Олигофреническнй патопсихологический симптомокомплекс
Олигофренический ППС следует рассматривать как специфичный вариант органического ППС. Характерным признаком олигофренического патопсихологического симптомокомплекса является тотальный характер нарушения всех психических процессов. Структура ППС: Когнитивная сфера.
Восприятие: отмечается сужение объема, недостаточная дифференцирован-ность восприятия, плохо различаются сходные предметы при их узнавании (при выраженной степени нарушения). В связи с нечеткостью восприятия для правильного узнавания изображений требуется значительное количество времени. Кроме того, восприятие недостаточно активно. При рассматривании изображений отмечается поверхностное схватывание отдельных объектов, изображенных на них. Внимание: характерно недоразвитие произвольного внимания, сужение объема, плохое распределение, затрудненное переключение и истощаемость внимания. Это обуславливает трудности сосредоточения на заданиях, требующих умственного напряжения. При отыскивании чисел по таблицам Шульте отмечаются пропуски чисел, их «потери», увеличение времени работы с каждой отдельной таблицей.
Память: выявляются нарушения операционного, динамического, мотиваци-онного компонентов процесса запоминания. Механическая память более развита, чем опосредованная. Однако, даже для запоминания не связанных между собой по смыслу слов требуются многие повторения, а через короткое время воспроизводится небольшое их количество. Медленно и с трудом усваивается новый материал, необходимо его неоднократное повторение, но он быстро забывается и использование на практике каких-либо приобретенных знаний зат-
руднено. В методике пиктограмм в связи с нарушением образования логических связей между словами и изображением слабой оказывается опосредованная память. Лучше запоминаются внешние признаки предметов и явлений в их случайных сочетаниях, но внутренние логические связи и отношения запоминаются плохо, так как недостаточно понимаются.
Мышление: выявляются нарушения операционной стороны мышления по типу снижения уровня доступных обобщений; нарушение динамики мышления по типу замедления протекания мыслительных операций (тугоподвижность мышления), инертности; ослабления мотивационного компонента мышления; нарушения критичности мышления. Снижение уровня доступных обобщений проявляется конкретно^ситуационным характером мышления, затруднением абстрагирования. Выделение существенных признаков, закономерных связей затруднено. Плохо усваиваются правила и общие понятия; при способности установления различия в предметах невозможным оказывается выделение существенных черт их сходства. При «сравнении понятий» опора идет на случайные, внешние признаки, а существенные игнорируются. Особые затруднения отмечаются при выполнении «классификации предметов», где формирование групп осуществляется с опорой на включенность тех или иных предметов в единую конкретную ситуацию из опыта испытуемого. Невозможным оказывается абстрагирование от всех предъявляемых предметов какого-либо признака, согласно которому предметы, обычно входящие в различные наглядные ситуации, могли бы быть объединены в единую группу. Так, затруднено объединение в одну группу по признаку «живого - неживого». При построении «простых аналогий» часто невозможным оказывается усвоение инструкции, выполнение заданий «случайно», по произвольному конкретному способу. «Сложные аналогии» недоступны.
Также обнаруживается слабость регулирующей функции мышления и некритичность суждений при непоследовательности рассуждений.
Воображение: выраженный дефект развития фантазии и воображения. В эксперименте оказываются невозможными даже составление рассказов из заданных слов, связная передача событий из собственной жизни.
Речь: устная - дефекты произношения, косноязычие, шепелявость, плохое различение звуков, путаница близких фонем, искажения слов при произношении (особенно сложных слов). .Словарь, как пассивный, так и активный, мал. Слово часто является не понятием, а названием конкретных объектов. Речь плохо оформлена грамматически, фразы односложные. Письменная речь часто не сформирована.
Эмоциональная сфера. Незрелость и малая дифференцированность эмоциональных реакций, тонкие оттенки чувств недоступны. Высшие чувства слабо развиты. В переживании доминируют элементарные чувства, которые нередко исчерпываются удовлетворением физических потребностей. Осознавание эмо- ций ограничено. Часты как переоценка своих возможностей, некритическое отношение к ним, так и переживание чувства своей неполноценности в связи с4* отрицательным отношением со стороны других людей, обиды за свою несостоятельность.
Мотивационно'потргбностная сфера. Низкий уровень мотивационной активности и малое мотивационное разнообразие. Низкий уровень мотивацион-ного опосредования, слабость целеполагания. Несформированность социально направленных мотивов. Дефицитарность волевой активности, высокая внушаемость.
Диагностические рекомендации.
Внешний облик пациентов часто отмечен дизонтогенетическими признаками. Характерно выраженное ослабление мимической экспрессии, гипомимия, гипопантомимия. «Угловатость» и несформированность тонких двигательных навыков. Существенное значение имеют речевые нарушения, выраженные затруднения при усвоении инструкций, понимания смысла заданий. Работоспособность в эксперименте низкая, выражена истощаемость, существенно снижен темп психических процессов. Рабочий мотив не формируется, преобладает ведомость. Заинтересованность в результатах мала. Необходима активная стимуляция для получения продукции в эксперименте. Важным диагностическим аспектом является низкая обучаемость испытуемых в эксперименте. С этой целью на протяжении всего исследования проводится обучающий эксперимент, где испытуемому предлагаются разные виды обучающей помощи: стимулирующая, уточняющая, организующая и полный обучающий урок. От степени выраженности олигофренического дефекта зависит использование испытуемым вида обучающей помощи, а следовательно, и обучаемость будет различной, от небольшого снижения до полного отсутствия обучаемости.
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: дифференцированные и недифференцированные формы олигофрении.
Дифференциальная диагностика.
Наиболее часто олигофренический ППС приходится дифференцировать с органическим. Основными дифференциально-диагностическими признаками при олигофреническом ППС являются тотальный характер нарушения всех компонентов мышления, процессов анализа и синтеза (при органическом ППС нарушения мышления носят мозаичный характер, и в большей степени страдают процессы внимания, памяти и работоспособность в целом); различия отмечаются также в способности использования и объеме прошлого опыта, а также в структуре нарушений эмоциональности.
Трудности и ошибки в диагностике. Затруднительна дифференциация легких форм олигофрении и пограничного уровня умственного развития. В этих случаях следует учитывать степень нарушения процессов мышления и крите-
рий обучаемости, раскрывающий возможности «зоны ближайшего развития», если таковая имеется.
Формирование тестовой батареи. Стандартная тестовая батарея, с введением в методики всех уровней обучающего эксперимента.