Серия «А». Образование названий детенышей животных
Инструкция: <У кошки — котята, а у ...»
Предлагаемый материал | Ответы |
Начало года | Конец года |
Козы | |
Собаки | |
Коровы | |
Свиньи | |
Курицы | |
Утки | |
Пингвина | |
Льва |
Серия «Б». Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме. Инструкция: «Вот этот большой предмет — мяч, к нему подходит маленький предмет — мячик. Я буду называть большой предмет, а ты подходящий к нему маленький предмет».
Предлагаемый материал | Ответ | |
Начало года | Конец года | |
Дом | ||
Кукла | ||
Яблоко | ||
Стул | ||
Елка |
Серия «В». Образование относительных прилагательных.
Инструкция: «Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная. Скажи, какой (какая)...
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Кораблик из бумаги | ||
Лопата из железа | ||
Сок из яблок | ||
Компот из слив | ||
Баба из снега | ||
Конфета из шоколада | ||
Ваза из стекла |
Серия «Г». Образование притяжательных прилагательных.
Инструкция: «У кошки хвост кошачий, а у …»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Собаки | ||
Волка | ||
Зайца | ||
Лисы | ||
Птицы |
Серия «Д». Образование приставочных глаголов.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что делает мальчик».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Мальчик идет. | ||
Мальчик подходит к дому. | ||
Мальчик выходит из дома. | ||
Мальчик входит в дом. | ||
Мальчик переходит улицу. |
Оценка для заданий .7 («А», «Б», «В», «Г», «Д»):
5 баллов — все задания выполнены самостоятельно и верно;
4 балла — в основном все задания выполнены самостоятельно и верно, ошибки исправляются самостоятельно, либо после уточняющего вопроса;
3 балла — большинство заданий выполняется с помощью в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны;
2 балла — при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания недоступны;
1 балл — невыполнение.
Направление 4
Обследование строения и моторики артикуляционного аппарата.
Обследование проводится по известной методике (Г.В. Чиркина, 1992; Г.А. Волкова,1993; Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 1994 и др.).
Прежде всего, необходимо выявить аномалии в строении губ, языка, зубов, челюстей, неба. Затем проверяется моторика артикуляционного аппарата. Нами разработана балльная оценка, позволяющая определить степень и качество нарушения моторики.
Инструкция: «Посмотри и сделай как я, подержи язычок/губы в таком положении, пока я буду считать». Ребенок выполняет каждое упражнение под счет экспериментатора от 1 до 10.
Предлагаемые упражнения | Выполнение | |
Начало года | Конец года | |
«Улыбка (оскал) | ||
«Хоботок« (губы вытянуты в трубочку) | ||
«Лопатка» (широкий передний край языка положить на нижнюю губу) | ||
«Иголка» (узкий язык высунуть далеко вперед) | ||
«Улыбка» «хоботок« (чередование движений) | ||
«Качели« (рот открыт, попеременно поднимать кончик языка к верхним зубам и опускать к нижним зубам) | ||
«Маятник« (кончик языка переводить от одного уголка рта к другому) | ||
«Лошадка» (щелкать языком медленно и сильно) | ||
«Орешек» (оттопырить правую, затем левую щеку языком, рот закрыт) |
Оценка:
5 баллов — все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;
4 балла — все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1-2 движения выполняются со второй попытки;
3 балла — движения выполняет, темп выполнения и переключаемость
снижены, объем движения неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удерживание позы, требуются
повторные показы движений;
2 балла — для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор (дрожание) кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;
1 балл — невыполнение, отказ от деятельности.
Направление 5