Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998)

3. Классификация видов восприятия.

1 – классификация по преобладающей роли того или иного анализатора. Зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое восприятие, осязание. Полимодальность образа восприятия.

2 – классификация по степени волевых усилий. Произвольное и непроизвольное восприятие.

3 – классификация в зависимости от воспринимаемого объекта.

Восприятие пространства: бинокулярный параллакс, бинокулярная диспарантность, линейная перспектива, суперпозиция, градиент текстуры, параллакс движения.

Восприятие времени: факторы, влияющие на восприятие времени, гипотеза Хогланда, теория Орнштейна, когнитивно-аттенционная теория, восприятие времени и пространства (тау-эффект, каппа-эффект).

Восприятие движения: стробоскопический эффект, эффект индуцированного движения.

4. Организация восприятия.

Перцептивная сегрегация, перцептивная группировка, гештальтпсихология. Восприятие формы: целостность восприятия, принципы и законы восприятия – «фигура-фон», близость, сходство, однотипная связь, хорошее продолжение, общая судьба, симметрия, замкнутость, прегнантность. Субъективные контуры. Ориентация фигуры и восприятие формы. Перцептивная установка, эффект Струпа.

5. Психофизиологические теории восприятия.

Идея о мозговых гештальтах В.Келера.

Теория Д.О.Хебба: клеточные ансамбли и фазовые последовательности.

Гипотеза «детекторов признаков»: открытие Д.Хьюбела и Т.Визела. Восходящие и нисходящие процессы.

6. Теории перцептивной установки.

Сенсорно-тоническая теория поля (Уопнер и Вернер): позно-двигательный компонент восприятия.

Теория фиксированной установки (Д.Н.Узнадзе).

Теория перцептивной готовности (Дж.Брунер): категоризация, перцептивная гипотеза.

7. Теории активного восприятия:

Моторная теория (Д.Нотон и Л.Старк): «кольцо признаков».

Исследование зрительного восприятия (В.П.Зинченко и Б.Ф.Ломов): вспомогательные и гностические функции движений глаз.

Восприятие как действие (Запорожец В.П.): перцептивная задача, ориентировочные, предметно-образные, исполнительные компоненты восприятия.

Восприятие в теории Ж.Пиаже.

8. Информационно-когнитивный подход к восприятию (У.Найссер).

Схема, модель перцептивного цикла, эксперименты К.Блейкмора, Г.Купера, Р.Хелда, А.Хелда.

9. Экологический подход к восприятию (Дж.Гибсон).

Активность наблюдателя в процессе восприятия, инварианты событий – инварианты изменения освещения, инварианты изменения точки наблюдения, инварианты частичного наложения выборок, инварианты локальных возмущений структуры.

10. Иллюзии восприятия, их виды и психологическая основа их появления.

Зрительные иллюзии: иллюзия Луны, иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Понцо, горизонтально-вертикальная иллюзия, иллюзии контраста (Эббингауз, Ястров), субъективные контуры и т.д. Факторы, определяющие возникновение иллюзий: оптико-ретинальные компоненты, когнитивные компоненты.

11. Нарушения в области восприятия. Агнозии.

Зрительные агнозии: предметная, пространственная, прозопагнозия, цветовая, буквенная, симультанная.

Тактильные агнозии: астереагнозия, соматоагнозия.

Слуховые агнозии: нарушение фонематического слуха, амузия.

Литература:

Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. С-Пб., 2002.

Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004. С.259-277.

Бодалёв А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1972.

Бом Д. Роль инвариантов в восприятии // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 208-216.

Брунер Дж. О перцептивной готовности // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 164-181.

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия АР. Психология восприятия. М., 1973.

Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998.

- Глава 8. Анализ структуры восприятия. С. 122-138.

- Глава 9. Эмпирические характеристики перцептивного образа. С. 139-158.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

Гибсон Дж. Восприятие как функция стимуляции // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 182-200.

