Введение. Государственное образовательное учреждение
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Формирование самооценки у детей в возрасте 10-11 лет с задержкой психического развития
050714.65 «олигофренопедагогика»
Работа защищена Выполнил(а)студент(ка)
на оценку:VIкурса заочной формыобучения
______________________________ Копёнкина Ирина Викторовна__
фамилия, имя, отчество
протокол от «___» ______________20__г.
№________________ Научный руководитель
кандидат биологических наук
доцент
учёная степень, должность,
Председатель ГАКЛ.Ф. Старцева
инициалы, фамилия
______________________________
учёная степень, должность
______________________________ Рецензент
инициалы, фамилия
кафедра специальной педагогики и
психологии
кандидат биологических наук
И.С. Депутат
Допустить к защите
Зав. Кафедрой _____________________
наименование кафедры
_____________________________
подпись расшифровка подписи
протокол от «__» __________20__г.
№________________
Архангельск
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ самооценки у детей 10-11 лет с задержкой психического развития……………………………..6
1.1. Понятие самооценки, её структура и виды………………………….6
1.2. Формирование самооценки в онтогенезе……………………………9
1.3. Особенности самооценки детей 10-11 лет с задержкой психического развития…………………………………………..........................15
1.4. Значение игр в развитии самооценки у детей……………………18
Выводы по главе 1………………………………………………………...25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ самооценки у детей 10-11 лет с задержкой психического развития............................................26
2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………...26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………..28
Выводы по главе 2………………………………………………………...35
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ адекватной самооценки у детей 10-11 лет с задержкой психического развития ……………………………………………..36
3.1. Цель и задачи формирующего эксперимента…...…………………36
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента………..………49
Выводы по главе 3………………………………………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...62
Введение
В настоящее время, в связи с глубокими изменениями в системе образования, переосмыслении его целей, содержания, методов, наметившейся тенденции воспитания в направлении к гуманистического, личностно-ориентированного подходов, повышенное внимание уделяется детям с задержкой психического развития различного генеза.
С клинико-психологических позиций задержка психического развития рассматривается как один из вариантов психического дизонтогенеза, при котором в качестве основных проявлений выступают нарушения познавательной деятельности, дефицитарность эмоциональной, волевой, мотивационной сфер и личностная незрелость.
Специальная психология в настоящее время располагает целым рядом исследований, посвящённых: изучению конкретного проявления и причин снижения темпа психического развития у этих детей, описанию различных вариантов ЗПР, анализу специфики развития мышления, изучению мыслительной деятельности, познавательной активности, учебной деятельности, отдельных психических процессов, вопросам отграничения ЗПР от сходных состояний (6; 9; 10; 11; 13; 24; 31; 32).
Круг исследований, посвящённый изучению школьников с задержкой психического развития, постоянно расширяется, однако проблемы специфики развития самооценки детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития по-прежнему остаются мало изученными. В литературе по специальной психологии до настоящего времени не достаточно исследований особенностей самооценки у детей 10-11 лет с задержкой психического развития. Вместе с тем, рассмотрение вопроса формирования самооценки у данной категории детей имеет чрезвычайно важное значение, так как самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование и вместе с тем корригируется и направляется ее непосредственным воздействием.
Поэтому изучение особенностей самооценки, приемов формирования адекватной самооценки у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития является весьма актуальной.
Цель работы: разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих занятий игрового характера, направленный на развитие адекватной самооценки у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить теоретический аспект проблемы формирования самооценки у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.
2. Исследовать и сравнить особенности самооценки у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием; выявить особенности самооценки детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих занятий игрового характера, направленный на формирование адекватной самооценки у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.
Объектом исследования являются особенности самооценки детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.
Предметом исследования выступает комплекс коррекционно-развивающих занятий игрового характера, направленный на формирование адекватной самооценки детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза: предполагается, что самооценка у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития носит дисгармоничный характер, проявляющийся в неадекватно заниженной, либо завышенной самооценке, при этом будет наблюдаться высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности. Комплекс коррекционно-развивающих занятий игрового характера позволит сформировать адекватную самооценку у данной категории детей.
В соответствии с целью и задачами в работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенный нами комплекс коррекционно-развивающих занятий игрового характера может использоваться в работе учителя-дефектолога, психолога.