Механизм мотивации персонала. мотив и стимул

Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

Понимание сущности мотивационных процессов основано на изучении взаимосвязи двух категорий экономики: производства и потребления. В потреблении произведенные продукты осознаются в качестве необходимости, что побуждает дальнейшее производство. В этой взаимосвязи происходит рождение потребностей, которые и заставляют действовать людей так, а не иначе.

Потребность – это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях.

Экономисты, менеджеры, психологи, наблюдая за действиями, поведением людей, определили, что мотивом их действий служат потребности. Человек способен влиять на скорость развития своих потребностей, управлять их интенсивностью, направленностью, а следовательно, осуществлять обратную связь с производством. Эта связь проявляется через свободу выбора, когда человек сам выбирает работу, товар, способы своей жизнедеятельности, личные идеалы, цели.

Таким образом, рождается взаимосвязь: потребности – мотив – стимул – цель – деятельность – результат – потребность.

То есть, потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, производить материальные, социальные и духовные блага. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности является мотив.

Мотив – это осознанное индивидуумом побуждение к деятельности. Проще говоря, мотив – это то, почему человек действует, внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.

Соединение внутреннего и внешнего побуждения ведет к реализации мотива в действие, т.е. к практическим действиям субъекта по удовлетворению своих потребностей. Внешнее побуждение есть стимул.

Стимул – это основной элемент управления человеческими ресурсами. Он является главным двигателем производства. Стимул должен влиять на активность работника. Именно стимул переводит потребность и интересы работника в мотивы, т.е. в личную заинтересованность. От уровня заинтересованности зависит включенность каждого сотрудника в процесс труда, реализация его личного потенциала, степень напряженности работы, закрепление достигнутых результатов, специфика протекания творческих и психологических процессов и т.п.

Соберем перечисленные элементы механизма мотивации в единую схему (рисунок 1).

  Деятельность
  Потребность
Мотив (внутреннее побуждение)
Стимул (внешнее побуждение)
  Цель
Результат по удовлетворению потребностей

Рисунок 1 – Механизм мотивации персонала

Механизм мотивации требует соблюдения определенных правил, что позволит повысить эффективность мотивационных мероприятий:

1. Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики.

2. Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (минимизировать разрыв между результатами труда и поощрением).

3. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем предсказуемые и регулярные.

4. Постоянное внимание к работнику и членам его семьи.

5. Давать возможность работникам чувствовать себя победителями.

6. Поощрять за достижение промежуточных целей.

7. Предоставление работникам чувства самостоятельности и возможности контролировать ситуацию.

8. Не ущемлять самоуважение работников.

9. Лучше награждать небольшими и частыми поощрениями большее количество работников.

10. Разумная внутренняя конкуренция – дух соревнования, способствует прогрессу.

ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.

МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ, ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ.

АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА.

Наши рекомендации