Гибсон Дж. Основные термины, используемые в экологической оптике // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 201-207.

Гиппенрейтер Ю.Б. О месте движений глаз в деятельности человека и в ее исследовании // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 417-441.

Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 57-105.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М., 1974.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1987.

Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М., 1975.

Осгуд Ч. Значение термина «восприятие» // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 113-116.

Осгуд Ч. Перцептивная организация // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 322-336.

Познавательные процессы: ощущения и восприятие / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова, В.П.Зинченко. М., 1982.

Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М., 1999.

Хохберг Дж. Единицы мозговой активности, клеточные ансамбли и рецептивные поля // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 236-241.

Шриффман Х.Р. Ощущения и восприятие. СПб., 2003.

- Глава 7. Организация восприятия: высшие процессы. С. 270-305.

- Глава 10. Константность и иллюзии. С. 389-406. С. 406-443.

Ярбус А.Л. Движения глаз при восприятии сложных объектов // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. М., 1999. С. 411-416.

Психология внимания

1. Общая характеристика внимания.

Внимание, объективные критерии внимания: внешние реакции, увеличение продуктивности когнитивной деятельности, селективность информации, ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания.

2. Классификации видов внимания (см.Рис. 2).

Классификация по происхождению (природное и социальное);

Классификация по способу реализации (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

Классификация по контакту с объектом (непосредственное, опосредованное).

Виды зрительного внимания (фокальное и переферическое).

Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru

Рис.2. Виды внимания (М.В.Козубовский, 2004)

3. Свойства внимания.

Объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость внимания.

4. Классические теории внимания.

Внимание в теории В.Вундта: фокус, апперцепция.

Классификация внимания по Э.Титченеру: первичное внимание, вторичное внимание, первичное производное внимание.

Классификация внимания по В.Джеймсу: чувственное и интеллектуальное, непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредованное внимание.

Моторные теории внимания.

Теория Т.Рибо: умственный монодеизм, двигательные компоненты внимания – сосудистые, дыхательные, мимические и пантомимические.

Теория Н.Н.Ланге: концепция волевого внимания, классификация видов внимания - рефлексивное, инстинктивное, волевое.

Внимание в гештальтпсихологии: внимание как сила «эго» (К.Коффка). Принцип близости в структурировании поля восприятия, внимание и порог расчленения фигур.

5. Модели внимания в когнитивной психологии. Фильтр, релевантная информация, методика дихотонического слушания.

Теории ранней селекции: модель фильтра Д.Бродбента, модель аттенюатора А.Трейсман.

Теории поздней селекции: модель Д. и Э.Дойчей, «блок уместности» (Д.Норман).

Теории гибкой и множественной селекции: модель А.Трейсман, модель Р.Шиффрина.

Ресурсная модель внимания Д.Канемана (ресурс внимания, дополнительная мощность системы).

Концепция У.Найссера (познавательная схема, методика дихотонического смотрения).

6. Деятельностный подход к интерпретации внимания.

Внимание в концепции Л.С.Выготского (внимание, как высшая психическая функция, интериоризация, внешне опосредованное внимание, внутренне опосредованное внимание).

Внимание в концепции П.Я.Гальперина (внимание как функция умственного контроля, ориентировочная основа действия, исполнительная часть действия).

Литература:

Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. С.-Пб., 2002.

Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004. С.213-239.

Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998. С. 586-604.

Величковский В.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 151-183.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.1974.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1999.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 119-144.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

Норман Д. Память и внимание // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973. Ч. 2.

Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М., 1998.

Психология ХХ1 века. Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 189-204.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

Психология памяти

1. Общая характеристика памяти.

Понятие, функциональное значение, связь с другими психическими процессами.

2. Классификация видов памяти.

Классификация по характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

- двигательная;

- эмоциональная (теория мобилизации-минимизации С.Тейлора, «эффект конгруэнтности настроения», «эффект оружия» (Э.Лофтус);

- образная (эйдетическая память);

- словесно-логическая.

