Дизайн аудиовизуальных коммуникаций.
Дизайн коммуникаций. Виды коммуникаций целостно-структурированной среды. Контакты между предметами в системах, осваиваемых человеком, и отношения между людьми в ходе этого освоения осуществляются посредством особых форм связи — коммуникаций. В зависимости от задач и необходимых функций деятельности коммуникации осуществляются в различных по природе формах: физической (технической и физиологической) и психологической (визуальной и аудиальной).
К техническим коммуникациям относятся разного рода пути сообщения — транспорт, инженерные сети, автоматическая связь. Под физиологическими коммуникациями имеются в виду собственно физические (как правило, силовые) и тактильные (осязательные) контакты между субъектом (человеком) и объектом (предметом или другим человеком). К психологическим коммуникациям относятся зрительный и звуковой способы передачи информации, которые в силу близости их природы обычно определяют единым понятием — «аудиовизуальные» (АВ).
Технические коммуникации организуются в результате инженерно-дизайнерских разработок машинно-приборного аспекта проектируемых коммуникационных систем. Физиологические коммуникации как часть всякой деятельности человека (в силовой и осязательной формах) не подлежат специальной разработке в силу их естественной зависимости от предметных систем, с которыми связан человек-оператор. Они «проектируются» лишь в связи с технической оснасткой системы и через нее, на основе положений эргономики. И в этом случае способы и средства дизайн-проектирования также не отличаются от тех, которые применяются при проектировании предметных систем. Программа физической деятельности осуществляется на основе аналогичных положений. Ввиду сказанного вопросы проектирования большинства перечисленных коммуникаций не будут рассматриваться специально, исключение составляет дизайн психологических (аудиовизуальных) коммуникаций, методы которого имеют особое значение для проектирования информационного аспекта среды.
Понятие и значение аудиовизуальных коммуникаций.Под аудиовизуальной коммуникацией понимается зрительная и слуховая связь в системе «приемник — передатчик» через канал связи. Нерасторжимость биоантропологических приемопередающих «устройств» и каналов связи с человеком, принципиальная важность роли речи и зрения в процессе труда, стремительное возрастание значения информации в развитии человеческого общества обусловили исключительное место аудиовизуальной коммуникации во всех видах деятельности человека. На ранних этапах развития социума информационные процессы реализовались в общении, благодаря чему были эмпирически установлены и закреплены в человеческой культуре основные способы коммуникации, не утратившие своего значения до нашего времени.
В общении вырабатывались критерии поведения человека, формировались его взгляды, мировоззрение, жизненная позиция. Общение служило основной сферой проявления специфических человеческих эмоций и психических состояний вообще, необходимым условием формирования психологических свойств личности, ее сознания, самосознания и способности к эстетическому "переживанию. Моральные чувства — тот комплекс душевных состояний, который составляет основу и является регулятором всякого общения, — родятся в процессе общения. Именно в общении индивиды физически и духовно творят друг друга. В ходе формирования «второй природы» человек «перенес» психофизиологические принципы коммуникации на технические устройства, создал приборный мир, дополняющий и совершенствующий сложную систему межчеловеческой коммуникации в целом. Так возникли группы приборов, передающих, принимающих, перерабатывающих и воспроизводящих информацию, аналогичных по функции органам чувств и частично имитирующих некоторые функции мозга.
Элементы и функции АВ-коммуникаций. В наиболее общем виде АВ-коммуникация состоит из трех элементов:
— передатчика (источника сообщения);
— канала связи (способа передачи сообщения);
— приемника (объекта, принимающего сообщения).
Антропономический характер АВ-коммуникационных систем проявляется не только в наличии информационных приборов аудиального или визуального класса, устройств тактильного контроля или смешанных групп приборов. Он сказывается в постоянном и повсеместном учете психофизиологических и эргономических особенностей человека, в процессе коммуникации выступающего как начальный (передатчик, источник сообщения, инициатор, творец коммуникации) или конечный (приемник, получатель) пункт передачи сообщения. Элементы канала связи АВ-коммуникационных систем служат для осуществления таких функций, как повышение избирательности акта коммуникации, улучшение процесса передачи и приема информации, активизация включения человека в информационный обмен, фиксация и интерпретация сообщений, устранение шумов технического, психофизиологического и социального происхождения с учетом специфики и проводимости канала связи.
