Какие моральные ценности важны для современных россиян?
«Всяк по своему с ума сходит»
«Своя рубашка ближе к телу»
Русские народные пословицы
Среди граждан современной России долгое время традиционно было восприятие самих себя как «части советского народа». Официальная иерархия и в царской империи, и в СССР строилась одинаково: народ—коллектив (производственная или сельская община) — семья—человек.
Известен графический символ русского мироощущения — устойчивая пирамида, которую венчает лидер (патриарх, царь, генеральный секретарь и т.д.), а внизу — народ. Граждане России
действительно ценили свою принадлежность к большой, державно-народной общности и поэтому очень болезненно восприняли крушение Советского Союза.
Реформы перевернули не только реальную жизнь, но и многие ценности и установки в сознании граждан. При советской власти наиболее престижными были такие профессии, как дипломат, космонавт, балерина, актриса, научный работник и преподаватель, писатель или поэт, музыкант — т.е. творческие профессии гуманитарной интеллигенции. При том что зарплата заводского рабочего, например, была в 4—5 раз выше, чем у молодого врача или преподавателя в вузе. Социальным «успехом», несмотря на все несправедливости оплаты труда, считалось получение диплома о высшем образовании, возможность творчества и самореализации.
Сейчас личность оценивается не столько по ее интеллектуальным способностям или возможностям (как это было раньше), не по критерию служения обществу или государству, сколько по имеющейся в ее распоряжении собственности и наличных денег. Появилась и расширяет свое влияние «мораль успеха», ранее не характерная для россиян94.
Как россияне воспринимают себя сегодня: как «осколок» бывшей великой общности — «советского народа»? Или как этнос? В каком кругу они испытывают традиционно важное для них чувство общности? С кем предпочитают общаться?
По данным аналитиков65, решающую роль в жизни россиян играет здоровье и семья (79,9%), друзья (74,4%). Это закономерно, потому что семью и друзей человек выбирает себе сам, «под себя». При любом кризисе глобальных общностей ближайшее окружение человека становится той нишей, куда человек стремится уйти, чтобы укрыться от бурь и потрясений внешнего мира.
Вторую по значимости группу составляют товарищи по работе и учебе (51,3%), люди, разделяющие те же взгляды на жизнь (52,9%), люди того же поколения (51,9) и тех же профессий (50,7%). А вот «национальная принадлежность», «политические взгляды», «соседство», «материальный достаток и богатство» играют для общения гораздо меньшую роль: только 25—40% русских учитывают эту позицию.
Утратили свою ценность и такие понятия, как «могущество страны», «прогресс», «процветание» и «демократия»65.
Особенно примечательно, что россияне ценят «порядочность». Разрушение социальной защиты и практического отсутствия государственного контроля, беспредельное развитие индивидуаль-
ной свободы имеет свои положительные и отрицательные результаты. Но при этом резко возрастает необходимость включения (иных, чем государственные) механизмов регуляции социального взаимодействия. В такой ситуации люди начинают особо высоко ценить все, что может упорядочить жизнь, и в первую очередь — «порядочность», честность, честь и достоинство. Ценность этих качеств личности возрастает, особенно в сфере личных отношений.
Совершенно отдельной группой выглядит самосознание так называемых «новых русских» — российских предпринимателей. В иерархии их жизненных ценностей самое важное место занимают «свобода», «собственность», «процветание», «стабильность» и «достаток». А вот такие гуманистические ценности, как «согласие», «справедливость» и «духовность», гораздо менее важны для них, чем для представителей других социальных групп68. По своим ценностям они отходят от традиционного сознания россиян, более эгоистичны и озабочены личным благополучием.
Парадоксально, но факт, что из числа самых важных ценностей россиян ушло слово «труд»6*. Коммунистическая идеология очень активно опиралась на это понятие, особенно при описании картин светлого будущего. Потребность в труде в доперестроечной России объявлялась высшей потребностью человека. Проводилась соответствующая идеологическая обработка массового сознания. Уклонение от труда на благо общества считалось преступлением перед социалистическим государством со всеми вытекающими отсюда последствиями. Жестко действовал лозунг: «Кто не работает, тот не ест». Существовала статья закона, наказывающая за тунеядство!
Сегодня труд потерял былую идеологическую нагрузку, перестал «быть на слуху» и занял достаточно низкое место в списке жизненных ценностей россиян. Можно предположить, что такая ситуация связана не с природной ленью русских или их неумением работать, а скорее, с предыдущим чрезмерным давлением со стороны государства.