Классификация по характеру целей деятельности:

- непроизвольная;

- произвольная.

Классификация по времени закрепления и сохранения материала:

- кратковременная;

- долговременная: эксплицитная, имлицитная (эффекты предшествования), семантическая, эпизодическая, автобиографическая (функции, парадоксы автобиографической памяти, «циклический календарный эффект», «телескопический эффект», «эффект пика воспоминаний»).

Оперативная память.

Метапамять.

3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, реминисценция (см. Табл. № 3).

Таблица № 3. Процессы памяти

Запоминание
непроизвольное произвольное
А) Исследования П.И.Зинченко: - деятельность с объектом, как условие запоминания; - место материала в структуре деятельности и продуктивность запоминания; - сложность материала и продуктивность запоминания. Б) Гештальтпсихология: «эффект Зейгарник». В) Исследования А.А.Смирнова (сравнение эффективности непроизвольного и произвольного запоминания).   А) Мнемическая установка (А.А.Смирнов). Б) Запоминание бессмысленного материала (Г.Эббингауз). В) Осмысленное запоминание (Н.А.Рыбников). Г) Факторы запоминания: - эмоциональная окраска; - позиционная зависимость (проактивное и ретроактивное торможение, Фуко; эффект первичности, эффект недавности, Р.Аткинсон) В) Роль повторения в произвольном запоминании (Г.Эббингауз, А.Пьерон, Р.Вудвортс).
Воспроизведение Узнавание
А) Виды: произвольное и непроизвольное. Б) Исследования припоминания Р.Браун и Д.Мак-Нейл (эффект «на кончике языка»). В) Показатели воспроизведения - время реакции; - скорость воспроизведения. Г) Воспоминание (С.Л.Рубинштейн). А) Эффективность воспроизведения и узнавания (гипотеза порога). Б) Исследования С.Эрлиха, Ц.Флоренса, Ж.Ф.Лени (исследование различия эффективности воспроизведения и узнавания).
Забывание Сохранение
А) Теория забывания Дж.Брауна. Б) «Ситуативное забывание» (Е.Тульвиг). В) Зависимость забывания от времени (Г.Эббингауз, А.Пьерон). Г) Исследования забывания осмысленного материала (С.Л.Рубинштейн). А) Факторы, влияющие на сохранение (объем, осмысленность, способы заучивания). Б) Характер деятельности и сохранение материала: - исследования Дж.Дженкинс и К.Далленбах; - ретроактивное торможение (Дж.Гилфорд, Р.Вудвортс); - проактивное торможение (Дж.Гилфорд, А.Р.Лурия). В) Эмоции и сохранение. Г) Исследование долговременной памяти (Х.Барт, С.Кофер, Х.Барик, В.Пенфилд).
Реминисценция
А) Исследования П.Балларда (интерес, непосредственное воспроизведение, повторение). Б) Исследования С.Л.Рубинштейна, Д.И.Красильщиковой (память и мышление, ассоциативные и смысловые связи).

4. Теории памяти.

Ассоциативная теория памяти (ассоциация, Г.Мюнстерберг, У.Джеймс, Г.Мюллер, А.Пильцеккер).

Теория памяти в бихевиоризме («когнитивная карта», Э.Торндайк, Э.Толмен).

Структурная теория памяти в гештальт-психологии («Эффект Ресторф», «Эффект Зейгарник»).

Социологическое направление в психологии памяти (прием последовательного припоминания, Ф.Бартлетт).

Деятельностная концепция памяти (память как социальное действие, П.Жане, исследования П.И.Зинченко, А.А.Смирнова).

Память в когнитивной психологии. Модели кратковременной памяти Д.Бродбента, Р.Аткинсона, Дж.Сперлинга. Модели долговременной памяти Р.Аткинсон, Р.Шиффрин Е.Тульвинга. Характеристики компонентов когнитивных систем хранения (Р.Солсо):

Ø Сенсорное хранение.

