Социально-перцептивный стиль личности: его формирование и развитие
Социально-перцептивный стиль личности –относительно устойчивая индивидуальная система приемов и способов восприятия и оценки личности партнера по общению. В процессе взаимодействия с другими людьми у каждого человека со временем формируется свой, индивидуальный социально-перцептивный эталон, являющийся результатом соотнесения индивидуальных межличностных представлений-оценок и исходов взаимодействия с наиболее распространенными социальными стереотипами. Можно сказать, что социально-перцептивный стиль в содержательном плане есть результат интериоризации социальных стереотипов в процессе повседневного общения и совместной деятельности с другими людьми, а в плане технологическом – реализация в конкретных действиях восприятия и оценки партнера по общению сложившегося социально-перцептивного эталона.
Источниками формирования социально-перцептивного эталона являются два вида информации: общеосведомительная (информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях других людей, которая накапливается и сохраняется длительное время и используется при выработке общего подхода к оценке людей и их действий) и оперативно-регулятивная (формируется при взаимодействии с конкретными людьми в данный момент при решении определенной задачи). С ростом степени знакомства с конкретным человеком, группой, типом и категорией людей удельный вес использования оперативной информации снижается, уступая место информации общей, более устойчивой и обобщенной.
Социально-перцептивный эталон формируется, в том числе, и в процессе познания человеком самого себя, являющегося условием атрибутивных действий по отношению к другим людям [10]. При этом, по мнению Петровской Л.А., основными источниками самовосприятия являются:
1) Восприятие себя через соотнесение (идентификацию, различение) себя с другими. Рассматриваемый в плане таких конкретных ситуаций общения процесс соотнесения себя с другими дает возможность в случае установления идентичности в каких-то отношениях использовать другого в качестве некоторой модели самого себя, удобной для анализа и наблюдения в силу ее внешней заданности и объективированности.
2) Восприятие себя через восприятие себя другими. Значимость указанного источника развития представления о самом себе подчеркивалась, в частности, Л. С. Выготским: “Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других”. Можно сказать, что существо обсуждаемого источника самовосприятия заключается в опоре на межличностную обратную связь.
3) Восприятие себя исходя из результатов собственной деятельности.
4) Восприятие себя через наблюдения собственных внутренних состояний. Выделение этого источника в качестве объекта психологических исследований имеет, как известно, давнюю историю, связанную с интроспективной психологической парадигмой.
5) Непосредственное восприятие собственного внешнего облика.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, и наоборот, чем полнее раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе [1].
В этой связи важнейшей характеристикой социально-перцептивного стиля личности является пеpцептивная сложность – свойство личности, опpеделяющееся ее способностью к использованию большего или меньшего числа (диапазона) социально-пеpцептивных оценок дpугой личности и самого себя (Гончаров А.И.).
Социально-перцептивный стиль может быть оценен с помощью следующих критериев: точности межличностного воспpиятия (высокая, сpедняя, низкая); самооценки; пpоективной тенденции, то есть тенденции приписывать свои качества другим людям; стабильности оценок, даваемых одним и тем же людям; способности к эмпатической идентификации; сенситивности; содеpжания pефеpентного эталона стиля общения и др.
Подлежит ли социально-перцептивный стиль изменению и совершенствованию? В социальной психологии идея отыскать средства развития перцептивных способностей не нова. Целый ряд экспериментов был поставлен для того, чтобы выявить, обладает ли определенной стабильностью способность отдельных индивидов “читать” характеристики других людей. Эти эксперименты не дали однозначного ответа на вопрос: примерно в 50% случаев такая стабильность была зафиксирована, а в других 50% случаев ее не удалось выявить. Такие же противоречивые результаты были получены и относительно того, можно ли обучить искусству более точного восприятия другого человека. Несмотря на то, что вопрос этот остается дискуссионным, ряд усилий тем не менее предпринимается.
Они связаны с использованием для этих целейсоциально-психологического тренинга. Наряду с тем, что тренинг применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные приемы ориентированы на повышение перцептивной компетентности, то есть точности восприятия (Петровская, 1989). Программы тренинга, применяемые в этом случае, весьма разнообразны. Самой простой и неожиданной из них является фиксирование внимания лиц, для которых точность восприятия других людей особенно значима (учителя, врачи, руководители разных рангов), на таком простом факте, как чрезвычайная распространенность различных “ходячих представлений” относительно связи физических характеристик человека и его психологических особенностей. Произвольные представления о связи различных характеристик человека получили название “иллюзорных корреляций”.
Эти своеобразные “стереотипы” основываются не только на “жизненном” опыте”, но часто на обрывках знаний, сведений о различных психологических концепциях, имевших распространение в прошлом (например, идей Кречмера о связи типов конституции человека с чертами его характера, идей физиогномики о соответствии черт лица некоторым психологическим характеристикам и т.д.). Само привлечение внимания к этим обстоятельствам имеет очень большое значение, поскольку обычно мало кто отдает себе отчет в том, насколько эти факторы осложняют процесс межличностного восприятия. Бодалев А.А. получил в этом отношении весьма интересные данные: из 72 опрошенных им людей относительно того, как они воспринимают внешние черты других людей, 9 ответили, что квадратный подбородок – признак сильной воли, 17 – что большой лоб – признак ума, 3 отождествляют жесткие волосы с непокорным характером, 16 – полноту с добродушием, для 2 толстые губы – символ сексуальности, для 5 малый рост – свидетельство властности, для 1 человека близко посаженные друг к другу глаза означают вспыльчивость, а для 5 других красота – признак глупости (Бодалев А.А., 1982). Никакой тренинг в полной мере не сможет снять эти житейские обобщения, однако он может хотя бы озадачить человека в вопросе о “безусловности” его суждений по поводу других людей.
Другой прием, применяемый, в частности, в видеотренинге,состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Особое значение при этом имеет набор понятий, категорий, при помощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия. В то же время, опыт организации этой работы показал, что навыки, приобретенные в специальных группах тренинга, не обязательно удерживаются потом в реальных ситуациях взаимодействия. Поэтому особенно целесообразным является тренинг на точность восприятия в реальных группах, объединенных совместной деятельностью.
Г. Гибш и М. Форверг в свое время обратили внимание на тот факт, что, например, близость собственного и чужого представлений об одном человеке значительнее в долго существующих группах, связанных единой системой деятельности. Однако вопрос о том, способствует ли повышению точности восприятия длительное общение с человеком, заданное совместной деятельностью, нельзя считать полностью решенным. Ряд экспериментальных исследований показывает, что по мере существования длительного контакта возникающая пристрастность к объекту восприятия, напротив, служит источником различного рода искажений образа воспринимаемого. Исследование этого частного вопроса, относящегося к характеристике общения, демонстрирует необходимость дальнейшего его исследования в контексте конкретных групп и конкретной деятельности этих групп.