровне сознания.
Приведем одно мистическое явление - "мышечное чтение мыслей". Когда-то в Англии бытовала следующая салонная игра. Один человек (отгадчик) кладет свою руку на руку другого человека, который задумывает какое-либо конкретное желание - например, решает подойти к столу и взять тетрадь. Оказывается, что отгадчики обладают удивительной способностью - достаточно прикосновения, чтобы он "прочитал" мысль, в данном случае выраженную в форме двигательного намерения. Как же объяснить это таинственное явление? Дело все в том, что ведомый, отгадчик, непременно контактирующий с испытуемым, время от времени говорит: "Думайте, думайте, думайте". Тем самым он как бы вынуждает испытуемого представлять себе движение, которое тот собирается совершить. Оказывается, что при этом двигательное намерение выражает себя в неосознаваемых микродвижениях. Означает ли это, что отгадчик осознанно прочитывает и расшифровывает эти микродвижения и таким путем узнает о намерении испытуемого? Нет. Он получает эти сигналы, но не отдает себе в них отчет, так как они находятся в субсенсорном диапазоне. Тем не менее, ориентируясь именно на субсенсорные сигналы, отгадчик, подобно разведчику, в большинстве случаев безошибочно расшифровывает, "прочитывает" двигательное намерение.
Первые коммерческие эксперименты по разработке методик влияния на подсознание начали проводиться в конце 1950-х годов. Осенью 1957 года кинозрители г. Форт Ли, американский штат Нью-Джерси, смотрели фильм, над которым предварительно поработали экспериментаторы. Фильм назывался "Picnic", один из самых популярных триллеров того времени. Во многих местах в кинопленку были вставлены единичные кадры с надписями "Вы голодны? Ешьте поп-корн" и "Пейте кока-колу". Кадры мелькали на экране слишком быстро для того, чтобы их можно было осознать. Джеймс Вайкери, до этого не слишком успешный консультант по рекламе, тайно вмонтировал эти фразы, появлявшиеся на 1/зооо секунды во время демонстрации кинофильма. На такой бешеной скорости зрители не успевали их даже заметить. Маркетинговое агентство, разработавшее план этого эксперимента, сообщило, что во время антракта объем продаж поп-корна вырос на 50%, а потребление прохладительных напитков - на 18%.
Этот механизм мы знаем под названием эффект "25-го кадра". Однако этот термин используется только в популярных статьях, т.к. считается ненаучным. Вместо него применяется более конкретный и определенный научный термин "подпороговый (субсенсорный, неосознаваемый) раздражитель (стимул)". Фактически понятие "25 кадр" и "подпороговый (субсенсорный, неосознаваемый) раздражитель (стимул)" - одно и то же понятие.
7.