С кем россияне не очень-то стремятся общаться? С теми, кто слишком интересуется политикой, теми, «кто не любит высовываться» (слишком осторожен, трусоват), кто уверен, что главное в жизни — «как повезет» (расчет на «авось», безалаберность и безответственность) или считает себя «советским народом» (т.е. слишком политизирован и мечтает о возврате прошлого). Такие группы по общности интересов составляют всего 15—
Эти данные говорят прежде всего о большой роли абстрактных, символических ценностей в жизни россиян. Ведущее место у них занимают такие реальные общности, как «семья» «друзья» и «язык» —• универсальные во всем мире. Однако ощущение единства с «товарищами по работе», или «по учебе», или с людьми, «разделяющими одинаковые взгляды на жизнь», более традиционно именно для русских. Французы, например, редко заводят друзей на работе, а «одинаковые взгляды на жизнь» для них совсем не обязательное условие приятельских отношений.
То, что половина россиян испытывает доверие и дружбу к тем, у кого «те же взгляды на жизнь», к «людям своего поколения», к «людям той же профессии» или к «тем, кто не ждет «манны небесной», ведет такой же «образ жизни», ценит свое «историческое прошлое», «народные обычаи и традиции»6*, сближающие 20% русских, выглядят несколько необычно по сравнению с другими народами.
Характерно, что среди приоритетов, которые сближают россиян, «религия» стоит на одном из последних мест. Кстати, как и «внешность».
Интересно, что в выборе ценностей для мужчин более важны «свобода», «законность», «порядок», «профессиональный успех» и «достаток». А вот женщины в качестве основных ценностей жизни выбирают чаще «семью», «милосердие», «здоровье», «любовь», «духовность», «мир», «согласие». Можно сказать, что они менее прагматичны. «Любовь»,«успех» и «профессионализм»— это приоритетные ценности молодежи, но с возрастом их ценность падает. Чем старше люди, тем важнее для них «духовность», «стабильность», «мир», «порядок» и «законность».
Как чисто российскую специфику можно оценить политизированность ее граждан: 30,6% людей чувствуют общность с другими — по мировоззренческим или политическим взглядам. Еще более неожиданной оказалась скромная роль имущественного достатка (только седьмое место). Причем люди с высшим образованием выбирают эту ценность реже, чем без него. А ведь казалось бы, что в условиях снижения уровня жизни можно было бы ожидать гораздо большего внимания к этой позиции. А вот нет....
Пожалуй, главная особенность России последних лет — появление массы активных предприимчивых людей. Впервые за много десятилетий в России появились люди, которым есть что терять (и не только в материальном смысле). Это уже новый тип людей, которые понимают, с чем связаны новые возможности, в том числе и возможность «посмотреть мир». Они понимают, благодаря чему они стали собственниками недвижимости, почему они могут теперь продать, подарить или завещать детям свою
квартиру. Люди больше не хотят тратить время на очереди, на бессмысленные партийные и профсоюзные собрания. Они видят, что активному человеку сегодня гораздо легче найти возможность выгодного приложения сил.
Среди них немало и бедных людей, у которых не такие уж примитивные мотивации, как это часто изображают СМИ. Если человек беден, то вовсе не обязательно, что он коммунист. Людям умственного труда, которые составляют в России не менее трети населения95, присущи независимо от материального положения взгляды и ценности, характерные для среднего класса. Если учитель и врач, не получив зарплату, выходит на улицу с антиправительственным лозунгом, то и это не значит, что он коммунист. Интеллигенция дорожит своей свободой и хочет сберечь ее для детей и внуков, так что загнать общество в прежнее состояние уже никому не под силу.
Таким образом, россияне вовлечены в очень сложную систему социальных связей и моральных ценностей. Для них потеряло смысл прежнее идеологизированное определение общности — «советский народ». 40% россиян больше не отождествляют себя с установками периода застоя: «сиди тихо, не высовывайся, жди счастливого случая». Теперь люди надеются, в основном, на свои собственные силы и доверяют, главным образом, только самим себе96. Зато очень важно для них все то, что отражает духовную близость людей — взгляды на жизнь, интересы, религия, профессия и национальность6*. Причем фактор национальности оказывается гораздо важнее, чем гражданство. Интересно, что «русские» в 2 раза чаще предпочитают называть себя именно этим словом, а не словом «россияне»65. Это очень показательно, особенно в контрасте с традиционным чувством зависти и пиетета русских по отношению к иностранцам, с присущим им в прошлом желанием выглядеть чуточку «иностранцем» или выдать себя за «нерусского»! (см. об этом ч. II, гл. 3, § 11).