Обработка результатов
Обработка заключается в суммировании написанных обследуемым баллов во всех пунктах, входящих в соответствую шкалу.
Ключ к шкалам полного варианта ДС
«Ак»: 13, 17, 23, 28, 44, 46, 48, 50. В шкале 8 пунктов.,
«Бо»: (3), 6, 8, (17), (38), 39, (50). В шкале 7 пунктов.
«То»: 1, 7, 14, 18, 27, 43, 55, 57. В шкале 8 пунктов.
«Ра»: 4, 8, 25, 31, 35, 37, 41. В шкале 7 пунктов.
«Сп»: 5, 9, 10, 12, 21, 24, 30, 35. В шкале 8 пунктов.
«Ус»: 16, 20, 29, 34, 51, 53, 54, 56. В шкале 8 пунктов.
«Уд»: 2, 15, 22, 26, 33, 40, 45, 47, 52. В шкале 9 пунктов.
«По»: 11, 19, 32, 36, 42, 49. В шкале 6 пунктов.
В шкале «Бо» номера пунктов, взятые в скобки, имеют инвертированную семибалльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шкалы идут не те баллы, которые написаны испытуемым, а разница, которая получается после вычитания написанного (в бланке ответов) балла из восьми. То есть необходимо использовать формулу: S = 8 - М, где М — балл, написанный испытуемым, S — балл, который войдет в сумму сырых баллов для данной шкалы.
Вместо формулы можно использовать таблицу для пересчета баллов:
Балл, написанный испытуемым | |||||||
Балл, учитываемый при суммировании |
Обратите внимание, что описанное выше преобразование баллов необходимо только для пунктов шкалы «Бо», номера которых взяты в скобки.
Целесообразно сделать восемь (по числу шкал) копий листа для ответов и изготовить ключи-шаблоны, сделав прорези (окошечки) в ячейках таблицы, которые соответствуют пунктам данной шкалы. В правой части таблицы в листе для ответов в столбце перечислены названия шкал. Еще правее находятся две свободных клетки: для записи сырого балла и стандартного балла. В каждом ключе-шаблоне следует сделать прорезь для названия шкалы и для ячейки, в которую будет записан подсчитанный суммарный балл. Прорези для инвертированных пунктов выделите цветом и напишите слева от прорези для напоминания «8 – ».
Накладывая на обрабатываемый лист для ответов поочередно все ключи-шаблоны, можно быстро и, главное, с меньшей вероятностью ошибок подсчитать сумму баллов по каждой шкале. Вычисленную сумму надо написать в свободную ячейку таблицы, рядом с названием данной шкалы. Так получится столбец сырых шкальных баллов.
Если далее предполагается лишь корреляционный анализ, то можно оперировать сырыми оценками. Во всех других случаях целесообразно перевести сырые шкальные баллы в стандартные T-оценки. Для этого используются таблицы перевода (табл. 2.2-2.5). Таких таблиц четыре: для полного и краткого варианта, отдельно для мужчин и женщин.
Предположим, был обследован мужчина с использованием полного варианта ДС. По шкале «Ак» при подсчете суммы баллов получен 21 балл. Обращаемся к табл. 2.2. В крайнем левом столбце с названием «Сырые баллы» находим строку, в которой записано число 21. В этой же строке в столбце с названием «Ак» видим число 29. Это стандартный балл, другими словами, T-оценка параметра «Ак» данного обследованного. Если суммарный балл по шкале «Бо» получен 26, то в ячейке таблицы на пересечении строки с сырым баллом 26 и столбца с названием «Бо» мы находим стандартный балл 43. Аналогичным образом переводим остальные сырые баллы в стандартные.
Таблица 2.1 Таблица для перевода сырых баллов в стандартные T-баллы (мужчины)
Нормативная выборка: мужчины, 685 человек в возрасте от 20 до 60 лет (больше 20 и меньше 60 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России.