Контакт между людьми с помощью современных технических средств требует от участников процесса АВ-коммуникации навыков эксплуатации каналов связи, осознания психофизиологических возможностей человека, а также знания законов информатики и семиотики как инструмента кодирования и декодирования сигналов.
Аудиовизуальное сообщение может передаваться в ситуациях: направленного восприятия (наблюдающегося при поиске научной информации в массе иных сообщений или в ходе пространственной ориентации человека), рассеянного восприятия (реализующегося при ходьбе или при проезде, например, через улицу), типично организованного восприятия (имеющего место тогда, когда сообщение ожидается как особая форма информации — зрелище, телепередача и т. п. — обычно в обстановке досуга), смешанного восприятия (наблюдающегося при единовременном участии человека в двух (и более) актах коммуникации, например человек слушает радио и говорит). При передаче человеку элементов культуры в виде специфических сообщений создатели средств массовой коммуникации должны руководствоваться правилом эффективности, так как многоканальность сообщений, перекрывающих друг друга и создающих специфические помехи для восприятия, снижает оригинальность и интенсивность процессов АВ -коммуникаций. Многообразие жизненных проявлений предполагает неограниченное количество комбинаций в системе АВ-коммуникаций. НТР поставляет коммуникаторам все новые и новые инструменты, обладающие операционной гибкостью, информационной емкостью, широкими возможностями интерпретации и др. Визуальная коммуникация, собственно, потому превратилась за последнее десятилетие в одну из ключевых социотехнических проблем, что каналы, по которым транслируется масса автономных визуальных сообщений, в большинстве случаев взаимно совпадают. В условиях конкретной общественной среды — города, улицы, магазина, выставки и пр. — визуальные сообщения различной принадлежности и целевой ориентации совмещаются в поле зрения и создают островыраженный хаос.
Типология АВ-коммуникаций. Из всего реального многообразия психологических (аудиовизуальных) коммуникаций по наиболее характерным признакам (процессуальным, инструментальным, социальным) можно выделить несколько их основных видов.
По процессуальным признакам различаются техническое сообщение и человеческое общение.
Сообщение — однонаправленный поток информации по техническим каналам связи, предполагающий анонимного, достаточно пассивного (т. с. не реагирующего немедленно) получателя (накапливающего информацию «про запас»). Эту информацию люди получают через печатные публикации, звукозаписи, радиовещание, телевидение и т. д.
Общение — двусторонний информационный процесс, предполагающий конкретного получателя и обязательно ориентированный на немедленную активную ответную реакцию. Это — непосредственное, «лицом к лицу» общение людей. За последние десятилетия и оно значительно оснастилось инструментально (видеотелефон, дисплей и пр.), что еще больше расширило его возможности и формы. Общение является генетически первичной, наиболее всеобъемлющей, универсальной и вместе с тем постоянной формой АВ-коммуникации.
В инструментальном отношении выделяются абстрактно-логические и конкретно-чувственные АВ-коммуникации; первые обеспечиваются научно-экспериментальными методами, а вторые — средствами дизайна.
Абстрактно-логическая коммуникация основана на однозначности того или иного сообщения и невозможности его произвольного прочтения. Эти свойства идеально воплощаются, например, в некоторых искусственных языках науки и техники (математические символы, структурные химические формулы, знаки-индикаторы и схемы (в радиоэлектронике)). Существенно то, что условием коммуникации абстрактно-логического типа является обязательное предварительное обучение правилам кодирования и декодирования информации, которые осуществляются при помощи знаков или символов, имеющих определенное значение.
Конкретно-чувственный вид коммуникации осуществляется вне жесткой регламентации деятельности. Значительная часть средств коммуникации этого вида является своего рода сигналом для самонастройки, стимулирующим характер поведения человека, обусловленный социальными, экономическими, культурными правилами.
По социальным признакам различают следующие виды АВ-коммуникаций: межличностное, «лицом к лицу» общение в малой группе (народные собрания-посиделки, индивидуальные праздники, любительское музицирование, танцы и т. п.); межличностное общение в большой социальной группе (созерцание явлений природы, ярмарки, зрелища театрализованные, праздники-гулянья, карнавально-маскарадные праздники, общественные праздники, демонстрации, деловые игры, спортивные игры, фестивали — театрализованные представления, театр, цирк и др.).
Перекрещивание названных типологических форм дает более сложные, смешанные виды АВ-коммуникаций.
