Вопрос 23. Основные подходы к исследованию структуры личности
Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Основой Личности является структура – относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон Личности, как целостного образования. Структура – центральный вопрос любой теории. Общим во всех теориях Личности является то, что в качестве ведущего компонента становления Личности выделяют направленность как сложное личностное образование, определяющее все поведение Личности, отношения к себе и окружающим. А также то, что Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Источники активности Личности (различные точки зрения):
1. Психоанализ (З. Фрейд) – источником активности являются инстинктивные побуждения человека, данные ему от рождения,передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, бессознательных импульсов,природа которых нам не известна (биологическое начало в человеке).
2. Неофрейдизм (Юнг,Адлер, Фромм) – решающую роль играла среда,бессознательное наполнялось другим смыслом: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти. Следствие – чувство неполноценности(Адлер), коллективное бессознательное (Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества вследствие чувства одиночества (Фромм) и другие механизмы отторжения общества. Современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении сознания из трудовой Деятельности и так далее. Источником активности личности являются потребности (естественные и культурные).
3. По Рубинштейну:направленность проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах Деятельности и поведения, мировоззрении. Знания, умения и навыки приобретаются в процессе жизни и познавательной Деятельности.Индивидуально-типологические особенности проявляются в темпераменте, характере,способностях.
4.По Платонову:1 подструктура направленности (объединяет отношения и моральные черты Личности); 2. подструктура социального опыта (знания, умения, навыки, привычки,приобретенные в личностном опыте и обучении); 3. подструктура форм отражения(Охватывает индивидуальные особенности отдельных психологических процессов,которые формируются в процессе социальной жизни); 4. подструктура биологически обусловленная (типологические свойства Личности, половые и возрастные особенности, патологические изменения).
Вопрос 24. Диспозиционная структура личности.
Основой концепции В.А. Ядова является рассмотрение иерархической системы диспозиций человека, регулирующих его поведение и деятельность на разных уровнях социальной действительности. Диспозиции личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях соответствующим образом.
В основу механизма образования диспозиций в теории В.А.Ядова положена схема Д.Н.Узнадзе, разработанная им для объяснения возникновения первичных установок (set). Таким образом, диспозиции возникают при " встрече" определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. На разных уровнях потребностей и разных уровнях ситуаций действуют соответственно разные диспозиционные образования. Вначале рассмотрим отдельно иерархию потребностей и иерархию ситуаций.
Иерархия потребностей.
В концепции В.А.Ядова выделяются четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение. Основанием классификации служат здесь последовательное расширение границ активности личности.
Первая сфера, где реализуются потребности человека - ближайшее семейное окружение.
Вторая сфера - контактная ( малая) группа, в рамках которой действует индивид.
Третья сфера - более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта.
Четвертая сфера - сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивидвключается через освоение идеологических и культурных ценностей общества.
Ситуации структурированы по длительности времени существования данных условий деятельности. Т.е. ситуацию деятельности можно рассматривать как быстро изменяющуюся или же устойчивую.
Первый уровень - быстро изменяющиеся предметные ситуации;
Второй уровень - ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы.Посвоейдлительности подобные ситуации деятельности человека гораздо больше, чем предыдущие;
Третий уровень - устойчивые условия деятельности, имеющие место в различных социальных сферах (труда, досуга, семейной жизни человека);
Четвертый уровень - наиболее длительные, устойчивые условия деятельности в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и культурной структуры его функционирования.
Определенная диспозиция, как уже было сказано, возникает (и действует) на пересечении определенного уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. При этом выделяются четыре уровня диспозиций:
Первый уровень диспозиций - установка (set) (элементарные фиксированные установки (по Д.И.Узнадзе). Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки лишены модальности ( переживания " за" или " против") и неосознаются субъектом.
Второй уровень диспозиций - социальные фиксированные установки или аттитюды - более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой ( контактной) группе. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов ( или их свойств) и отдельных социальных ситуаций ( или их свойств).
Третий уровень диспозиций - базовые социальные установки (общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности). Данные установки имеют трехкомпонентную структуру ( как и аттитюды), но это не столько выражение отношения к определенному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям. В этом случае направленность может быть представлена как идентификация личности со значимой для нее социальной деятельностью. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности ( тогда основные интересы человека будут связаны, например, с достижением высокого уровня профессионализма, расширением профессиональных знаний и умений, построением профессиональной карьеры и т.п.).
Четвертый уровень диспозиций - система ценностных ориентаций личности на цели жизнедеятельности человека, а также на средства их достижения.
Система ценностных ориентаций формируется на основе высших социальных потребностей личности и детерминированна общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических и культурных принципов.
Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Т.е. основная функция диспозиционной системы - психическая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отношении ближайших или более отдаленных целей, можно выделить несколько иерархических уровней поведения. При этом каждый из уровней диспозиций " ответственен" за регуляцию определенного уровня поведения.
Первый уровень - "поведенческий акт" - означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию. Целесообразность поведенческих актов диктуется необходимостью установить адекватное соответствие ( равновесие) между специфическими и быстро сменяющими друг друга воздействиями внешней среды и витальными потребностями субъекта в данный момент времени.
Второй уровень регулирует поступки личности. Поступок представляет собой элементарную социально значимую " единицу" поведения. Целесообразность осуществления поступка выражается в установлении соответствия между простейшей социальной ситуацией и социальными потребностями субъекта.
Третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков, образующие поведение в различных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается системой поступков.
Четвертый уровень - регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности. " Целеполагание" на этом высшем уровне представляет собой некий " жизненный план", важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека в области труда, познания, семейной и общественной жизни".
Таким образом, на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой. При этом, в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию. В это время остальные диспозиции представляют собой " фоновые уровни" (в терминологии Н.А.Бернштейна). Так, нижележащие диспозиционные уровни активизируются и перестраиваются для обеспечения реализации поведения, регулируемого адекватным ситуации более высоким диспозиционным уровнем. А более высокие диспозиционные уровни при этом активизируются для согласования поведенческого акта или для согласования поступка в рамках целенаправленного поведения в данной сфере деятельности. В целом, в момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или началу деятельности, в соответствии с уровнем деятельности вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, т.е. образует актуальную диспозицию. Однако, как уже говорилось, ведущую роль здесь будут играть именно те уровни диспозиционной иерархии, которые соответствуют определенным потребностям и ситуации.
В целом диспозиционная регуляция социальной деятельности личности может быть описана следующей формулой:
"ситуации" (= условия деятельности) --> "диспозиции" --> "поведение"(= деятельность).
Одним из несомненных достоинств концепции В.А.Ядова является то, что поведение и деятельность осуществляются личностью не только в непосредственной предметной ситуации, но и в условиях широкой системы социальных связей и отношений. Кроме того, сама социальная ситуация, в которой разворачивается поведение человека, рассматривается как внутренняя образующая диспозиции и как стимул для ее актуализации. Таким образом, ситуация перестает быть ( как в зарубежных теориях) внешним фактором, противопоставленным аттитюду в оказании влияния на поведение человека. В данном случае связь между ситуацией и поведением устанавливается именно через систему диспозиций.