Сырые | Сырые | |||||||||||||||||
баллы | Ак | Бо | То | Ра | Сп | Ус | Уд | По | Баллы | Ак | Бо | То | Ра | Сп | Ус | Уд | По | |
— | — | — | — | — | — | — | ||||||||||||
— | — | — | — | — | ||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | — | |||||||||||||||||
— | — | |||||||||||||||||
— | — | — | ||||||||||||||||
— | — | |||||||||||||||||
— | — | — | ||||||||||||||||
— | — | — | — | |||||||||||||||
— | — | — | — | |||||||||||||||
— | — | — | — | |||||||||||||||
— | — | — | — | |||||||||||||||
— | — | — | — | — | ||||||||||||||
— | — | — | — | — | — | |||||||||||||
— | — | — | — | — | — | |||||||||||||
— | — | — | — | — | — | |||||||||||||
— | — | — | — | — | — | |||||||||||||
— | — | — | — | — | — | |||||||||||||
— | — | — | — | — | — | |||||||||||||
— | — | — | — | — | — | |||||||||||||
— | — | — | — | — | — | |||||||||||||
— | — | — | — | — | — | |||||||||||||
— | — | — | — | — | — | — |
Таблица 2.2 Таблица для перевода сырых баллов в стандартные T-баллы (женщины)
Нормативная выборка: женщины, 635 человек в возрасте от 20 до 55 лет (больше 20 и меньше 55 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России.
Сырые | Сырые | |||||||||||||||||
баллы | Ак | Бо | То | Ра | Сп | Ус | Уд | По | баллы | Ак | Бо | То | Ра | Сп | Ус | Уд | По | |
— | — | — | — | — | — | — | ||||||||||||
— | — | — | — | — | ||||||||||||||
— | — | |||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | ||||||||||||||||||
— | — | |||||||||||||||||
— | — | |||||||||||||||||
— | — | |||||||||||||||||
— | — | — | ||||||||||||||||
Таблица 3. Средние и сигмы, вычисленные на нормативной выборке мужчин (опросник ДС, полный вариант)
Шкалы | Средняя | Сигма |
«Ак» | 36,82 | 7,52 |
«Бо» | 21,78 | 5,97 |
«То» | 20,34 | 7,81 |
«Ра» | 21,06 | 7,15 |
«Сп» | 22,04 | 8,71 |
«Ус» | 23,04 | 8,70 |
«Уд» | 31,38 | 8,88 |
«По» | 20,02 | 5,89 |
Выборка: мужчины, 752 человека в возрасте от 20 до 60 лет (больше 20 и меньше 60 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России. |
Таблица 3.2
Средние и сигмы, вычисленные на нормативной выборке женщин (опросник ДС, полный вариант)
Шкалы | Средняя | Сигма |
«Ак» | 33,37 | 8,38 |
«Бо» | 24,50 | 7,18 |
«То» | 25,14 | 9,28 |
«Ра» | 24,27 | 8,40 |
«Сп» | 26,14 | 10,10 |
«Ус» | 27,22 | 9,42 |
«Уд» | 34,96 | 9,62 |
«По» | 21,30 | 6,16 |
Выборка: женщины, 928 человек в возрасте от 20 до 55 лет (больше 20 и меньше 55 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане России. |
Перевод сырых шкальных оценок в стандартные целесообразно осуществлять, используя формулу (для всех шкал, кроме «Ак»):
T = 50 – 10 (Р - M) / s,
где: Т— стандартный балл, Р — сырой балл по шкале, М — средняя (математическое ожидание), s — сигма (среднеквадратическое отклонение).
Для шкалы «Ак» используется формула:
Т= 50 + 10 (Р - M) / s,
В табл. 3.1, 3.2 приведены средние и сигмы, вычисленные по данным нормативных выборок мужчин и женщин.
Интерпретация профиля ДС.
Опросник предназначен для определения основных характеристик состояния. Каждая шкала в нем имеет значимые корреляционные связи с другими шкалами. Это означает, что данный опросник определяет характеристики психического состояния, довольно тесно связанные друг с другом. Наличие в доминирующем состоянии не связанных друг с другом основных характеристик противоречило бы пониманию психического состояния как целостного психического явления. Целостность состояния весьма существенная его черта, без нее невозможно представить реализацию состоянием интегрирующих и координирующих функций, о которых пишет большинство исследователей.
Разумеется, выявление корреляционных связей на материале достаточно представительной выборки не означает полного соответствия в изменениях параметров состояния у каждого отдельного испытуемого. Эта динамика может быть весьма противоречивой, но тенденция к согласованному изменению различных составляющих состояния является более сильной и встречается чаще.
Также для интерпретации полученных данных всегда важна не только направленность изменений параметров и их согласованность, но и степень их выраженности. Применительно к профилю, отображающему в виде схемы показатели шкал методики в стандартных баллах отдельного испытуемого или усредненные величины группы, это означает, что важен не только линейный или зубчатый характер линии диаграммы, не только наклон линии или ее горизонтальное расположение, но и высота расположения линии относительно уровня 50 Т-баллов.
Рис. 2.2. Бланк для построения профиля ДС