Исходные положения и задачи дизайна АВ-коммуникаций. Цель дизайна АВ-коммуникаций - создать универсальный язык, применимый во всех сферах массовой коммуникации. Исходным положением для достижения целостности аудиовизуального характера среды является учет разнопорядковых факторов , а также научный анализ особенностей восприятия человеком движения, пространства, объема, поверхности, линии, цвета, света, звука. Поэтому центральная задача дизайна АВ-комму-ннкации— путем систематизации и упорядочения аудио и визуальных средств и форм организовать растущий поток информации, освободить человека от излишних затрат времени и энергии, максимально облегчить ориентирование его в предметно-пространственной среде. Движение обеспечивается разработкой сценариев проектируемых процессов, в которых определяется планировка — предметная и коммуникационная организация пространства. Планировка, в свою очередь, опосредует физическое и информационное построение объема, т. с. структуру и форму объекта. От структуры зависит пластическая трактовка поверхности объекта, характер которой предопределяет расположение и графическое построение орнаментов, текстов, знаков. С линейно-графическим решением сочетается цветовое кодирование элементов, цвет обусловливает и общий колорит предметной среды АВ-коммуникаций — цветовой климат. От последнего неотделим световой климат среды. Через светозвуковые устройства световой климат связан с аудиальной организацией среды. Каждый из перечисленных факторов не только исполняет утилитарную роль, но и определяет формирование специфических знаковых подсистем — пластических, графических, колористических, световых, мелодических и др. Однако оптимальное дизайнерское решение проблемы АВ-коммуникаций заключается не в разработке таких изолированных подсистем, а в организации объёмно-пространственной структуры среды с учетом максимального числа ее параметров. Организация объёмно-пространственной структуры среды возможна при достаточно полном учете основных критериев дизайн-проектирования АВ-коммуникаций: актуальности (определяет необходимость и цель получения информации); оперативности предъявления (обеспечивает быстроту и своевременность появления материала); сменяемости (гарантирует сохранение остроты воздействия л .глубины восприятия); уместности расположения (способствует полноте восприятия); концентрации расположения, (способствует постоянству и силе воздействия информации).Группы коммуникаций образуют аудиовизуальную среду в целом. Она может быть изменяемой и статичной, «бедной» по смыслу и насыщенной информацией, монотонной и разнообразной, выполняющей одну или несколько функций. Дизайн обладает далеко еще не раскрытыми возможностями комплексного формирования среды на основе единства образности и композиционной «полифонии». Дизайнерский подход к совмещению цвета, звука, движения, чисто художественная интерпретация этого явления открывают возможности создания нового cpeдства образной организации информации. Слагается мир совершенно повой образности, нового отношения к эстетике звуковой и зрительной сфер, возникает важнейший элемент информационно-образного познания и освоения окружающей действительности, адекватной запросам и потребностям завтрашнего дня. Развитие средств АВ-коммунйкации, возросшая энергоемкость и интенсивность каналов связи и их новая образность в еще большей степени усиливают роль дизайн-сценирования — способа избежать информационного хаоса, сверхстимуляции. Прослеженные особенности дизайна АВ-коммуникаций позволяют осмыслить его как систему, в которой имеются подсистемы приборного оснащения информационных процессов, сценирования процессов коммуникации, проектирования элементов фирменного стиля, элементов дизайна среды и т. д. В настоящее время аналогами системного подхода при проектировании АВ-коммуникаций могут служить программы информационного обеспечения космических полетов, международных форумов (ЭКСПО, Олимпийских игр), телевизионного международного обмена, образования. Однако до сих пор дизайну в них отводилось подчиненное место, как методу разработки отдельных, разрозненных предметов или их групп. Выработка дизайн-стратегии при проектировании АВ коммуникаций — задача наших дней.
Вопросы
1. Круг целостно-структурированных объектов охватывает и предметные системы, и процессы, объединяющие эти комплексы. Что к ним относится.
2. Что требуется от людей в плане навыков АВ-коммуникации и психофизиоло -гических возможностей человека.
3. Почеиу в условиях конкретной общественной среды визуальные сообщения различной принадлежности совмещаются в поле зрения и создают островыраженный хаос.
4. Почему в условиях конкретной общественной среды визуальные сообщения различной принадлежности и целевой ориентации совмещаются в поле зрения и создают островыраженный хаос.
5. Как о различаются по социальным признакам виды АВ-коммуникаций. Назовите их.
6. Световой климат среды неотделим с линейно-графическим решением проекта и с цветовым кодированием элементов. Как они взаимосвязаны.
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 4
ТЕСТЫ