Проявление воли при выполнении физических упражнений

Воля – это способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, и сознательно регулировать свою деятельность. Учащиеся, выполняющие физические упражнения, выступая на спортивных соревнованиях, ставят определенные цели (ближайшие или перспективные). В процессе спортивной деятельности постоянно встречаются трудности, и от того, как учащиеся будут относиться к их преодолению, как они будут проявлять волевые усилия, будет зависеть развитие воли как способности. Научить их преодолевать любые встречающиеся при этом трудности – одна из задач учителя физической культуры, тренера.

Спортивная деятельность служит тем полигоном, где воля проявляется постоянно – ежеминутно и даже ежесекундно – и оказывает положительное влияние на физическое совершенствование человека, рост спортивных результатов. Постоянное выполнение физических упражнений, в свою очередь, укрепляет волю. И многие подростки, самостоятельно занимаясь физическими упражнениями, воспитывают волю, хотят быть смелыми, решительными, уверенными.

При занятиях физической культурой и спортом воля как интегральное психическое проявление представляется в виде волевых действий, сопутствующих выполнению любого физического упражнения (прыжок через коня, прием мяча, бег и т. д.). Признаками волевых действий являются:

1) наличие побуждения к совершению действия;

2) осознание возникшей и требующей своего удовлетворения потребности;

3) представление цели действия, его конечного результата;

4) представление средств, необходимых для достижения намеченной цели;

5) намерение и решение осуществлять данное действие. При этом различают такие виды решений: а) привычное (принимается без размышлений и колебаний); б) без достаточного основания (принимаемое как попытка выйти из создавшегося положения); в) осознанное решение, осуществляемое на основе тщательного анализа всех обстоятельств;

6) волевые усилия выражаются в побуждении человека действовать, несмотря на возникшие трудности и препятствия объекта;

7) выполнение принятого решения осуществляется путем рабочих операций с помощью намеченных средств.

Перед выполнением, а также в процессе выполнения физических упражнений у человека возникает определенное психическое состояние, так называемое волевое усилие – состояние внутренней психической напряженности человека, возникшее в связи с необходимостью преодоления трудностей. Например, состояние учащегося перед выполнением сложного упражнения или перед выполнением прыжка через планку, установленную на максимальной для него высоте. При выполнении физических упражнений различаются следующие волевые усилия, связанные: а) с мышечным напряжением (подтягивание на перекладине, опорные прыжки и т. п.); б) с напряжением внимания (спортивные игры, гимнастические упражнения, стрельба и т. п.); в) с преодолением усталости (бег-кросс, лыжная подготовка, плавание и т. п.) и неблагоприятных эмоциональных состояний (неудачи в первых стартах, возникший страх и т. п.).

Постоянно проявляемое в спортивной деятельности волевое усилие (психическое состояние) трансформируется в волевое качество (свойство личности). Например, постоянное преодолений чувства страха способствует развитию волевого качества смелости; преодоление усталости в плавании, беге и т. д. способствует развитию волевого качества настойчивости. Различают следующие волевые качества: дисциплинированность, уверенность, целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность, самообладание, выдержка.

Волевые качества не всегда взаимосвязаны между собой. Школьник может быть, например, настойчивым, но несмелым, инициативным, но невыдержанным и т. д., т. е. необязательно все волевые качества могут быть высоко развиты даже у высококвалифицированных спортсменов.

На уроках школьники нередко отказываются выполнять физические упражнения. В этом случае учителю важно найти причины отказа. В качестве таких причин может быть стpax, возникший перед выполнением сложного, опасного упражнения. У одних страх имеет врожденную основу, обусловленную определенными типологическими особенностями, в частности слабой нервной системой (Е. П. Ильин, 2000). У других страх может быть следствием полученной травмы при выполнении упражнений, либо следствием проявления страха их товарищами. В любом случае учитель физкультуры должен выявить причину страха у каждого и определить пути его преодоления. Причиной отказа выполнять сложное упражнение может быть и неуверенность в успешном его выполнении. Тогда учитель должен найти способы и средства сформировать у школьника уверенность. Для этого рекомендуется использовать: показ упражнений товарищами по классу; надежную страховку; подводящие упражнения; постепенное повышение трудностей и т. д.

Наши рекомендации