Ø Кратковременная память.

Ø Долговременная память.

5. Образы памяти.

Понятие образа. Характеристики образа по П.П.Блонскому (трансформация, реинтеграция, симплификация, схематизация).

Классификация образных явлений (место образов памяти в ряду других образных явлений).

Представления:

- классификация;

- характеристики представлений (Г.Эббингауз, Б.М.Теплов);

- индивидуальные особенности представлений («образная способность», А.А.Гостев; яркость, контролируемость, живость образа);

8. Развитие памяти.

Методика двойной стимуляции (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия), «параллелограмм развития памяти».

Литература:

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004. С. 278-319.

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973.

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. С-Пб, 2002:

- Глава 7. Процессы памяти. С.112-146.

- Глава 4, 5. Модели памяти. С.63- 98.

- Глава 9. Образы памяти. С. 154-181.

Клацки Р. Память человека. М., 1978.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004.С.145-195.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

Норман Д. Память и научение. М., 1985.

Психология ХХ1 века / Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 205-236.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

Хрестоматия по психологии / Психология памяти. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М.. 1998.

Мышление и речь

1. Общая характеристика мышления.

Рациональное познание, обобщенный и опосредованный характер познания, мышление и интеллект, репрезентация проблемной ситуации, пропозициональная репрезентация.

2. Операциональные компоненты мышления.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация.

3. Классификация видов мышления (см. Рис. 3).

Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru Виды мышления

 
  Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru

Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru По форме

Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Абстрактно-логическое
Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru По характеру Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru Теоретическое   Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru Понятийное
Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru Образное
Практическое Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru Наглядно-образное
Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru Наглядно-действенное
Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru По степени Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru новизны   Репродуктивное  
Продуктивное    
Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru По степени Перцептивного образа (по Л.М.Веккеру, 1998) - student2.ru осознанности Дискурсивное  
Интуитивное  

Рис. 3. Виды мышления

4. Формы мыслительной деятельности.

Понятие (общее, единичное, конкретное, абстрактное), суждение (формальное, эмпирическое), умозаключение (индукция (эвристика репрезентативности, эвристика необычности), дедукция, аналогия, предположение).

5. Теории мышления.

Схема творческой задачи (У.Джемс).

Ассоциативная теория мышления. Теория констелляций (Г.Мюллер).

Мышление в Вюрцбургской школе. Мышление как внутреннее действие (О.Кюльпе, Н.Ах, К.Марбе). Мышление как функционирование интеллектуальных операций (О.Зельц), «проблемный комплекс», основные интеллектуальные операции – дополнение комплекса, абстракция, репродукция сходства.

Гештальт-теория мышления, метод «рассуждения вслух» (К.Дункер).

Мышление в бихевиоризме. Мышление как «вербальное поведение» (Б.Скиннер). Когнитивная теория мышления (Э.Толмен). Теория поведения (Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам), систематический план, эвристический план.

Исследование влияния прошлого опыта на мышление (А.и Е. Лачинсы).

6. Психология речи.

Понятие о языке и речи. Речь как носитель системы значений. Функции речи (сигнификативная, обобщение, коммуникация). Виды речи (монологическая и диалогическая, устная и письменная, внешняя и внутренняя, дактильная).

7. Мышление и речь.

Гипотеза лингвистической относительности Э.Сепира и Б.Уорфа. Уровни речевого мышления по Л.С.Выготскому, А.Р.Лурия (синкретическое, комплексное, понятийное мышление, псевдопонятие).

Литература:

Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004. С.320-364.

Брунер Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира // Хрестоматия. Психология мышления / Под.ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Петухова. МГУ, 1981. С. 87-96.

Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998. С. 167-366.

Величковский В.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

Грановская Р.М., Березина И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. М., 1979.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 222-304.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1964.

Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

Психология ХХ1 века / Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 291-440.

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2002.

Халперн Д. Критическое мышление. М., 1998.

Наши рекомендации